Итак, в 16.45 мы въехали на территорию Финляндии. Впереди нас ждал перегон в 450 км и 6 часов дороги до Вуокатти. Часы перевели на 1 час назад.
Первое, что удивило в Финляндии - деревянные столбы линий электропередач. Это логично - 70% страны покрыто лесами и деревянные столбы проще, быстрее и дешевле утилизируются. Бетонный столб сам никогда не сгниет, а заводы по производству бетона еще никого здоровыми не сделали.
Вот, например, бетонный завод в Эстонии в местечке Kunda. Рядом все заборы, дома покрыты плотным серым слоем цементной пыли. Хочется его смыть. Только легкие людей не промоешь.
Возле Лаппеенранты нашли большую заправку с магазином. Туалет по дороге - самое важное место для путешественника :) Купили вкусный кофе и горячие сосиски в булочке. С собой были нарезки колбасы и сыра, но хотелось именно горячей еды. Внутри большого магазина есть полноценное кафе, где можно пройти с подносом, набрать горячий обед и здесь же присесть пообедать. Для детей есть детский игровой уголок, по стенам кафе развешаны детские рисунки. В туалете есть пеленальные столики.
Туалет - самый удобный из европейских: идеальная чистота, в каждой кабинке есть раковина и мини-душ для интимной гигиены. Естественно там есть туалетная бумага.
Мне очень нравится, как на финских заправках делают кофе. Свежесваренный кофе стоит на горячей плитке рядом с кассиром. Оплачиваешь стаканчик, наливаешь сколько хочешь кофе, добавляешь бесплатно и по своему вкусу молоко/сливки, сахар или мед. Для меня Сашка делал кофе со сливками и медом. Это очень вкусно! Финский кофе - ароматный и вкусный, без привкуса горечи или кислоты. В России и Беларуси нам почему-то не везет с хорошим кофе на заправках, поэтому варим его сами и возим в термосе.
Очень понравились финские заправки по карточке, без участия кассира. Действительно, зачем нанимать на работу человека, если за него необходимые действия может сделать машина? Жду когда подобное появится в России. А также когда исчезнут бесполезные мальчики-заправщики, выклянчивающие мелочь.
Еще на подобных больших заправках можно бесплатно накачать шины.
Также в магазине на заправке я купила две пачки муми-троллевского чая. Со вкусом ревеня и клубники, со вкусом черничных булочек... Очень вкусный чай. Он согревал меня все холодные летние дни в Норвегии. На обратном пути, в Наантали, в стране муми-троллей, я скупила весь подобный чай :) Кстати, на упаковках все надписи продублированы на русском языке. Есть надежда, что этот чай поставляется в Россию.
В этом году отмечают 100-летие со дня рождения Туве Янссон, создательницы историй про муми-троллей. По этому поводу и выпущена коллекция чая. Конечно, выпустили и коллекцию марок, ее я куплю в Рованиеми.
Финские поселения вдоль дорог увидеть довольно сложно - здесь живут настоящие "лесные люди". Навигатор показывает, что мы едем через деревню или городок, рисует большую сеть улиц, но с дороги виден только лес. Городки рассосредоточены в лесу, вплотную к дороге, как в России, вдоль дорог, никто не строится. Действительно, а зачем?
Вдалеке видны редкие домики. Рядом с ними будут аккуратные зеленые газоны и ухоженные поля. Почему-то в Карелии мы полей не увидели. Население Карелии не хочет работать?
Эстонцы похожи на финнов - живут в отдельных ригах, вокруг распаханные поля, часто рядом с сараем можно увидеть трактор. Фото из моего поста
про эстонские дома и дороги. На дорогах Финляндии обязательно будут противотуманные столбики. Высокие, рассчитанные на свой уровень снега.
Вдоль дороги цветет разнотравье. Заброшенных земель с растрепанными кустарниками не видели, везде чья-то земля, ухоженная, обработанная, с ровной поверхностью. Заборов вдоль участков нет.
В Карелии нередко встречается бурелом. Так работают лесничества в России.
В Карелии не спешат осваивать и распахивать свободные от леса земли:
В Финляндии такого отношения к лесу мы не встретили.
Внезапно небо нахмурилось, стало прохладнее, впереди нас ждал дождь.
Дорожное покрытие ровное, хорошее, разметка яркая, дорожные знаки в наличии, часто встречается дорожное освещение. Ограничение скорости 80 и 100, очень много камер. Мы никуда не спешим, едем с соблюдением скорости. Хотя местные очень любят погонять.
Количество проводов напоминает о влиянии России.
Рядом справа тянется велодорожка. Вы часто в российской провинции видели велодорожки между деревнями? Там даже тротуаров для пешеходов не будет.
Не сказала бы, что финны все такие стройные и подтянутые благодаря велоспорту. Они кругленькие и толстенькие. А часы работы алкогольных магазинов навевают мысли о том, что финны очень любят выпивку.
В соседней Карелии пешеходы ходят по дорогам так:
Большая развилка посреди леса. Продолжаются ремонтные работы.
Тучи очень низкие и кажется, что небо готово упасть на землю.
На дорогах нередко встречаются туристические автобусы. Вообще финны молодцы - поняли важность развития туризма. Это дает доход государству, рост занятости населения. Ради туристов строятся дороги, появляются СПА и горнолыжные курорты, шоппинг-центры и аквапарки.
Например, за две недели новогодних праздников 2013 г. страну посетило 400 000 русских туристов и они оставили в Финляндии 200 млн. евро. Источник -
http://www.goodnewsfinland.ru/arhiv/novosti/7efec574/ "Самую многочисленную группу иностранных туристов традиционно составляют гости из России. В 2012 году в Финляндии побывало рекордное количество русских - 3,6 миллиона человек, что насчитывает практически половину от общего числа туристов.
Популярность Финляндии среди русских туристов продолжает быстро расти. В 2012 году рост составил почти 10%. Однако в процентном соотношении наиболее активизировались туристы из США, посетившие Суоми в количестве почти 174 000 человек (рост составил 44%).
После российских туристов лидерами рейтинга остаются эстонцы, шведы и немцы.
Чуть больше половины всех прибывающих в Финляндию иностранцев приезжают на отдых. Одна пятая часть едет в командировку, причем две трети таких туристов - жители Эстонии.
Туристы, остающиеся в Финляндии с ночевкой, проводят в стране в среднем 4,1 ночи. Однако, стоит отметить, что 45% всех поездок совершается без ночевки и в основном гражданами России.
Средний турист за 2012 год «оставил» в Финляндии 300 евро, что чуть меньше, чем в 2011 году. Наибольшую сумму за визит в страну тратили поляки, а вот из расчета на один день поездки их все же обогнали японцы и русские. По общему числу потраченных средств список продолжают возглавлять российские туристы, потратившие в общей сложности почти 900 миллионов евро.
Данные получены из статистических опросов туристов, проводимых на границе при содействии Статистического центра Финляндии и Финского управления по развитию туризма."
Источник -
http://www.goodnewsfinland.ru/arhiv/novosti/3f6bf1b6/ Любовь эстонцев к Финляндии понятна :) Плох тот эстонец, который не мечтает стать финном. Финский и эстонский языки очень похожи. Многие жители Эстонии эмигрировали в соседнюю Финляндию или периодически ездят туда на заработки. Вообще со вступлением Эстонии в Евросоюз, очень многие жители страны эмигрировали в Финляндию, Россию, Англию. (Это из моего
вводного поста про Эстонию).
Кусочек магистрали. Вдоль дороги тянется сетка от лосей и прочих животных. Судя по отсутствию придорожной сетки в России, там животных просто не осталось.
Еще одна примета Европы - парковка для фур. Очень удобная штука.
Тучи внезапно рассеялись и наступила хорошая погода.
Еще одна примета европейских дорог - указатели достопримечательностей на коричневом фоне. В России музеи не спешат информировать водителей о чем-то интересном, хотя это было бы здорово. Туристы - это всегда прибыль для музеев. Туристов можно пригласить в музей, провести экскурсию, завлечь в музейный магазин, в кафе, в ремесленную мастерскую.
В Эстонии похожие коричневые указатели на достопримечательности:
В Черногории тоже есть. Указатель на рыбацкую деревеньку Розе на краю вселенной.
В Германии любят даже рисовать достопримечательности:
Дорожные указатели в Турине:
Указатели в Голландии:
Возвращаемся к Финляндии. Вид в зеркало:
Здесь хорошо видна сетка вдоль дороги от зверей. Лиса, конечно, проскочит. Как ни удивительно, через сетку смог пробраться даже барсук. Был сбит.
Очередная развязка и велодорожка. Черт побери, я тоже хочу в России велодорожки. Чтобы не вдоль магистрали, с фурами, ездить, а по лесу, в удовольствие. И чтобы непременно дышать свежим воздухом.
На магистрали ограничение скорости 100. Благодаря такой скорости расход бензина очень низкий. Хотя есть и такие водители, которые едут вплотную к фуре или грузовику, в надежде сэкономить еще больше.
Информация для размышления.
Скорость и вероятность ДТП:
Скорость и частота ДТП:
Источник - статья "Скорость автомобиля и безопасность". Рекомендую к прочтению -
http://transspot.ru/2013/02/24/skorost-avtomobilya-i-bezopasnost-chast-1/ Влияние скорости на вероятность получения смертельных травм при столкновении пешехода и транспортного средства.
Скоростные ограничения в 90 км/ч практически не оставляет шансов для выживания участникам ДТП при столкновении без торможении (например, боковой удар в неожиданно появившийся с примыкающей дороги автомобиль). Кроме того, снижение скорости к моменту удара при ДТП занимает определенное время и значительная часть кинетической энергии ТС может в момент столкновения оказаться не погашенной тормозными механизмами.
Вероятность возникновения подобной ситуации на повышенных скоростях возрастает вследствие увеличения времени реакции водителя при одновременном увеличении длинны тормозного пути. На рисунке 2 представлены пути, проходимые ТС при экстренном торможении с различными начальными скоростями при допущении о времени реакции водителя 1 сек.
Тормозные и остановочные пути при экстренном торможении.
"Приведенные результаты расчетов свидетельствуют о том, что полное погашение кинетической энергии автомобиля, двигающегося в автомобильном потоке умеренной плотности со скоростью более 80км/ч, даже при минимальном времени реакции водителя является проблематичным, не говоря уже о ситуациях, когда это время может возрастать, в силу психологического состояния и возраста водителя, до 3-х секунд.
Важным психологическим показателем является способность водителя правильно оценивать скорость движения и временные интервалы. Исследования показали, что в общем транспортном потоке не менее 15% водителей ведут автомобили со скоростью, превышающей скорость транспортного потока, а до 40% - допускают ошибки в сторону занижения скорости своего автомобиля. Известно, что наиболее безопасной является скорость, равная скорости транспортного потока. При отклонении скорости движения ТС в потоке от скорости потока на 30км/ч в большую или меньшую сторону, вероятность ДТП возрастает в 10 раз. Реальные же отличая в скоростях движения, например на автомагистралях, в виду различных технических возможностей ТС могут достигать 60км/ч, а это еще более многократно увеличивает вероятность ДТП."
Источник -
http://www.science-education.ru/111-10248Финляндия пошла по пути наиболее безопасного дорожного движения. В частности, были проведены исследования, доказывающие, что освещение дорог в темное время суток снижает количество ДТП. В Финляндии действительно освещается много участков дорог.
Но еще нужно учитывать, что абсолютное большинство населения живет на юге страны, а на севере, где освещение встречается реже, живет много бестолковых оленей. Каждый олень - чья-то собственность, сбивать их нельзя. В случае ДТП с оленем нужно на месте ждать полицейских.
Снова долгие километры сетки от животных. Помню, когда ночью ехала на Газели от Москвы до Питера, услышала по рации:"Осторожно, впереди медведь на дороге". Очень за него переживала. А как переживали водители, снижая скорость и вглядываясь в темноту, готовые маневрировать в последнюю секунду.
А какие шальные зайцы выскочили на дорогу по минскому направлению! Фура начала резко тормозить, остальной поток машин тоже резко затормозил. Два зайца буквально промелькнули между колес и дали деру обратно в лес. Адреналина хватило всем.
Небо снова затянулось. Привыкаем к переменчивому скандинавскому климату.
Пошел дождь.
Впереди еще ждет 3/4 дороги до Вуокатти...
Ухоженные поля, с них уже убрали какой-то урожай.
Есть ли поля с урожаем в Карелии? Мы нашли такой вариант:
Монотонную дождливую дорогу скрашивают люпины.
Дождь...
Поселения финнов с дороги рассмотреть трудно. Вон там в лесу прячется маленький зеленый домик. Рядом с ним поле и наверняка личный трактор. Со сельхозтехникой в Финляндии все в порядке.
У эстонцев похожий образ жизни - отдельные риги, с полем и личным трактором. Вот моя статья про эстонские дома и дороги -
http://homaaxel.livejournal.com/1002328.html Дорога стала более разнообразной, она то и дело поднималась по сопкам. И все же страна кажется плоской.
И снова хорошая погода. Появились высокие, стройные сосны на песчаной земле. Наверное, замечательное место для ягод. И гнуса.
Мы набрали в отпуск множество спреев от мошкары, но они нам не понадобились - на севере Норвегии такой сильный ледяной ветер, что гнус там или замерзает, или его сдувает.
Тут придорожной сетки уже нет и надо крутить головой самому.
Мне кажется, или черные указатели ведут на кладбище? Таких довольно много по стране.
Справа опять велодорожка.
Лес - это богатство Финляндии. Деревья вырубают, но сажают вновь. Нередко видели такие посадки. Вообще отношение к лесу очень внимательное - если вырубки, то компактные, если пустые площади - то засажены деревьями или распаханы в поля. И при этом ни одного стенда в российском духе "Лес - это наше богатство, береги его". В Финляндии разумному обучают в семье, не перекладывая эту функцию на государство.
"Финляндия самая лесная страна Европы. Ее территория на три четверти покрыто лесами. Кроме того, малолесных территорий, безлесных открытых болот и скальных поверхностей еще 3 миллиона гектаров, в результате чего все лесное хозяйство охватывает 86 % территории страны. В других странах Европы, за исключением Швеции, Австрии и Словении, доля лесов от всей территории составляет 20-40 %. Самая маленькая доля лесов от всей территории страны в Голландии, Дании и Ирландии, где она около 10 %.
Финляндия относится к северному поясу хвойных лесов, которому присущ короткий вегетационный период и малое количество видов деревьев. Но из-за течения Гольфстрим условия роста в Финляндии более благоприятные, чем на таких же широтах в других местах земного шара. В Канаде и России на таких же широтах расположена тундра и тайга.
На протяжении всего периода после второй мировой войны в Финляндии предпринимались планомерные усилия для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства. В уходе за лесами одновременно учитываются экологические, хозяйственные и социальные аспекты. Ежегодно рост лесов за последние 40 лет превышал рубку на 20-30 %. В настоящее время лесной фонд Финляндии самый большой за все годы независимости страны.
Территория охраняемых лесов увеличилась за последние 30 лет в результате предпринятых многочисленных природоохранных программ и решений почти втрое. В 2000 году в Финляндии заповедники и леса, где допускается ограниченная лесохозяйственная деятельность, составили 10,6 %. Территория охраняемых лесов в Финляндии самая большая в Европе."
Источник -
http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_9A1F8565-AC30-464E-AF01-BB24508C4759.html В Рованиеми есть научно-познавательный центр Пильке, где и детям, и взрослым в интересной форме рассказывают о том, как человек может использовать лес. Можно даже сесть в кабину мини-машины, которая срезает деревья. Вот про музей отличная статья в интернет-версии журнала "Твой Рованиеми" -
http://tvoirovaniemi.livejournal.com/12576.html Этот журнал мне очень помог в организации поездки. Я подписалась на сообщество и следила за его обновлениями, распечатала в дорогу карту Рованиеми с его страниц. Долго изучала статью о местных продуктах в магазинах. Удивительно, но финны предпочитают молоко в синих упаковках с низким уровнем жирности, а привычное нам цельное молоко с жирностью 3,6 найти сложно. Эти красные пачки быстро разбирают :)
Журнал распространяется бесплатно в музеях, магазинах, отелях Рованиеми.
Есть сообщество в ЖЖ -
http://tvoirovaniemi.livejournal.com/ Есть группа ВКонтакте -
http://vk.com/tvoirovaniemi Есть сайт, где журнал можно скачать на русском языке -
http://www.tvoirovaniemi.fi/ Материалы по теме:
Большое путешествие со сковородкой на Север (карта маршрута) Дорога в Норвегию (сравнение дорог и остановок России и других стран) Дорога в Норвегию, продолжение (сравнение процесса ремонта российских и европейских дорог) Дорога в Норвегию, продолжение (от заката до рассвета...сравнение организации дорожного движения в России и в Европе)