Рождение кинопублицистики || «Литература и искусство» 14 марта 1942 года

Apr 07, 2019 06:31




Война советского народа против немецких захватчиков произвела глубокие сдвиги во всей нашей культурной жизни. Появилось множество хороших стихов, где большая глубина мысли и чувства сочетается с ясностью и отточенностью формы. Некоторые газетные очерки, написанные по горячим следам событий, с полным правом займут место в школьных хрестоматиях. Думается, что в этом же ряду надо упомянуть многие удачи документального кино - от большого фильма до короткого журнального сюжета.

Перед нами на экране пять новых номеров Союзкиножурнала, вышедших в свет во второй половине февраля 1942 г. В них с особой силой сказывается то новое, что появилось в нашей кинохронике за дни войны.

Эти пять коробок ленты, если их смотреть подряд, воспринимаются, как единое захватывающее зрелище. Экран ни на мгновение не оставляет зрителя бесстрастным. Один эпизод сменяется другим, и кажется, что самое интересное и волнующее уже просмотрено, но всякий раз оно оказывается впереди. Трудно назвать в прошлом журналы, где все сюжеты - быть может, за одним-двумя исключениями - были бы так удачно найдены, сняты и смонтированы.

…В селе К. оккупанты создали мощный узел сопротивления. Вместе с командиром энской красноармейской части, стоящим на наблюдательное пункте, мы смотрим на поле будущего боя. Пока говорят только наши орудия. Шквал артиллерийского огня оглушает немцев, подавляет огневые точки врага. И вот по снежному полю двинулись атакующие подразделения. Мы надолго запомним широкую панораму героического боя, командира, сраженного вражеской пулей, смелый бросок наших бойцов вперед, отважную девушку-санитарку, выносящую раненых из-под обстрела.

…Боевые машины берут разгон на тускло поблескивающем снегу карельского аэродрома.

…А на берегах реки Волхова лыжники в белых халатах пробиваются через леса. Отряды храбрецов перерезают полотно захваченной врагами дороги. Жаркий бой закипает на речных переправах. Фашистские хищники тщетно пробуют скрыться в чаще леса - их всюду настигают вооруженные советские люди…

Так из множества эпизодов, бытовых штрихов, человеческих портретов складывается величественная картина битв, которые ведет наступающая Красная Армия.

Заснятые советскими хроникерами кинодокументы о наступательных боях Красной Армии будут с горячим интересом встречены свободолюбивыми народами мира.

Сюжеты Г.Боброва «Красная Армия продвигается на запад» (СКЖ №13), «На реке Волхов» Б.Бурта и А.Лебедева (№14), «В тылу врага» оператора Б. (№15) и другие хорошо воспроизводят суровую обстановку войны, наступательный порыв Красной Армии, мужество и стойкость советских людей, освобождающих родную землю от фашистской нечисти.

Основное достоинство этих сюжетов, как и всей советской хроники, их правдивость. Она - источник огромной силы их эмоционального воздействия.

Но правда эта - не серенькая правда ремесленного «моментального снимка», холодной фотографии, верно передающей только внешние контуры явления.

Нет - это рассказ правдивый и в то же время взволнованный. Рассказ не только очевидца, но и участника великих событий. Его с’емка - не простая регистрация факта: он, советский киножурналист, вкладывает в изображение действительности свои живые ощущения и чувства. Так рождается кинопублицистика.

Совместимы ли столь далекие понятия, как «документ» и «чувство»? Посмотрите лучшие работы наших кинохроникеров, и вы увидите, как публицистическая страстность тесно совмещается со строгой документальностью. Одно дополняет другое, первое немыслимо без второго.

Хронику иногда называют кинолетописью. Если эту метафору употребляют как образ бесстрастия, то она неточна, ибо летописца, который писал бы, «добру и злу внимая равнодушно», в действительности не существовало. Советский хроникер несравненно об’ективнее летописца. И в то же время «летопись» его во стократ активнее: в ней всегда слышится радость, скорбь или гнев, сама она звучит как призыв к борьбе.

Это справедливо не только по отношению к с’емкам боевых эпизодов.

Оператор Б. (имя которого не может быть названо, потому что он работает во вражеском тылу) побывал в партизанском отряде. Взгляните, какой теплотой согреты снятый им портрет колхозницы-партизанки, портрет старика-партизана - вся картина суровой и мужественной жизни народных мстителей!

Даже пейзаж в хронике не безразличен. Вспомните, например, кадры заснеженного леса, по которому идут наши бойцы (с’емки Бурта и Лебедева). Это пейзаж, сделанный рукой художника, - знакомый и близкий пейзаж родной земли, который говорит сердцу зрителя не меньше, чем кадры атак, эпизоды боевых подвигов.

Кинорепортер или публицист? Хроникальный репортаж или киножурналистика? Между тем и другим стираются грани. Замечательный образец фронтового репортажа «Разгром немецких войск под Москвой» - стал одним из самых ярких публицистических произведений последнего времени.

И вместе с тем в киножурналистике происходит разграничение жанров. Мы ценим и короткое сообщение о событии (например, снятую оператором Гольбрихом корреспонденцию из Лозовой), и кинозарисовку, и динамичный, выразительный очерк.

Первые военные с’емки - и летом и осенью прошлого года - были фрагментарны. На экране чередовались обрывки явлений, захваченных кинооператором врасплох, и вместе они создавали лишь неполный и внешний рисунок войны.

Сейчас операторы хроники с успехом овладевают трудным искусством кинопортрета. Речь идет не о портрете-кадре, а о раскрытии характера человека, героя отечественной войны.

Вот санитарка Лена Иванова выносит раненого с поля боя. («Девушки гвардейской бригады» Г.Боброва). Вблизи разрывается снаряд. Лена передвигается ползком, таща за собой раненого. С ее головы падает шапка, она изнемогает от усталости, но настойчиво, упрямо подвигается вперед - туда, где стоят приготовленные для перевозки раненых сани. И, достигнув цели, она не забывает заботливо укрыть, устроить поудобнее спасенного ею человека. Из мелких штрихов, подмеченных оператором, возникает образ дочери советского народа, волевой и бесстрашной.

Место разрозненных фрагментов в хронике занимает связное изложение событий, не только хронологически последовательное, но и осмысленное по композиции. Пленка, присланная с фронта, рассказывает о целой боевой операции, и от этого рассказ становится еще более значительным.

Среди сюжетов последних пяти номеров журнала привлекает внимание очерк «Морские охотники» Я.Берлинера и Н.Большакова. Черное море… Тяжелые волны режет катер младшего лейтенанта Черняка. Южным солнцем опалены мужественные лица командира и красноармейцев - охотников за вражескими подлодками. Вахтенный замечает перископ… «Полный вперед!». Катер ложится на боевой курс, начинается стремительная погоня за врагом и единоборство катера с подлодкой. За корму уходит глубинная бомба, и позади бешено мчащегося катера поднимается сверкающий водяной смерч. Бомбы падают одна за другой. Пузырьки воздуха отмечают то место, где гибель застигла фашистских подводных пиратов…

Часто говорят о желательности сотрудничества кинохроникера с газетчиком. Такое об’единение может быть плодотворным. Но еще лучше, если оператор и журналист совмещаются в одном лице.

Отвага и бесстрашие - не единственные качества человека с киноаппаратом. В отличие от фронтового литератора, который записывает свои наблюдения, когда бой уже кончен, кинохроникер под огнем врага, создает свой рассказ. Ему надо не только видеть перипетии боя, но помнить о фокусе и экспозиции, искать выразительные средства, чтобы передать происходящее вокруг; наконец, мысленно создавать план будущего сюжета.

Советских кинохроникеров воодушевляет любовь к родине, стремление возможно полнее и шире показать миллионам людей героику великой отечественной войны. С каждым днем они все лучше выполняют эту почетную задачу.

Было бы, конечно, наивно думать, что наша кинопериодика уже оказалась на такой высоте, дальше которой не надо стремиться. Хронике еще нехватает многого и многое ей предстоит завоевать упорной работой. Надо бы еще глубже войти в жизнь фронта. Хотелось бы рядом с военными с’емками видеть больше ярких сюжетов о людях советского тыла. Стоило бы еще резче сократить дистанцию во времени между с’емкой материала и выходом его на экран. Многие задачи решены еще наполовину. Но под’ем, переживаемый сейчас кинохроникой, убеждает в том, что они будут решены.

Завоеванный кинохроникой новый уровень заставляет пред’являть каждому оператору, режиссеру хроники новые требования. Теперь никто уже не простит вялого и серого сюжета в журнале. Теперь надо все более настойчиво овладевать мастерством боевой советской киножурналистики.

Ибо особую актуальность в наше время приобретают прозвучавшие еще в младенческие годы советской кинематографии проникновенные ленинские слова о значении «образной публицистики» в кино. || А.Новогрудский.

______
Союзкиножурналы №№13-17. Февраль 1942 г. Центральная студия кинохроники. Режиссеры И.Копалин, Н.Кармазинский, И.Сеткина, М.Фиделева, С.Гуров.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ФУРМАНОВА

Шестнадцать лет тому назад, 15 марта 1926 г., умер Дмитрий Андреевич Фурманов - замечательный писатель, боец-большевик. Фурманов создал в своей знаменитой повести обаятельный образ Чапаева - подлинного сына народа, талантливого военного руководителя и организатора, рожденного эпохой гражданской войны. Военный талант Чапаева - важнейшая сторона того оригинального характера, который возникает из фурмановского произведения

Образ Чапаева был бы не завершен, если бы рядом с ним не стояла фигура комиссара Клычкова замечательного политического руководителя и воспитателя бойцов чапаевской дивизии.

Федор Клычков - это автобиографический образ самого Дмитрия Фурманова.

Традиции Фурманова, писателя-бойца, приобретают огромное значение сейчас, в дни великой отечественной войны. Для того, чтобы стать художником беспримерной исторической эпохи, переживаемой нашей родиной, нужно быть вместе с народом, нужно быть там, где творится история. Фурмановская традиция жива в советской литературе наших дней.

+ + + + + + + + +

Источник: « Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года

# Кинодокументы великой войны || «Литература и искусство» №7, 14 февраля 1942 года
# А.Левитан. Кинофальшивки Геббельса || «Литература и искусство» №5, 3 февраля 1942 года
# Плачьте, но снимайте! Фронтовая кинохроника 1941-1945 гг || «Живая история» №6, 2016 года

1942, «Литература и искусство», март 1942, весна 1942

Previous post Next post
Up