С кинопередвижкой в тылу врага || «Литература и искусство» 19 июня 1943 года

Jun 14, 2018 14:03




В расположении партизанского отряда, действующего в одном из районов, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, ясным зимним утром приземлился самолет. Вместе с другими грузами он доставил кинопроекционный аппарат и несколько жестяных коробок с фильмами.

В тот же день состоялся киносеанс в землянке, вырытой среди густого леса, партизаны смотрели советские художественные и документальные фильмы, последние номера Союзкиножурнала.

Так началась работа киномеханика Ани П. в партизанском отряде. В течение пяти месяцев находилась она в глубоком тылу противника, вместе с отрядом прошла сотни километров, показывая партизанам и населению оккупированных районов советские кинокартины. В суровых условиях походной жизни, часто в лесу под открытым небом или в тесных хатах колхозников отважная девушка провела 82 сеанса, на которых побывало более пятнадцати тысяч человек.

Ниже мы печатаем рассказ киномеханика Анны П. о её пребывании в партизанском отряде.

***

С большим волнением и радостью ехала я к партизанам.

Я знала, что меня ожидают трудности и лишения, но мысль о том, что я смогу принести хоть небольшую пользу героическим народным мстителям, дать им культурное развлечение в редкие часы досуга, воодушевляла меня. Я везла с собой кинопередвижку «ГОЗ», картины «Разгром немецких войск под Москвой», «Суворов», «Салават Юлаев» и несколько последних выпусков Союзкиножурнала.

Трудно передать радость партизан, когда они узнали, что к ним прибыл киномеханик с аппаратом и фильмами. Видя нетерпение участников отряда, я уже в день приезда устроила в землянке сеанс. Когда кончалась одна картина, зрители требовали немедленно показать другую.

С этим отрядом мне довелось пройти сотни километров по районам, временно захваченным немцами. Много ударов нанесли партизаны гитлеровцам - взрывали мосты, пути, пускали под откос поезда, уничтожали вражеские гарнизоны. Немцы, несмотря на все старания, не могли разгромить отряд. Вскоре после моего приезда крупные силы «карателей» окружили нас в лесу, но партизаны с боями вырвались из окружения и продолжали бить немецких извергов.

И часто на привале, обычно в густом лесу, я натягивала на деревьях экран, устанавливала аппарат и показывала партизанам фильмы и киножурналы. Зрители по очереди крутили динамо. Для того чтобы во время сеанса не подвергнуться неожиданному нападению вражеских самолетов, в лесу расставлялись дозорные, которые следили за воздухом и предупреждали нас о грозящей опасности. Сорок пять таких «лесных» киносеансов провела я за время пребывания в отряде. Партизаны по нескольку раз смотрели одну и ту же картину, и она им не надоедала. Особенным успехом пользовался фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Надо было видеть, с каким восторгом встречали зрители появление на экране товарища Сталина, какую радость вызывали картины героической борьбы Красной Армии на подступах к красной столице, какой ненавистью горели глаза партизан, когда кадры фильма показывали немецкие зверства.

На пути отряда встречались сёла и деревни, из которых партизаны выбивали гитлеровцев. В каждом из этих пунктов мы видели кровавые следы немецкого хозяйничанья, обгорелые избы и хаты, сожженные до тла здания клубов и школ, вырубленные сады, ограбленное до нитки население. Когда утихало первое радостное волнение, вызванное приходом партизан, я начинала готовиться к сеансу для местных жителей. Для этого мы выбирали самую большую избу в селе, завешивали окна, у дверей на столе пристраивали киноаппарат, вешали на стене экран и приглашали желающих смотреть.

Вот как обычно выглядел такой сеанс. В просторной избе некуда яблоку упасть. Хозяйка, для которой внизу нехватило места, взобралась на печь и качает грудного ребенка, не отрывая глаз от экрана. Женщины, дети, старики с любовью всматриваются в спокойное, уверенное лицо Сталина, ищут знакомых среди бойцов и командиров, смеются над оборванными, завшивевшими фрицами, поднимающими руки, чтобы сдаться в плен.

Измученные врагом люди как бы снова очутились в родном мире, вздохнули полной грудью, ощутили еще большую уверенность в близкой победе над фашистскими варварами, в своём скором полном освобождении.

Кончается сеанс, умолкает стрекотание киноаппарата. Зрители окружают меня, горячо благодарят, расспрашивают о жизни в Москве, рассказывают о том, что им пришлось вытерпеть под фашистским игом.

«Немцы говорили нам, что Красная Армия разбита, а Москва давно занята фашистами, - рассказывают они. - Но мы никогда не верили этим басням, а теперь собственными глазами увидели, как наши бьют гитлеровскую сволочь».

Страшно вспоминать рассказы колхозников о зверствах, которые чинили немцы. В одном селе гитлеровцы согнали всё оставшееся население в церковь и расстреляли женщин, детей и стариков из пулеметов. В другой деревне фашисты закололи штыками детей. Сотни людей расстреляны по подозрению в том, что они были связаны с партизанами.

Ненависть к жестокому врагу горит в сердцах советских людей. Многие жители присоединялись к нашему отряду, чтобы с оружием в руках мстить фашистам за разрушенные деревни и сёла, за заглубленные жизни колхозников. В одном селе в штаб отряда пришли пять девушек-колхозниц, которых немцы хотели угнать на каторгу в Германию, но не успели отправить. Девушки попросили взять их в отряд. Просьба молодых патриоток была удовлетворена.

В мае у меня был исчерпан запас ламп для проекционного аппарата и мне пришлось прервать демонстрацию фильмов. Провожая меня, партизаны просили скорее вернуться и привезти им новые фильмы, рассказывающие о сегодняшней жизни и борьбе советского народа. || Анна П.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

МОИМ ЖИЛЬЦАМ

У нас весь день сегодня пели
Неугомонные жильцы:
Сегодня с юга прилетели
Сюда, на север, к нам скворцы.

Ну, что ж, рассказывайте, сыпьте -
Еще звончей, еще бойчей, -
Каких вы где-нибудь в Египте
Зимой наслушались речей?

Какая дальняя дорога!
И как могли вы нас найти?
Небось, видали много-много
На ветровом своем пути!

Вас не задели вражьи пули.
Вы под Москвою, на Пахре,
Вы русским воздухом вздохнули
На русской утренней заре.

Ну, отдыхайте, непоседы, -
Хоть знаю - в нынешнем году
И вам, скворцам, грозили беды
В колхозном поле и в саду.

Жестокий варвар, злобой взбешен,
Повыжег все, где проходил,
И ваших маленьких скворешен
Он от поджога не щадил.

Они сгорели вместе с домом,
С людским жильём родной земли,
И вы в краю давно знакомом
Своих домушек не нашли.

Но не тужите о квартире:
Квартир-скворешен хватит всем, -
К примеру я: сдавал четыре,
А в этот год поставил семь.

Н.Незлобин.

+ + + + + + + + +

Источник: «Литература и искусство» №25, 19 июня 1943 года

# И.Эренбург. Четверо || «Правда» №83, 28 марта 1943 года
# Л.Коробов. Сарнский узел || «Правда» №100, 17 апреля 1943 года
# Дм.Кабалевский. В спорах о песне || «Литература и искусство», 26 июня 1943 года
# Всеми силами помогают партизаны Красной Армии || «Известия» №116, 19 мая 1943 года
# А.Новогрудский. Рождение кинопублицистики || «Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года

«Литература и искусство», советские партизаны, кинохроника ВОВ, 1943, лето 1943, июнь 1943

Previous post Next post
Up