В затылки наши круглые глядят

Mar 06, 2011 14:13


Сегодня цвет кожи (а ещё волос и глаз) для нас - главный определитель расы. В Европе живут белые, а чёрные - недавние иммигранты. Причём даже те, кто "научно" - белые, европеоиды, какие-нибудь иранцы, алжирцы, сицилийцы, цыгане - подозрительные, ведь они не такие белые по цвету. В Индии дела обстоят похоже - светлая кожа чётко ассоциируется с благородством. Если у индийца одна дочь чуть темнее другой, можно ожидать, что её ждёт более скромная жизнь, менее престижный брак.

В Китае, правда, это не совсем так. Высокая переносица или густая борода беспокоят китайцев больше, чем оттенок цвета кожи (хотя чёрных африканцев там за своих, конечно, не считают). Так получилось потому, что эти признаки отличали многих из кочевников, нападавших когда-то на Китай. В один прекрасный день (а точнее, век) китайцы решили, что с них хватит и методично перебили всех вокруг, у кого носы были слишком высокими, а бороды - слишком густыми (я об этом писал: Расизму - нет! - Сказал мудрец брадатый и Другой смолчал и стал пред ним ходить). Так и вышло, что китайцы выглядят настолько иначе, чем мы.

Я думаю, что расовые различия появлялись и поддерживались именно таким образом. Чувствительность к цвету в Индии связана с (неоднократным) завоеванием тёмной Индии более светлыми северными варварами. На почве этой чувствительности там даже придумали известную игру, в которой белые начинают и выигрывают у чёрных. В Китае это чувствительность к носам-бородам. Европейские переживания наверняка тоже связаны с какими-то доисторическим противостояниями. Заметим, что, в отличие от Индии, мы определяем в чужие всех, кто темнее определённого порога. Различия в цвете между разными африканскими неграми нас не волнуют. А ведь там есть тёмно-шоколадные народы, а есть светло-коричневые - объективно, колориметрически, разница между ними больше, чем между шведами и греками. Или индийцы - какой-нибудь средне-смуглый тамил, первый парень в своей очень смуглой деревне, кажется нам точно таким же чужаком, как и его соседи.


Возможно, в наших переживаниях виноваты ближневосточные иммигранты, которые 9,000 лет назад принесли в Европу неолит и земледелие. Их новый образ жизни и, частично, их потомки, постепенно распространились по Европе с юго-востока. Если правда, что они были смуглыми, а мезолитические "коренные" европейцы - более светлыми, то эти противостояния, печальные угасания одних культур под натиском других, и могли оставить в евопейцах чувствительность к разнице смуглый-бледный. А может, это произошло позже. Или даже раньше, я не знаю. Или несколько раз, как в Индии.

Мы, люди разумные, сформировались, живя племенами. Как минимум, 6 миллионов лет - с тех пор, как мы отделились от шимпанзе, мы интенсивно общаемся внутри своего племени и воюем с соседними (шимпанзе тоже так делают). Поэтому мы устроены так, что нам важна любая разница во внешности между "нашими" и "чужими". Эта разница может быть просто случайной (например, необычная форма носа, унаследованная всем племенем от удачливого вождя). Говорят, что потеря меланина на севере имеет эволюционный смысл - солнечные лучи, витамин D и подобное. Не знаю, правда ли это, но для нас-расистов это неважно. Точно так же неважно, есть ли какая-нибудь польза от выдающихся скул и эпикантуса азиатов или от кудрявости и жёсткости волос африканцев. По какой бы причине ни появилась видимая разница между племенами, случайна она или полезна, она станет идентифицирующим признаком, фокусом и побуждением к враждебности, сегрегации, геноциду. Археологи находят иногда массовые могилы, где целое племя было уничтожено другим, непохожим на него - можно сказать, из культурно-эстетических соображений.

Конечно, кроме недоверия и сегрегации, или войн и геноцида, были и другие модели поведения. Иногда недоверие преодолевалось, племена объединялись или могли "породниться". Расовые различия между ними тогда стирались, признаки смешивались или усреднялись.

Способность замечать и уничтожать непохожих - очень важное наше качество. Раньше на планете жило большое количество сортов людей и близких к ним видов. От всего этого многообразия остался только один сорт, причём удивительно унифицированный. Все мы одинаковые анатомически, биологически, поведенчески - если не считать цвета кожи, формы носа и тому подобных мелочей. В небольшой степени это, правда, получилось от того, что мы породнились с этими непохожими (этот удивительный факт выяснился только в прошлом году: Человек болтливый-болтливый, Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг...). Но только в небольшой.


Цвет кожи определяется несколькими генами, он может варьироваться практически непрерывно. Вот и получилось, несмотря на все усилия сторонников сегрегации, что, кроме очень смуглых и очень светлых, есть промежуточные типы. А цвет глаз от голубого до карего изменяется не непрерывно (хотя тоже совсем непросто). Поэтому, кроме мест, где живут почти только голубо- или серо-глазые, и мест, где живут только кареглазые, есть места, где живут и те и другие. Так или иначе, признаки смешаны.

Наша голова устроена так, что мы удивительно хорошо различаем цвета, которые видят наши глаза. Но лучше всего мы различаем именно цвет лиц - все эти розоватые, бежевые, желтоватые и коричневатые оттенки. Мы способны быстро определять их, несмотря на разное освещение или настроение ("я краснею, я бледнею", но она всё равно "смуглянка-молдаванка" - сомнений в том, кто из нас смуглее, у меня нет).

Не знаю, как в Индии, но в Европе цвет кожи воспринимается, как внешний признак некой внутренней черноты (как в перезрелых персиках). Будто внутри человека есть источник тёмно-коричневой краски (чёрная душа?), пачкающий его изнутри. Тёмная кожа (и глаза, и волосы) - это просто проявления внутренней черноты, испорченности. Поэтому нам не мешает загар, нам важен настоящий цвет, который, так сказать, идёт изнутри, а не снаружи (темнокожих мы называем черно*опые, а не чернощёкие). Мы не хотим, чтобы эти, чёрные, запачкали нас, белых. Но смотря вокруг, иногда, в редкие моменты трезвости, приходится признать, что они уже немного запачкали. Возможно, надо будет провести процесс внутреннего очищения, как тогда в Китае.

В непохожей на нас Восточной Азии, кроме переносицы и бороды, как ни странно, ещё важен такой удивительный признак, как консистенция ушной серы. Она определяется одной-единственной мутацией - у тех, у кого оба варианта рецессивные, в ушах бананы сухая ушная сера, а у остальных - влажная. В Корее она сухая практически у всех; в Китае, Монголии и Японии (а ещё у якутов и у некоторых североамериканских индейцев) - у большинства; а в остальных местах в мире - только у редких счастливцев. Разиб Хан пишет об этом весело, доступно и информативно, по-английски (Body odor, Asians, and earwax, Wet or dry ear wax?, Ear wax table). Если будете разглядывать эту замечательную жёлто-синюю карту аллелей, которую я нашёл по ссылке Разиба, имейте в виду, что частота "сухого" варианта ушей - квадрат жёлтой частоты рецессивного "сухого" аллеля.


Вряд ли в Восточной Азии когда-то массово убивали людей за их влажные уши. Но оказывается, что консистенция ушной серы связана с запахом тела (вот ещё об этом у shkrobius'а: Disgusting Europeans). Истреблять вонючих варваров - это нам понятно. Из географии сухоухих видно, что они вырезали из себя вонючих влажноухих где-то 15,000 лет назад (примерно тогда, когда, по некоторым сведениям, они впервые приручили собак).

Но ведь, кроме цвета и, возможно, запаха, мы ещё отлично различаем тончайшую разницу форм. Всем очевидно, что и эта замечательная способность человека разумного лучше всего работает при различении форм и пропорций человеческого тела - мы способны оценить их с первого взгляда. Расовые признаки - это не только цвет, но и форма. Например, в 1993-4 годах низенькие коренастые хуту и высокие тонкокостные тутси резали друг друга (и заодно пигмеев тва) в Бурунди и Руанде, стремясь восстановить былую (или мифическую) чистоту своих народов. Их причины были в эстетике пропорций тела, а не в цвета кожи.

Дорогие расисты, я хочу в связи с этим обратить ваше внимание на два других признака - один незаслуженно забытый, а другой - насколько я знаю, новый для вас. Археологи иногда находят, что в каком-нибудь древнем поселении жили только долихоцефалы, люди с удлинёнными черепами, или только брахицефалы, с круглыми (если смотреть сверху). Понятное дело, это археологам разглядеть проще, чем цвет кожи или ушную сушь. Но всё равно, это интересно. Ведь теперь среди нас есть и долихо-, и брахи-, вперемешку. Получается, что когда-то мы обращали внимание на пропорции головы не меньше, чем на цвет кожи, и блюли свою чистоту. А потом почему-то перестали, и всё смешалось.


Вот карта, составленная американским учёным Уильямом Рипли в 1899 году. Места, где живёт больше долихо-, на ней светлые, а те, где брахи- - тёмные (дети, кто мне скажет - почему не наоборот?). С тех пор учёные много измеряли черепа, пытаясь понять связь между их пропорциями и расовой чистотой. Потом этот подход был раскритикован. Но теперь опять оказывается, что форму головы в большой степени определяют гены.

И ещё, все знают, что форма ушных мочек - это тоже генетическое. У одних мочки висят свободно, а у других они приделаны к голове. Правда, оказывается, есть не два варианта (как с ушной серой), а много (Attached earlobe: The myth). Но этот признак всё равно отлично подходит, как расовый. В конце концов, цвет кожи тоже определяется несколькими генами.

Недавно, на скучном заседании на работе я, от нечего делать, стал разглядывать своих сотрудников. Оттенок кожи у всех - разный, и форма головы и мочек ушей - тоже, так что можно ранжировать их по каждому из этих признаков. Один сотрудник, человек замечательно талантливый и интересный, часто вызывает у меня инстинктивное недоверие. Теперь мне всё ясно - он выраженный брахицефал, а мочки ушей у него несвободны. Разве можно доверять такому? Кто знает, какие мысли роятся в его слишком круглой голове, к каким извращениям тянут его эти уши?

Я слышал, что во многих странах белокожие люди активно борются за чистоту своей расы, хотят сохранить или восстановить белизну своего народа. На службу эстетике предлагаются сегрегация, депортация, даже геноцид. Я считаю, что всё это хорошо, но недостаточно. Почему только цвет кожи? Предлагаю сегрегировать людей ещё и по форме головы. Брахицефалы - назад в Пакистан! (неважно куда, главное - подальше). Долой круглоголовых! Останавливайте их в аэропортах, не пускайте их в вашу страну. И этих, с приделанными к щекам мочками, тоже долой! В вашей стране все мочки должны болтаться свободно! У кого уши присобачены, пусть едет в репрессивный Китай. Свободу мочкам!

Я знаю, вы остро чувствуете оттенок цвета каждого из окружающих вас людей. Но присмотритесь к ним внимательнее, воспитайте в себе и другие инстинкты. Видите, какая разная у них форма головы? А мочки ушей, посмотрите, это же бесстыдство, совершенно недопустимо! Но только не теряйте бдительности. Имейте в виду - китайцы к вам принюхиваются.


Упд. 06.03.2011. Эх, оказывается, все отличные идеи уже кого-то посетили. Есть целое сообщество людей со свободными мочками. Правда, депортаций они, кажется, пока не предлагают.

Ещё про разумных и неандертальцев:
Человек разумный-разумный
Человек болтливый-болтливый
Вкус верный, острый ум и нравов чистота
Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг...
Мама для мамонтёнка
В затылки наши круглые глядят
Из Грузии с прямой спиной
Одна научная загадка
Очень жарко
О дивный новый мир
Чем дальше в лес

евгеника, география, ссылки, цвет

Previous post Next post
Up