В упорной и жестокой борьбе нашей доблестной Красной Армии и всего народа против гитлеровских орд каждый день рождаются новые герои, своими подвигами и трудовым энтузиазмом приводящие в изумление весь мир. О них создаются чудесные легенды, народные сказы, былины, песни. О них пишутся поэмы, пьесы, повести, рассказы. Их светлые образы предстают перед нами на сцене, на полотне, на экране. Их - скромных и не привыкших к славе - живыми запечатлевают на кинопленке. Их слава в веках. Они бессмертны.
Великая честь в эти грозные дни выпала на долю художественной интеллигенции - работников всех видов искусств: своими произведениями воспитывать в человеке лучшие качества бойца и гражданина, прославлять героя, зажигать сердца людей беззаветной любовью к родине и священной ненавистью к ее врагам. Чем ближе, непосредственнее участие художника в гуще военных событий, тем ярче, вдохновеннее и правдивее его произведения, тем громче они звучат и глубже проникают в сознание каждого советского гражданина-патриота.
Их - советских художников на фронтах отечественной войны - уже тысячи. Среди них, на передовых линиях огня - кинооператоры-хроникеры. С киноаппаратами, а подчас и гранатами в руках, они вместе с бойцами Красной Армии наступают на врага, запечатлевая на кинопленке боевые эпизоды, мужество и отвагу наших воинов.
Трудно переоценить значение фронтовой работы советских кинохроникеров. Из метра в метр отснимаемой пленки они создают правдивую и неповторимую летопись великой отечественной войны. Их произведения - исторические документы неизмеримой ценности.
В истории советской кинематографии кинохроника всегда занимала почетное место. В годы гражданской войны кинооператоры снимали героическую борьбу Красной Армии с белогвардейцами и интервентами. В годы сталинских пятилеток кинохроника показывала успехи социалистического строительства, трудовые подвиги трудящихся, монолитную дружбу народов СССР, мобилизуя людей на новые достижения, воспитывая в них черты новой, социалистической морали, нового отношения к труду. Недаром В.И.Ленин, учитывая огромное воспитательное значение кинохроники, в 1922 году в беседе с А.В.Луначарским говорил, что «производство новых фильм, проникнутых коммунистическими идеями, отражающими советскую действительность, надо начинать с хроники».
С Красной Армией и Военно-Морским Флотом кинооператоров связывает крепкая и долголетняя дружба. В мирное время кинооператоры бывали частыми гостями у красноармейцев и краснофлотцев. В настоящее время эта дружба стала еще более крепкой и глубокой.
Советские кинооператоры вступили в отечественную войну, имея уже боевой опыт, полученный ими в дни войны с белофиннами. Многие из них в то время за отличную операторскую работу были награждены правительством орденами СССР. Авторам художественно-документальных фильмов «На Дунае» и «Линия Маннергейма» присуждена Сталинская премия. Имена кинооператоров С.Гусева, В.Беляева, Р.Кармен, М.Трояновского, Н.Вихирева и ряда других широко известны кинозрителям нашей страны.
Настоящее мастерство, большой творческий рост в с’емках кинорепортажа с фронтов великой отечественной войны проявили и кинооператоры Т.Бунимович, П.Касаткин, В.Доброницкий, В.Микоша, А.Фролов и многие другие.
За семь с половиной месяцев отечественной войны выковалась значительная группа смелых и инициативных кинохроникеров-фронтовиков, показывающих высокие образцы боевой работы и умения четко выполнять получаемые задания. С’емка бомбежки вражеских об’ектов с боевого самолета, с’емка атаки из щели идущего в бой танка или бронепоезда, с корабля, под минометным огнем и в тылу врага - все это требует от кинохроникера мужества, профессиональной выучки и бесстрашия. День за днем, в различных по характеру условиях фронта советские кинохроникеры пополняют кинолетопись великой отечественной войны яркими эпизодами беспримерного мужества бойцов Красной Армии и партизан - народных героев, сокрушающих врага.
Советская кинохроника всегда отличалась в своей документации событий правдивостью и идейной направленностью. Сейчас, в условиях войны, она твердо противостоит грязному потоку геббельсовских «документальных» кинофальшивок. В стремлении всеми средствами одурачить немецкий народ, отвлечь его от кошмара войны и создать видимость успеха на советско-германском фронте, геббельсовские обер-лгуны широко используют методы фальсификации и беспардонных инсценировок. «Военные фильмы должны изображать возможное, а не фактически существующее», - в припадке наглой откровенности призналась не так давно газета «Франкфуртер цейтунг». Такова «документальность» фашистской киностряпни! Подлые методы подтасовки фашистской кинопропагандой действительных фактов до конца разоблачаются подлинными документами наших кинооператоров, заснявших кровавые зверства фашистских убийц и насильников в Истре, Клину, Калуге, Волоколамске и десятках других советских городов и сел, освобожденных от гитлеровской нечисти героическими частями нашей Красной Армии.
Накапливая опыт и совершенствуясь в процессе фронтовых с’емок, советские кинохроникеры все более переходят от разрозненных эпизодов, заснятых в первые недели войны, к созданию цельных, законченных сюжетов в киножурналах и фильмах, где на место сухого, протокольного фиксирования фактов становится типизация, идейно-художественное обобщение запечатлеваемых явлений. Это и есть образная публицистика, эмоционально воздействующий на зрителя художественный кинорепортаж. В этом отношении чрезвычайно показательны выпущенные на экраны киножурналы «На защиту родной Москвы», «Освобождение Ростова от немецко-фашистских захватчиков» и «Героическая оборона Севастополя».
Эти и подобные им киножурналы из кадра в кадр на всем протяжении действия держат зрителя в напряженном состоянии, заставляя его с неослабеваемым вниманием следить за происходящим, сливаться с действующими на экране людьми, остро переживать горечь утраты дорогих людей и торжество победы над ненавистной фашистской сворой убийц, насильников и воров. Известно, с каким живым интересом воспринимает советский зритель каждый выходящий на экран хроникальный киножурнал. Известно также, какой широкой популярностью пользуется советская кинохроника за границей у зрителей демократических стран.
Прославляя величие борьбы и побед нашей славной Красной Армии на фронтах отечественной войны, советские кинохроникеры широко освещают и работу тыла, где на фабриках и заводах, в мастерских и на учебных пунктах куется оружие и готовятся новые кадры бойцов для окончательного разгрома гитлеровской тирании.
Наглядной и убедительной иллюстрацией единства фронта и тыла в нашей стране служат документальные фильмы «Парад частей Красной Армии на Красной площади 7 ноября 1941 года» и «Торжественное заседание Московского Совета Депутатов трудящихся, посвященное празднованию XXIV годовщины Октября».
Эти фильмы вызывают у зрителей - бойцов и трудящихся - неукротимое желание давать больше оружия фронту, сильнее громить врага, не жалея ни сил, ни крови. В них, в этих фильмах, наглядно раскрывается мощь многомиллионного народа Советского Союза, его воля, его творческий пафос, его стремление итти за своим любимым вождем - полководцем товарищем Сталиным на заклятого врага и бить немецко-фашистских варваров до их окончательного разгрома.
Центральной студией кинохроники только что закончен замечательный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
Фильм этот наглядно подтверждает гениальное предвидение товарища Сталина о начале разгрома под Москвой фашистско-немецких оккупантов. В нем убедительно и красочно отображены грозная сила и сокрушительная мощь нашей доблестной Красной Армии и патриотический дух советского народа, героически борющегося за родину, за ее свободу и независимость.
Документальные фильмы, создаваемые на основе фронтового и тылового кинорепортажа, являются могучим средством популяризации мощи Красной Армии и действенным орудием воспитания советских людей в духе преданности своей родине. Они разоблачают миф о «непобедимости» германской армии, вселяя в бойцов Красной Армии и весь наш народ еще большую уверенность в победе над гитлеровскими бандами.
Чрезвычайно важно, чтобы из выпуска в выпуск документальные фильмы и киножурналы качественно улучшались и быстрее доводились до массового зрителя. За время отечественной войны советская кинохроника показала образцы боевой работы. Однако в практике имеют еще место случаи замедленного темпа в производстве и продвижении на экран фильмов и киножурналов, подчас недостает еще в них яркой и впечатляющей изобразительности, образности и типизации. Еще недостаточно широко запечатлеваются отдельные примеры мужества и отваги бойцов и командиров Красной Армии.
Кинохроникеры-фронтовики должны стремиться к более широкому показу героики и мощи Красной Армии, более яркому воспроизведению отдельных бойцов и партизан, совершающих невиданные в истории подвиги, к более лучшему отображению единства фронта и тыла, трудового под’ема нашего народа.
Справедливая борьба Красной Армии и всего советского народа против фашистско-немецких захватчиков продолжается. Советские кинохроникеры должны создать еще больше ярких и волнующих фильмов, призывающих наш народ к яростной мести врагу, к полному уничтожению германского фашизма.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
«В освобожденном городе». Рисунок О.Верейского.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Литература и искусство» №7, 14 февраля 1942 года #
Кинорепортаж с фронта || «Литература и искусство» №17, 24 апреля 1943 года
# А.Левитан.
Кинофальшивки Геббельса || «Литература и искусство» №5, 3 февраля 1942 года
#
Плачьте, но снимайте! Фронтовая кинохроника 1941-1945 гг || «Живая история» №6, 2016 года
# А.Новогрудский.
Рождение кинопублицистики || «Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года