ПМОАЦ. Миф об эллинском гении и неспособности армян понять халкидонское богословие (10)

Jul 16, 2013 12:27


Евтихий и Флавиан, Лев и Диоскор
Как уже было отмечено, Антиохийская уния не могла просуществовать долго, потому что при вынужденном ей следовании, каждая из сторон все равно держалась своего богословия. Те из несторианствующих, что не убежали в Персию ради преданности принципам и лично Несторию, вполне могли исповедовать свою веру и отрекаясь от Нестория и обходясь без термина ипостась. Ведь вполне можно было понимать под соединением двух ипостасей и соединение двух природ, по прежнему разделяя божество и человечество во Христе и видя в Нем двух Субъектов действия, где Бог делал присущее Богу, а человек присущее человеку. Александрийцы же, понимая под единством двух природ как раз неприемлемое для несторианствующих природное единство, и не думали отказываться от формулы святого Кирилла об одной природе воплощенного Бога Слово, поскольку только в этом видели гарантию исповедания единого Христа. Для кирилловцев Христос хоть и был совершенным Богом и совершенным человеком, что выражалось в признании единства двух природ, тем не менее, не разделялся Сам в Себе на Бога и человека, что-то делая как Бог, а что-то как человек, но что бы Он не делал, делал и как Бог, и как человек едино. Так и получалось, что при формально общем исповедании Антиохийской унии две христологические партии верили совершенно по-разному. Но пока были живы главные участники унии, конфликтов удавалось избежать. После смерти патриархов Иоанна и Кирилла, на все патриаши кафедры империи сели люди чуждые компромисса и готовые к отстаиванию своего мнения. Вопрос был только в том, чья сторона первой спровоцирует скандал, и этой стороной оказалась антиохийская партия, с начатым ею, в лице Константинопольского патриарха Флавиана, процессом против архимандрита Евтихия.

Сложно сказать, чему на самом деле учил Евтихий, потому что для установления этого не существует необходимых документальных источников. Все строится на каких-то обрывках того, что он сказал, или ему потом приписали задним числом. Единственное, что можно было бы считать достоверным высказыванием Евтихия, так это цитируемая папой Львом в его томосе фраза: «исповедую, что Господь наш прежде соединения был из двух естеств; по соединении же исповедую одно естество». Это утверждение определенно было вынесено Евтихием из учения Кирилла, и могло быть понято как еретическое только при предвзятом несторианском толковании. Ведь если за то же самое несториане объявляли еретиком святого Кирилла, то, конечно же, этого не мог избежать Евтихий. Наверное, если бы Евтихий действительно был создателем откровенно еретического докетического учения, то это было бы установлено легко и быстро, и об этом не только не забыл бы упомянуть папа Лев, но такое учение было бы прямо поставлено в вину Евтихию и самими александрийцами. Но на осудившем его Константинопольском соборе никаких конкретных фактов исповедания Евтихием докетизма предъявлено не было. Несторианствующие судьи его просто пытались уловить в словах и дать нужное толкование его ответам. Из той же халкидонитской истории известно, что Евтихий настаивал на том, что ничего кроме Никейского Символа Веры не исповедует, а отказывается признавать во Христе две природы, потому что этого нет в Никейском Символе. Ну, а поскольку официальным учением Церкви признавалась вера Антиохийской унии, открытое исповедание александрийской «единой природы» уже было достаточным предлогом для захвативших власть в Константинопольском патриархате несториан, чтоб осудить и низложить Евтихия, объявив его еретиком, «смешивающим божество с человечеством».

Осужденный в своем патриархате Евтихий не признал за собой ереси, и апеллировал к двум другим авторитетнейшим кафедрам, послав жалобы папе Римскому Льву и патриарху Александрийскому Диоскору. Можно бесконечно удивляться, но такой «страшной» монофизитской ереси, о которой трезвонится по миру «православными» мифоверами, в исповедании Евтихия не заметил не только демонизируемый ими «монофизит» Диоскор, но не заметил ее и сам воспеваемый во все века «святой» папа Лев. Понятно, что мнящий себя «вселенским судьей» папа Римский, был польщен самим фактом обращения к нему за защитой. И, естественно, Лев не упустил возможности отчитать патриарха извечно конкурирующей Константинопольской кафедры, чтобы тот помнил, кто тут «преемник Петра», чем вынудил Флавиана рассыпаться в верноподданнических уверениях и объяснениях.

Диоскор же сразу увидел в осуждении Евтихия провокацию несторианствующих против сторонников александрийского богословия, а потому без лишних разбирательств решил покончить с антиохийцами и с их унией на новом Вселенском соборе. Ошибка же Диоскора была в том, что он, в отличие от своего предшественника Кирилла, даже не попытался привлечь на свою сторону пока еще не определившегося во мнениях папу Римского, но все решил делать сам. Получив от императора Феодосия разрешение на проведение собора без благословения на то папы, Диоскор настроил Льва против себя, отчего Лев встал на сторону Флавиана и его сторонников. И когда председательствуя на Втором Эфесском соборе Диоскор даже не прочитав послание папы низложил Флавиана и оправдал Евтихия, он сам себе подписал приговор. Победа александрийской партии была Пирровой, и собор Диоскора считался Вселенским, только пока был жив симпатизирующий александрийскому богословию император Феодосий. С приходом же к власти Маркиана с его несторианствующей женой Пульхерией, месть папы Льва не заставила себя долго ждать. Второй Эфесский Вселенский собор был объявлен папой «Разбойничьим», под что впоследствии был состряпан соответствующий миф о «невероятных насилиях», и для расправы с самим Диоскором и с целью утверждения антиохийского диофизитского богословия был созван новый Вселенский собор в Халкидоне.

(1) МИФ ОБ ЭЛЛИНСКОМ ГЕНИИ И НЕСПОСОБНОСТИ АРМЯН ПОНЯТЬ ХАЛКИДОНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
(2) Как армяне не поняли халкидонское вероопределение
(3) Мудрость ставшая безумием
(4) Богословие и богословская терминология
(5) Ипостась
(6) Сущность
(7) Лицо
(8) Природа
(9) Кирилл и Иоанн. Антиохийская уния
(10) Евтихий и Флавиан, Лев и Диоскор
(11) Учение папы Льва
(12) Халкидонский собор
(13) Подлинная причина отвержения Халкидонского собора

ПМОАЦ, Халкидон

Previous post Next post
Up