Продолжение. Начало см. в
Про "защитные канавы",
Про "защитные канавы" (2),
Про "защитные канавы" (3),
Про "защитные канавы" (4) и
Про "защитные канавы" (5).
Сегодня, читая статью "
Добыча меди на Древних Балканах", я наткнулся на следующее высказывание:
"Как доисторические сербы, так и болгары копали траншеи в горах или на склонах холмов, чтобы извлечь медь с помощью инструментов, изготовленных из камня, кости или оленьего рога. Найдя её, они отламывали крупные камни горных пород, содержащих медь, нагревали их, а потом заливали водой, чтобы расколоть породу. Затем они извлекали медь и несли её куда-нибудь, чтобы переплавить её и сделать из неё артефакты".
Медный идол культуры Винча.
И здесь мне вспомнилось поселение культуры Винча возле Oreškovica-Selište, о котором я писал совсем недавно в
Про "защитные канавы" (3). Там я говорил, что, судя по остаткам медной руды, азурита и малахита, можно предположить, что это был "город металлургов", так как поселение было расположено рядом с Хомольскими горами, богатыми медными рудами. Но, скорее всего, медную руду добывали тут же, буквально выкапывая её из-под ног, и траншеи вокруг поселения как раз свидетельствуют о добыче руды. Тем более что поселение находилось на склоне холма. В центре поселения, там где на карте отмечены Tr2 и Tr3,
очевидно, находились те самые ямы, где разжигали огонь, бросали туда камни, содержащие медь, нагревали их, а затем заливали водой, чтобы расколоть породу. Из статьи
Enclosing the Neolithic World: A Vinča Culture Enclosed and Fortified Settlement in the Balkans следует, что обе ямы содержали огромное количество золоотвалов (both pits contained large amounts of ash).
Так что, эти "защитные канавы" могли быть, на самом деле, местами добычи медной руды, а вовсе не оборонительными сооружениями.