Темнело. Впереди нас ожидало еще много часов дороги. Если раньше была надежда приехать к часу ночи, то теперь уже ориентировались на время ближе к 4 утра.
Всегда было интересно узнать зачем деревья и столбы вдоль дорог красят белой краской. Она не светоотражающая, просто белая.
В Венгрии, например, не красят.
В Польше тоже столбы не красят.
И в Северной Италии не красят.
Даже в Словакии, которая очень похожа на Россию уровнем развития, тоже не красят.
Может пора пересмотреть ушедшие в прошлое советские стандарты и начать строить современные дороги?
Опять впереди ждали странные "карманы" для обгона на 450 м. Ну сколько фур можно обогнать за это расстояние? Особенно с учетом, что фуры тоже хотят друг друга обогнать..
Но были и красивые моменты. Когда мы едем в Брест или в Питер, мы едем на запад, на закат. И небо рисует удивительные картины! Например, эту пыльную золотую дымку над дорогой. Да, ее подняли фуры, съезжая на земляную обочину. Почему-то для них не построили нормальных парковок для отдыха, как это принято.
Вот, например, в Венгрии на магистрали стоит указатель о том, что через 500 м будет парковка. Там же можно заправиться и перекусить. Все в одном месте, очень удобно.
Вот и заправка с парковкой.
Также на магистрали устроены парковочные карманы для экстренных случаев с рыжим столбиком SOS.
Германия. Так обозначен съезд на парковку для грузового и легкового транспорта. За кустами виден заветный домик.
Это бесплатный, чистый, сенсорный туалет. В нем всегда есть туалетная бумага :) В российских туалетах с бумагой напряженка.
Туалет удобен для заезда инвалидов.
Закат с чайками возле Волочка. Это был удивительный единственный случай, когда пробки в городе не было. Мы проехали напрямую, по трассе.
Мне ужасно жаль жителей Волочка, что через их город идет непрекращающийся поток машин, вечные пробки, копоть, вонь, грязь. Почему никто не догадался построить дорогу в объезд? Кстати, в местной Бигмачной не ешьте. Я знаю человека, который там отравился по полной программе.
Закат. Машин становилось меньше - все, кто хотел приехать в Питер, давно уже были впереди.
То, чего я не пойму никогда: торговля вдоль дороги. Внезапно на трассе кто-то тормозит, перестраивается (часто именно в таком порядке), кто-то стоит на обочине и непонятно в какой момент он решит вырулить на трассу (поворотники не популярны), у кого-то дверь нараспашку. Что за нужда покупать что-то по дороге? Что за нужда торговать вдоль дороги?
Здесь представлены огромные зайцы и медведи душераздирающих расцветок. Купить ребенку придорожную меховую игрушку... Звучит!
Такая же придорожная торговля кислотными игрушками по дороге от Коломны в Москву:
Подобное встречали еще только в Польше. Там в середине сентября продавали ведрами грибы.
У меня нет фотографии самих грибников (а их было очень много), но есть фото одного из припаркованных автомобилей на обочине. Люди ушли по грибы :) Поляки знают, что на обочине трассы машины не оставляют, но это был сезон грибов и видимо для всех это национальный вид спорта. Возможно, поляки научились этому от русских. Вообще Польша и Россия очень похожи и вместе разительно отличаются от Евросоюза.
Солнце садится и видны последние проблески его лучей. Сейчас освещение на трассе нужно как никогда. Но освещаются лишь места развязок.
В Голландии, например, освещается большая часть магистралей. У Голландии нет газа, нефти, зато есть ветер. Почему Россия так не может обслуживать дороги?
Голландия. Справа видна большая парковка для фур.
Пешеходные переходы на питерской трассе - это пережиток Советского Союза. Построили бы надземные переходы, обезопасили пешеходов и водителей.
Те переходы, которые существуют, не освещаются, не сделаны "островки" для вынужденного торможения водителей.
Вот как устроены переходы в Польше, на местной деревенской дороге. Создан искусственный островок, перед которым водители вынуждены снижать скорость и быть более внимательными.
Вот надземный пешеходный мост на западе Германии:
Понятно, что Германия - одна из стран с наибольшей плотностью населения в Европе, более 220 человек на кв. км. В Тверской области проживает 16 человек на кв. км, в Новгородской - 12 человек на кв. км. Но это не значит, что о небольшом количестве людей не нужно заботиться и не нужно думать об их безопасности.
Природа в России красивая. "А все, что вы делаете руками, у вас не получается!" (С)
Ну красиво же, правда?
Зажгли огни. Такой маленький кусочек освещенной трассы.
Пестрое небо. И вечные провода :)
Провода и российские дороги - это как Ленин и Партия :)
Ночной вид из окна автомобиля. Как в сказке.
Дальше было немного полегче, потому что появился отбойник со светоотражателями. Хоть какая-то защита на скорости от встречного потока. Хотя, как показала увиденная авария на обратном пути, фура срезает к чертям весь этот отбойник, срезает его как масло, пересекает встречную полосу и уже там полностью уходит в кювет.
При приближении к каждой фуре я включаю рециркуляцию, ибо воняют они выхлопными газами непотребно.
Это был самый тяжелый участок дороги, потому что тяжело вставать в 6 утра, весь день работать, а потом вести машину до 4 утра. Кофе уже не помогал, яблоки и разговоры тоже. Помогла бутылка воды. На голову и запазуху. Бодрит!
Радуют меня такие надписи на русских дорогах "Внимание! блблблблбмламламлаблблбл..." Кто это успевает прочитать? На кого рассчитано?
Где-то после Новгорода нас остановил сотрудник дорожной полиции и попросил быть понятыми при странном мужике, который не знал где его документы на машину. Рассказ мужика был прост: жена ушла, права спрятала где-то в машине. Это в два часа ночи и посреди леса. По словам полицейского, выясняют отношения они с водителем уже 4 часа. Полицейский достал телефон, включил его на видеозапись, попросил водителя открыть автомобиль, полазил там, пошуршал по всем полочкам, даже в багажнике пытался искать, но там была куча сумок. Мы подписали акт о досмотре, о том, что водительского удостоверения и документов на машину ни при водителе, ни в автомобиле обнаружено не было и сам водитель их добровольно предъявить не мог. И как только мы поставили подписи, тут же водитель позвонил кому-то под кодовым названием "Жена" и узнал, что документы лежат на переднем колесе. Под крылом что ли? Принес, отдал полицейскому. Тот назвал его клоуном. Мы тоже мысленно назвали его клоуном, сели в машину и уехали.
Самое темное время дороги.
До Питера всего 143 км. Но с каким трудом они даются!
Очень мешают огни встречного потока. По Европе ездить в темное время гораздо комфортнее.
Вот, например, защитные ограждения от фар в Польше. Моя любимая магистраль "Варшава-Берлин", когда навигатор говорит "Проедьте 500км".
Либо потоки автомобилей широко раскидывают, чтобы друг другу глаза не слепили.
На границе Польши и Германии. Ближе виден плоский пешеходный мост, а дальше арочный - это мост для зверей. Также вдоль дороги обязательно идет сетка от животных. Справа виден парковочный карман для экстренных случаев и столбик SOS.
Начинается рассвет.
Питер совсем близко. Но мы уже измотаны дорогой. Уже нет привычной радости от достижения цели. Никогда так не уставали за дорогу. Даже когда 16 ч. ехали до Таллина. Там вторая половина пути пришлась на светлую часть суток.
Ночь. Фуры. Слепящий свет. Провода. И где-то высоко - звезды... Они ярко горят на бархатном темно-синем небосклоне. Здесь, на Земле, суета, страдания, а там, высоко, тишина.
В России на дорогах очень бы пригодился европейский опыт возведения дополнительных конструкций на отбойниках, препятствующих ослеплению встречными фарами. Это на магистрали в Словении:
Рассвет. Ближе к Питеру (это около 100 км) дорога становится более менее приближенной к нормальной. Появляется отбойник и по две полосы в каждую сторону.
При подъезде к Питеру вдалеке видны трубы и огромные логистические центры.
Трасса нас хитро вывела на свежепостроенный участок объездной до города. Удобно. Полос много, они освещены.
Стекло уже в грязи. Еще бы, такая дорога.
"Взрезана твердь небес перьями ястреба" (С)
Питерский КАД, 3:30, абсолютно пустой. Спать хочется неимоверно. Вспоминаются слова "Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса", но на романтику не хватает сил, хочется только доползти, доехать до подушки. "Кам, Кам, не спи, у нас в Киеве номер забронирован. Сейчас приедем..." (С)
Мосты разведены, нам нужно на Петроградскую сторону, поэтому навигатор выводит нас на Вантовый мост. Не перестаю восхищаться его легкостью и мощью. Первый раз я познакомилась с ним в 2005 г., когда доехала на велосипеде. Он вибрирует, живой. Он мне кажется иностранцем, из другой страны.
Обычно наш маршрут лежит через Купчино, пересекаем реки, потом внезапно оказываемся в историческом центре - Садовая, Невский, проезжаем рядом с Михайловским дворцом, потом дух захватывает от широкой Невы, крепости, и вот уже Петроградская сторона.
В этот раз мы объехали город вдоль по Неве, посмотрели на грандиозную советскую гостиницу "Ленинградскую" с корабликом при входе, на спящую Аврору и Нахимовское училище, посмотрели на молчаливые и красивые разведенные мосты. Красиво!
Луна перевешивает огни большого города. Все равно она на небе главная и достижения человечества не могут это изменить.
Ближе к центру появилось необычайное скопление машин. Никто не спит? У всех ночная жизнь? Понятно, что завтра выходные, но ради чего можно не спать ночью?
Рассвет наступает очень быстро. Тишина в городе необыкновенная. Город без машин и людей прекрасен.
На Петроградской стороне уже выключили огни.
В 4 утра мы припарковались на набережной Карповки, выкатили чемоданчики и, счастливые, отправились в свой любимый отель
Stony Island. Спать хотелось как никогда. Хорошо, что завтрак до 11 утра. Кстати, завтрак отменный. Всем въезжающим дарят карточку на бесплатное пиво или бокал вина. Мы бы и рады воспользоваться этим предложением, но паб уже закрылся. Но ничего, подарочные карточки мы используем на обратной дороге, празднуя завершение путешествия.
У нас был тот самый номер, где мы готовились к свадебной фотосессии в 2012 г. :) Вот такое совпадение. Потому что мы очень часто бываем в этом отеле и пожили уже во всех номерах, наверное.
P.S. Данные из последнего отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Источник -
http://sputnikipogrom.com/economics/8758/allwrong/ "Россия находится на 4-м месте в мире по неравенству среди регионов (перед ней - Индонезия, Чили и Мексика). Разница в доходах и уровне жизни между Москвой и Магаданом не является секретом: наибольший ВРП и наивысшая плотность населения в Центральном федеральном округе, наименьший ВРП и наименьшая плотность населения в Дальневосточном ФО.
В коррупционном индексе Transparency International Россия находится на последнем месте - это хуже, чем даже у Индонезии, Мексики и Индии. Только 10% российских предпринимателей никогда не давали взяток и не участвовали в сделках с серьёзной «неформальной» составляющей. В некоторых регионах (например, на юге) взятка оказывается предпочтительнее допускаемых законом способов.
По инновациям в производстве РФ показывает в два раза худшие результаты, чем даже Польша (наименее презентабельная из всех стран ОЭСР): только 10% производственных предприятий используют инновации в своей работе (60% в Британии, Франции и странах-лидерах). Научно-исследовательские институты до сих пор осуществляют 75% всех НИОКРов в стране, а предприятия тратят не больше 30% своих денег на исследования. Расходы бизнеса на НИОКРы составляют всего 0,3% ВВП - в лучших из стран ОЭСР этот показатель находится на уровне 2% ВВП. Доля продвинутых технологий в производстве идущих на экспорт товаров не превышает 20% (меньше, чем даже в Греции) - сравните с 77% у Швейцарии и Японии.
Транспортная система РФ, по меркам ОЭСР, находится на очень низком уровне: конкурентоспособность и качество нашей транспортной инфраструктуры находятся на уровне Венгрии и Словении (хуже, чем даже у Мексики, Турции и ЮАР)."
Я попрошу не обижать Венгрию и Словению, потому что у них такие магистрали, такое соблюдение ПДД, что России и не снилось. Как водят в Будапеште и в Москве - это небо и земля. Там, даже находясь в пробке, на пешеходный переход или на перекресток не выезжают. Дисциплинированные.
Вот магистраль по Венгрии:
Вот магистраль по Словении. Дорожное покрытие прекрасное, отбойник есть, светоотражающие элементы есть, яркая разметка есть, полос на всех хватает, на повороте дорога приобретает заметный уклон для более удобного вписывания.
Материалы по теме:
Большое путешествие со сковородкой на Север (карта маршрута) Дорога в Норвегию (сравнение дорог и остановок России и других стран) Дорога в Норвегию, продолжение (сравнение процесса ремонта российских и европейских дорог)