НА СОВЕЩАНИИ НАЧАЛЬНИКОВ ФРОНТОВЫХ КИНОГРУПП
На-днях закончилось совещание начальников фронтовых групп кинохроники, созванное Комитетом по делам кинематографии. Второй раз за время войны в Москве собрались руководители фронтовых групп кинохроники, чтобы подвести итоги проделанной работы, поделиться опытом с’ёмок на фронтах.
Во вступительном слове председателя Комитета по делам кинематографии И.Большакова, в докладах Ф.Васильченко и Р.Кацмана, в выступлениях начальников киногрупп отмечались большие успехи, достигнутые фронтовыми киножурналистами за последний год. Выросли новые талантливые кадры фронтовых операторов. Наряду с признанными мастерами кинопублицистики образцы замечательной работы показали на фронте молодые операторы - Орлянкин, Вакар, Посельский, Погорелый, Короткевич и многие другие. Возросло мастерство фронтового кинорепортажа. Об этом свидетельствуют многие номера Союзкиножурнала, замечательные фильмы «
Сталинград», «Ленинград в борьбе», «Черноморцы».
Однако в работе кинохроникёров есть серьёзные недостатки, о которых в полный голос говорили участники совещания.
Фронтовые киножурналисты не научились ещё показывать завершенную картину боевой операции. Во многих киножурналах мы видим стреляющие орудия, бегущих в атаку бойцов, летящие самолёты, но о смысле и цели происходящего на экране сражения зритель в лучшем случае узнаёт лишь из слов диктора. Редким примером хорошего, планомерного показа боевой операции могут служить с’ёмки окружения и разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, которые дали возможность
создать прекрасный фильм «Сталинград».
К сожалению, таких с’ёмок ещё очень мало. На совещании приводились факты неоперативной работы некоторых групп и операторов. Киногруппа, руководимая тов. Ураловым, не смогла заснять операцию по взятию Курска. Киногруппа, где начальником тов. Кармен, не показала боев за Гжатск, Ржев, Вязьму. Операторы не участвовали в этих боях, шли по следам армии и ограничивались с’ёмками уже освобождённых городов.
Пытаясь оправдать отсутствие интересных с’ёмок, некоторые начальники киногрупп (Уралов, Кармен и др.) ссылаются на то обстоятельство, что в период относительного затишья на фронте операторам будто бы нечего снимать. С этими утверждениями нельзя никак согласиться. Когда войска стоят в обороне, можно и нужно снимать кадры, показывающие быт армии, подготовку к активным боевым действиям, будни фронта.
Другой серьёзный недочет в работе многих фронтовых кинохроникёров - бледный, невыразительный показ человека, воина Красной Армии, труженика войны.
Велик брак в операторской работе. За последний год он составил свыше сорока тысяч метров заснятого на фронте материала. И неправы начальники киногрупп, утверждавшие на совещании, что некоторые забракованные сюжеты можно поместить в киножурнал, «дотянув» их при помощи дикторского текста, мультипликации т.д.
Подводя итоги совещания, И.Большаков отметил возросшие требования к качеству фронтового кинорепортажа. Перед фронтовыми операторами стоит задача - ярко и правдиво показать войну во всём её многообразии и конкретности, уметь передать атмосферу боя, масштабы происходящих на фронтах сражений. Для этого операторы должны находиться в самой гуще боя, сочетая смелость воина с мастерством художника.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ВЕЧЕР МОЛОДОГО ПОЭТА
Молодой поэт-фронтовик студент ИФЛИ С.Гудзенко выступил на-днях со своими стихами в Московском клубе писателей перед многолюдной аудиторией. Здесь встретились два поколения литераторов и товарищи поэта по Н-скому соединению, в котором служит С.Гудзенко с начала войны.
- Поэт Гудзенко, - сказал во вступительном слове
И.Эренбург, - очень молод. Он принадлежит к тому поколению, которое мы мало знали, но к которому подходим сейчас с большим интересом и вниманием. Стихи Гудзенко писались как бы в часы короткой передышки между боями, поэтому они написаны не только о войне, но и с войны. В этом - их основное достоинство. Его дарование сказывается в стремлении к познанию мира и выражению чувств именно ему присущими максимально точными художественными средствами.
- Необычайная свежесть, сила и наличие несомненного таланта - вот что в первую очередь ощущаешь, слушая стихи Гудзенко, подчас сырые, хаотические по чувству, несовершенные по форме, - отметил С.Щипачев.
П.Антокольский, М.Алигер, М.Живов, П.Левонтин, А.Саховалер, Ф.Васютин, А.Тругманов (редактор газеты Н-ского соединения) и другие говорили о правдивости и искренности стихов Гудзенко.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Литература и искусство» №17, 24 апреля 1943 года # К.Симонов.
"Сталинград" || «Красная звезда» №59, 12 марта 1943 года
# И.Эренбург.
Писатель на войне || «Литература и искусство» №14, 3 апреля 1943 года
#
С кинопередвижкой в тылу врага || «Литература и искусство» №25, 19 июня 1943 года
#
Кинодокументы великой войны || «Литература и искусство» №7, 14 февраля 1942 года
#
Плачьте, но снимайте! Фронтовая кинохроника 1941-1945 гг || «Живая история» №6, 2016 года
# А.Новогрудский.
Рождение кинопублицистики || «Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года