Продолжение. Начало см. в
Про "защитные канавы",
Про "защитные канавы" (2),
Про "защитные канавы" (3),
Про "защитные канавы" (4),
Про "защитные канавы" (5),
Про "защитные канавы" (6) и
Про "защитные канавы" (7).
Н.А. Дубова в статье "
О символах власти в Маргиане эпохи бронзы" пишет:
"В ряде работ, посвящённых некрополям и погребальным обычаям
Гонур-Депе, самого крупного из известных на сегодняшний день поселений Маргианы, В.И. Сарианиди, опираясь на количество и набор погребальных приношений, а также конструкцию могилы, выделил три социальных слоя - наиболее богатый (около 5%), средний (около 85%) и бедный (10%) [1]".
Бакри Абу Аль-Хассан в статье "
Аварис и Гонур" приводит несколько иные цифры: "Характерной чертой некрополя является разнообразие типов погребальных сооружений. Подавляющее большинство маргушцев (86,8%), предполагаемый средний класс населения, было захоронено в шахтных (подбойных) могилах. Бедная часть населения (9,0%) была похоронена в обычных ямных могилах, а элита в цистах (2,2%) и камерных могилах (2,0%)" [2].
Реконструкция облика жителя Гонур-депе.
2300 лет до н. э. - это уже Бронзовый век, "закатный" век для матриархальных культур. Но, как мы видим, здесь всё ещё сохраняются отстатки былой эгалитарности: львиная доля всех погребений принадлежит к среднему слою, богатых погребений лишь 5%. И это при том, что "из четырёх с лишним тысяч захоронений, открытых на данный момент в старом сердце Маргуша, около четверти относится ко времени, когда люди покинули этот город. Видимо, Гонур ещё долго оставался центром религиозного паломничества и погребальных ритуалов" (
Источник). То есть, около четверти погребений относится к периоду около 1500 - 1200 гг. до н. э. А это уже время самого "кондового" патриархата. Наверно, все "статусные" погребения совершались на закате существования этого города.
В. И. Сарианиди (1929-2013) на раскопках Гонур-депе.
Здесь обнаружена одна интересная архитектурная особенность.
Цитирую:
"Гонур-депе представлял собой огромный комплекс монументальных строений, в самом центре которого располагался окружённый мощными стенами дворец, имевший множество просторных помещений для торжественных мероприятий. По всему периметру с наружной стороны стен, окружавших дворец, возвышались храмовые постройки, каждая из которых использовалась для определённой цели, а также комплекс общественных трапез. Храмы окружали стены, усиленные квадратными башнями, построенные по тому же принципу, что и дворец.
Снаружи этот грандиозный архитектурный ансамбль окружала ещё одна стена, не слишком широкая и невысокая, внутреннюю часть которой укрепляли пилястры. Судя по всему, её возвели как некий символ, разграничивавший мир простых людей и священную территорию".
Итак, в древности люди огораживали священные территории. Здесь мы видим забор, который можно сравнить с палисадом некоторых староевропейских поселений эпохи неолита. В Европе повсюду были леса, поэтому и заборы возводились деревянные, а здесь, на юго-востоке Туркмении, с древесиной была "напряжёнка", дерево было дорогое, поэтому и заборы строились из кирпича. А так, в принципе, никакой разницы нет.
И здесь необходимо ещё раз напомнить о том, что в древности жилая зона (в отличие от нежилой) считалась сакральной территорией. Представление об этом сохранялось ещё у этрусков. Действие основания (закладки) города являлось сакральным и совершалось согласно определённым обрядам. В центре города располагался мундус для общения с Подземным миром, а сам город ограждался от внешнего мира городской чертой - бороздой в земле. Известно, что изначальный Рим был заложен по обряду этрусков. В связи с этим вспоминается легенда о Ромуле и Реме - его основателях. Ромул убил брата Рема за то, что в то время, когда Ромул проводил борозду - границу будущего города, с пропусками для трёх ворот, Рем через эту городскую черту перескакивал, то есть, по понятиям этрусков, совершал святотатство.
----------------------------------------------------------------------------------------
[1] Сарианиди В.И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М., 2001; Sarianidi V.I. Necropolis of Gonur. Athens, 2007.
[2] Дубова Н.А. Могильник и царский некрополь на берегах большого бассейна северного Гонура // У истоков цивилизаций. - М., 2004. - С. 254.