Архитекторы на защите города Ленина || «Литература и искусство» 14 марта 1942 года

Mar 26, 2019 22:43




Ленинград с его архитектурными памятниками и замечательными ансамблями - это памятник нашей национальной славы. Мы называем его также колыбелью революции. В нем, в этом городе, раздавалась пламенная речь Ленина, формировались рабочие батальоны, мужала Красная гвардия.

Вековая мощь города Ленина раскрылась сейчас перед нами по-новому, во всем своем суровом величии. Он величав и ныне, этот красавец-город, город-воин, но только увезены и скрыты от самолетов врага его художественные сокровища.

Попрежнему гранитной громадой высится Исаакий. Золотая его глава покрылась серой защитной шапкой. На мой взгляд, он стал от этого еще строже.

Непроницаемой «шубой», защитной броней оделся «Медный всадник» - гигант на вздыбленном коне, символ мощи и славы русского государства. Памятник Николаю I, сооруженный Клодтом и Монферраном, украшенный барельефами Рамазанова, сплошь заложен мешками с песком, зашит досками. Причудливы очертания этих памятников по вечерам, когда город погружается в тьму и струится сияние звезд.

В надежном месте укрыты знаменитые бронзовые кони, свыше 100 лет украшавшие Аничков мост. Закопан до поры до времени Петр I Расстрели старшего, современника великого преобразователя страны.

Вывезены сокровища Эрмитажа и Русского музея. Когда враг угрожал Ленинграду, работники искусств пришли в музеи и своими руками запаковали творения величайших художников мира. Архитекторы, художники работали с энергией удивительной, чтобы надежно уберечь произведения искусства от немецких бандитов.

Фашистские мерзавцы бросили несколько бомб на Марсово Поле, но, попрежнему запорошенные снегом, стоят восемь досок с надписями. Под ними покоятся жертвы революционных боев, герои великого Октября.

С первых дней войны мы знали, что враг коварен, что в своей бешеной злобе он не остановится перед уничтожением памятников нашей национальной культуры. И архитекторы Ленинграда принялись за тщательные обмеры выдающихся произведений архитектуры. Надо было зафиксировать их на случай возможных разрушений.

Любимый город надо было защищать с оружием в руках, строить мощные укрепления. Оборонные рубежи строили архитекторы Оль, Симонов; молодые архитекторы рыли окопы.

В самые напряженные дни осады закончил большой труд архитектор О.Мунц. Он разработал целую систему нового жилья, в котором была предусмотрена защита населения от вражеских бомбежек. Всего себя отдавал он благородной задаче защитить свой народ, жителей своего города от воздушных фашистских пиратов, от авиабомб и артиллерийских снарядов раз’яренного врага. Архитекторы Рубаненко, Фомин и многие другие были заняты искуснейшей маскировкой военных об’ектов, промышленных зданий, выдающихся памятников архитектуры. Много изобретательности проявил архитектор Ротштейн: он изучал разрушительное действие авиабомб и артиллерийских снарядов на архитектуру. При падении тяжелых снарядов и бомб дрожит земля, расшатываются здания, разрушаются скрепления. Архитектор все это должен изучать и учесть, восстанавливая разрушенное и осуществляя строительство в дни войны.

В тяжелых условиях проводили мы суровые месяцы осады. Но архитекторы города Ленина мужественно выдержали все испытания, занимались творческой работой, ибо верили - не бывать врагу в Ленинграде. В союзе художников развернута выставка, посвященная великой отечественной войне. Художник Конашевич в дни бомбежек много занимался и занимается живописью, академик Петров написал превосходный пейзаж, в который ввел батальный мотив.

Но, может быть, нигде искусство не соприкоснулась с нашей армией так близко, как в одном замечательном опыте, проделанном живописцами и скульпторами. Они декорировали панно и барельефами дорогу, по которой проходили ленинградские войска на фронт. Зрелище удивительное и величественное! Это не были обычные праздничные, порой кричащие украшения. Скромные и строгие барельефы были укреплены на стенах по пути следования бойцов. Особенно сильное впечатление произвело на меня изображение женщины, несущей знамя: столько силы, любви, патриотического порыва и глубокой веры в победу было в этом образе родины-матери.

Гремела канонада, а в городе готовились к дипломной сессии молодые архитекторы - студенты Всероссийской академии художеств. Поистине это была историческая сессия. Шел суровый декабрь 1941 года. Тяжелая угроза нависла над страной. Враг рвался к Ленинграду и к сердцу страны - Москве. Группа архитекторов-дипломников, преодолевая трудности, созданные приближением фронта, превосходно защитила дипломные проекты.

Выдающийся проект представил дипломник Ваксер. Он приступил к своему диплому еще до войны и выбрал мирную поэтическую тему: проект планировки парка культуры и отдыха. Но грозное дыхание войны коснулось талантливого юноши, враг угрожал Ленинграду, погиб, защищая город Ленина, близкий друг молодого архитектора, и Ваксер внес в свой проект новое содержание, новые черты. Теперь это был прекрасный памятник героическим борцам за честь и свободу родины, от которого веяло суровой эпической красотой древней русской архитектуры Новгорода, Пскова. Очень интересные проекты защитили архитекторы Сперанский, Лансере и Качедамов (проект здания библиотеки при Академии наук в Москве). Не могу не упомянуть о замечательном произведении скульптора-дипломника Сысоева «Мать и дитя». Чудесное, поэтическое создание!

Так самоотверженным трудом и творчеством ответила ленинградская художественная интеллигенция на вражеское нашествие. || Л.Руднев, академик архитектуры.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ФУРМАНОВА

Шестнадцать лет тому назад, 15 марта 1926 г., умер Дмитрий Андреевич Фурманов - замечательный писатель, боец-большевик. Фурманов создал в своей знаменитой повести обаятельный образ Чапаева - подлинного сына народа, талантливого военного руководителя и организатора, рожденного эпохой гражданской войны. Военный талант Чапаева - важнейшая сторона того оригинального характера, который возникает из фурмановского произведения

Образ Чапаева был бы не завершен, если бы рядом с ним не стояла фигура комиссара Клычкова замечательного политического руководителя и воспитателя бойцов чапаевской дивизии.

Федор Клычков - это автобиографический образ самого Дмитрия Фурманова.

Традиции Фурманова, писателя-бойца, приобретают огромное значение сейчас, в дни великой отечественной войны. Для того, чтобы стать художником беспримерной исторической эпохи, переживаемой нашей родиной, нужно быть вместе с народом, нужно быть там, где творится история. Фурмановская традиция жива в советской литературе наших дней.




+ + + + + + + + +

Источник: « Литература и искусство» №11, 14 марта 1942 года

# Н.Тихонов. Ленинград в мае || «Красная звезда» №107, 9 мая 1942 года
# И.Груздев. Ленинград || «Литература и искусство» №22, 29 мая 1943 года
# Вс.Вишневский. Под Ленинградом || «Правда» №42, 11 февраля 1943 года
# Вс.Вишневский. Люди города Ленина || «Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года
# Советские архитекторы в дни войны || «Литература и искусство» №17, 25 апреля 1942 года
# В.Богданов-Березовский. Композиторы Ленинграда || «Известия» №84, 10 апреля 1943 года

1942, «Литература и искусство», блокада Ленинграда, март 1942, весна 1942

Previous post Next post
Up