Продолжение статей по изложению мифов об ААЦ, согласно статьи Марии Сенчуковой на
http://www.pravmir.ru/xristianstvo-v-armenii/ -
1. ААЦ согласно "православным" мифам 2. Миф об изначальной зависимости ААЦ от Кесарийской кафедры 3. Пять мифов про Халкидон 4. Мифы о "православных армянах" 5. Миф о Каринском соборе и "возврате в Православие" 6. Миф о Ширакаванском соборе и очередном "возврате в Православие" 7. Миф о "преобладании Православия среди армян в XI веке" 8. Миф о "Монофизитстве" 9. "Последняя попытка" Часть 1 "Православные армяне" после Халкидонского "отпадения" ААЦ
... на II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были официально отвергнуты и осуждены. Так Армянская церковь отпала от Православия. Однако значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.
Это заявление, представляющее собой хитро завуалированную ложь, рассчитано на то, чтобы показать, насколько Православие в его халкидонитском, т.е. греко-православном варианте "непостижимо истинно", а потому "всепобеждающе" и "привлекательно", что аж "значительная часть армян" вопреки воле своей Церкви приняла Халкидон и тем самым "осталась в общении с Вселенской Церковью", перейдя в подчинение КП.
Для начала в очередной раз хотелось бы обратить внимание на откровенно нелепое, как говорят в народе, "тупое" выражение - "общение со Вселенской Церковью". В статье
Диакон халкидонит об ААЦ (1) я уже говорил, что общаться можно с кем-то другим, но не самому с собой. Если некие армяне перешли в Константинопольский патриархат или как говорят халкидониты, "во Вселенскую Церковь", то они не общаются с нею, а являются ее членами. Общаться с КП (ВЦ) армяне могли бы только при условии, если бы состояли в иной Церкви. Это как если бы сказать, что сегодня армяне состоящие в РПЦ общаются с РПЦ, а не сами же ее представляют. Возможно, когда-то это выражение и имело некий смысл, когда ААЦ византийцами почиталась единоверческой. Логика тут такая. Поскольку византийцы свою империю почитали "Вселенною", то соответственно и свою Византийскую Церковь называли "Вселенскою Церковью", и как следствие, не принадлежащую этой "Вселенной" Армянскую Церковь считали общающейся с ними. Теперь же это выражение - чистой воды рудимент, зато используется ключниками, что называется, "для красного словца".
Возвращаясь же к армянам, которые по мнению авторов мифа перешли в КП ради этого самого "общения с ВЦ" и ""оставания" в Православии", то тут можно сказать только то, что подобные заявления являются прямой ложью и инсинуациями. Читая такие утверждения, человек невежественный может подумать, что вне Византии, на территории окормляемой Армянской Церковью, армяне принимали Халкидон и отвергая свою Церковь переходили под власть Константинополя. Ну, а поскольку не всякий человек покупается на ключническую чушь, то могут возникнуть вопросы. Например, как эти люди вели свою церковную жизнь? Они оставались вообще без Церкви? Только человек совершенно несведущий в вопросе может не знать, что в те времена не могло быть параллельных епархий на чужой канонической территории, а потому, в Армении, вне Византии, не могли быть созданы параллельные епархии Константинопольского патриархата (как собственно и епархий ААЦ на территории Византии).
Однако, правда в том, что значительное число армян в те времена действительно было под властью Константинопольского патриархата. Но оказались они там отнюдь не добровольно, т.с. ради "счастья" исповедовать Халкидонизм. Их туда загнали силою, причем задолго до Халкидона - в 387 году, в результате хищнического дележа Армении между Византийской и Персидской империями. И если в восточной, персидской части Армении существовала хотя бы видимость некоей автономии и народ окормлялся Армянской Церковью, то в западной, византийской части была установлена византийская администрация, а отнятые у ААЦ епархии закреплены за Константинопольским патриархатом. Вот это и называется согласно Марии Сенчуковой и ее источника: "значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата".
Тут у псевдоправославных мифотворцев проблема с пониманием сути происходившего, т.е. дело в полной их неадекватности в понимании хронологии и причин тех событий. Они как бы не понимают, что до Халкидона и еще долгое время после него, для политически разделенного армянского народа в духовном плане особых проблем не было, т.к. вера у греков и армян была единой, ведь еще до начала 6 века в самой Византии действовал антихалкидонский энотикон Зенона. Раскол между греками и армянами случился только тогда, когда усилиями проримских императоров Юстина и Юстиниана Халкидон силою стал навязываться всем их подданным. Естественно, что как сирийцы и египтяне, да и как сами греки, византийские армяне почувствовали на себе всю "благодать" имперского "христианства". Кровь лилась рекой, хотя, как показывает история, и это не приблизило имперское "православие" ни на шаг к его принятию восточными народами.
Но, и на этом "радости" армян не закончились, т.к. само существование не подчиняющейся императорам Армянской Церкви воспринималось в Византии как нечто совершенно недопустимое. Отсюда и постоянные, не прекращающиеся попытки византийцев захватить и силою насадить Халкидонизм в остальной части Армении. Об этом, кстати, копируя миф из "Православной энциклопедии", сообщает Мария Сенчукова -
В 591 году Армения вновь была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской империи, и в городе Аване (находился к северо-востоку от Еревана, сейчас является частью города) был образован православный католикосат. Ему противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории, где, впрочем, также было немало православных армян. Во время византийско-персидской войны 602-609 гг. аванский католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну. Репрессии не искоренили православную веру среди армян.
Оставим в стороне лживое наименование Армянской Церкви "монофизитской", поскольку это тема для отдельного разговора. Отмечу только то, как спокойно, как о чем-то вполне добром и христианском повествуется "православными" мифотворцами о византийской агрессии, когда захвативший большую часть уже и Восточной Армении император Маврикий принуждал население новопокоренных территорий не только к политическому, но и к духовному подчинению. А вот что касается "православного католикосата" в Аване, тут ключники выдают желаемое за действительное. Им очень хочется, чтоб существовала эдакая "армянская православная" церковная юрисдикция, дабы вера в существование т.н. армян халкидонитов, как большого, узаконенного и признанного сообщества была более основательной. Кроме этого, существование в истории Армянской халкидонитской Церкви позволило бы "православным" фрустраторам говорить о восстановлении такой Церкви сегодня.
К большому сожалению для мифоверов, созданный Маврикием Аванский католикосат вовсе не был халкидонитским. Хотя, такое мнение и распространенно среди мифоверов очень широко, проникая местами даже в Армянскую Церковь. Этот, распространяемый российской лжеученой "византисткой" Арутюновой-Фиданян миф в пух и прах разбит действительно великим армянским ученым византистом, академиком Бартикяном, который на основании древних документов убедительно доказал, что первый и последний Аванский католикос Иоанн Багаранский был и остался в "армянской вере" -
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2979/2/adsv-37-05.pdf . На поверку оказывается, что не сумев навязать новоприобретенным армянам греческий халкидонизм, Маврикий просто решил оторвать их от законной Армянской Церкви, создав банальный антикатоликосат с той же верой, что и в ААЦ. Здесь армяне могли верить так, как им хотелось, но зато подчинялись ему через им же поставленного патриарха. Как говорится, не мытьем, так катанием.
Таким образом, армянские епископы и их священники на оккупированных территориях, если не хотели распрощаться с головой, должны были (в идеале) принять Халкидон с подчинением Константинопольскому патриархату. А поскольку страстно этого жаждущих так особо и не нашлось, то подневольной иерархии предлагалось идти в Аванский раскол. Далеко не всем армянским священникам, что не желали ни одного из этих вариантов удалось убежать на персидскую территорию, где оставалась юрисдикция ААЦ... да и как бежать, если приходилось оставлять свою паству на произвол? В этой ситуации возможность окормлять народ в хотя бы в юрисдикции антикатоликосата, представлялась меньшим злом, нежели оставить верующих еще и на духовное порабощение завоевателям.
Именно поэтому Аванский католикос сильно и не осуждался со стороны современников из ААЦ, характерезуясь как муж праведный. Единственное, что необходимо было сделать с вынужденно сотрудничавшей с Маврикием "раскольничьей" иерархией после изгнания византийцев, так это принятие обратно в единство законной Церкви. Естетственно, подобные чины присоединения подразумевают обязательные анафемы ересям, дабы не принять ненароком в лоно Церкви иерарха-еретика. Видимо из-за того, что среди прочих ересей в чине присоединения Армянской Церкви поминался и Халкидон, "православные" мифотворцы истолковали это так, что возвращающиеся в ААЦ "аванские" иерархи были халкидонитами. Но с таким же успехом их можно назвать арианами или манихеями, поскольки и Мани, и Арий, всместе с прочими анафематствались тут же.
Что касается того, что и "на персидской территории ... также было немало православных армян. Репрессии не искоренили православную веру среди армян", то это уже пустопорожний, ни чем не подтверждаемый треп, да еще и с претензией на героизм и мученичество неких виртуальных "православных армян". Хотя, если авторам мифа так хочется, то почему бы и не написать, что дело было именно так? Главное, чтоб звучало "величественно"! При этом, радость мифотворцев по поводу "православных армян" не кончается.
Далее Мария Сенчукова в соответствии со своим "православным" источником рассказывает о "возврате армян в Православие" на Каринском соборе и последующем новом "отпадении их в "монофизитство" на соборе Маназкертском -
http://grigor-yan.livejournal.com/13501.html и после чего снова возвращается к теме "православных армян", которые все так же упорно выходили из под власти ААЦ и начинали "общаться" с Константинопольским патриархатом ради "счастья" быть халкидонитами. Об этом вторая часть.
Часть 2 "Православные армяне" после Маназкертского "отпадения" ААЦ
После арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года Армянская Церковь снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне снова стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха. те же, которые остались в пограничных с Грузией районах Армении, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети
Судя по сообщению, все же не совсем понятно о каком периоде времени идет речь, ни то о времени сразу после Маназкертского собора, т.е. времени арабского завоевания, ни то уже после изгнания арабов из Армении и возрождении армянской государственности при Багратидах, когда, собственно говоря и можно было бы рассуждать об областях Тарона, Тао и Кларджети.
Если это идет речь о временах арабского завоевания, от чего серьезно пострадала не только Армения, но и Византия, лишившаяся большей части своих территорий (в частности Иерусалима) и превратившаяся из огромной империи в обычное царство средних размеров, то совершенно неуместно связывать миграцию народов с порабощенных иноверцами территорий на более или менее спокойные земли. И в другие эпохи армяне спасаясь от гнета поработителей покидали родные земли и селились там, где не было войны. Но при чем тут сознательное принятия Халкидонизма? Если армяне бежали из Османской Турции в Российскую империю, то неужели они это делали ради того, чтоб принять русское Православие? Совсем другое дело, что византийцы силою заставляли многих таких беженцев принимать Халкидонизм. Хотя... за не имением иных радостных для мифотворцев фактов, сгодятся и такие "факты". "На безрыбье, и рак рыба", ведь так или иначе, мифотворцы могут похвалиться, что таки были "православные" армяне в подчинении Константинопольского патриархата :)))
А если речь идет временах обретения Арменией независимости, то рассказы про области Тарон, Тао и Кларджети тоже свидетельствует о неадекватности рассказчиков. Стоит посмотреть на карту Армении того времени -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Bagratids_11century_BSE_ru.png , чтобы понять, что армянская область Тарон была в вассальной зависимости от Византии и не принадлежала Армянскому государству, т.е. на ее территории армяне испытывали трудности с окормлением Армянской Церковью, из-за чего могли быть в зависимости от имперской Церкви. Были или не были, это еще тот вопрос... Пример же областей Тао и Кларджети и вовсе нелеп. Это смешанные, скорее грузинские, а не армянские области. Тао и вовсе была византийской провинцией, и если там жили армяне, а они там несомненно жили, то что такого невероятного, что формально они могли подчиняться Константинополю. В чем смысл этих примеров? А смысл в том, что для мифотворцев важно "обилие фактов", мол вот, смотрите, целые области армян признали святость греческого Православия!
На самом деле, в реальной истории, в вопросах принятия или не принятия Халкидонизма все было не так уж и радостно для халкидонитов. Армяне даже переселяясь на византийскую территорию, т.е. в епархии Костантинопольского патриархата отнюдь не стремились попасть в "объятия" константинопольского патриараха и принять Халкидонизм, а по возможности сохраняли свою древнюю дохалкидонскую Православную веру. Этому способствовало то, что они и там находили духовное окормление у нехалкидонитского духовенства в многочисленных, не подчиняющихся Константинополю монастырях. Т.е., в империи, при всем государственном давлении на миафизитов, они упорно сохранялись даже среди греков! Об этом свидетельствуют репрессии императора Романа Второго (959-963), имевшие целью окончательно уничтожить нехалкидонитов в греческом царстве. Именно в это время и именно таким образом Халкидонизм окончательно восторжествовал среди греков и по праву стал именоваться Греческой верой.
Память о репрессиях нехалкидонитов империи в 10-ом веке, в частности и армян, сохранилась в истории ААЦ благодаря тому, что многие монахи разоренных Романом монастырей бежали в Армянское царство, где были приняты Церковью и царем. Именно эти византийские беженцы "спровоцировали" бум строительства средневековых монастырей в Армении. Наиболее знаменитыми из этих монастырей являются - Ахпат, Санаин, Камрджадзор, Оромос, Капуткар, Гладзор, Нарек. Все эти факты красноречиво показывают, что все, о чем повествуют "православные" антиармянские мифы, зиждется на гнилом основании лжи, и что на самом деле, в реальной истории, все было как раз наоборот, и что Халкидонизм даже в Византии не мог победить древнюю Веру иначе, как только силою императорского меча.
После императора Романа, гонения на армян Византии, продолжавших исповедовать дохалкидонскую веру продолжили императоры Иоанн Цимисхий и Василий Второй. Основной удар приходится на исторически принадлежавшую Византии область Малая Армения, где греческий митрополит Севастии развернул открытый террор против армян нехалкидонитов. По сообщениям армянского историка Степаноса Таронаци оказывается, что среди подвергнутых арестам и мучениям были и армянские нехалкидонитские священники, которые в цепях отправлялись в Константинополь. Так в константинопольских застенках был насмерть замучен протоиерей Габриел. А официальный имперский указ запрещающий в Малой Армении проводить армянские богослужения говорит о том, что местные армяне, игнорируя местного греческого митрополита, находились под духовным попечением Армянской Церкви с местными армянскими епископами.
Естественно, что далеко не все армяне Малой Армении были героями веры и часто под репрессиями местного греческого митрополита принимали Халкидонизм. Среди таковых были и армянские епископы Севастии Сион и Ларисы (около Севастии) Ованнес, которые, таким образом, отпали от ААЦ. Не довольствуясь такими "успехами", митрополит Севастии стал писать послания армянскому католикосу, призывая его "встать на правый путь". Естественно, что ответ он получил прогнозируемый... Гонения в Малой Армении продолжались до зимы 998-999 годов, когда император Василий, убедившись в бесперспективности продолжения репрессий, собрал в Мелитене армянских священников Севастии и признал их право исповедовать свою веру и проводить богослужения. С этих пор армяне-нехалкидониты Византии буквально выходят из подполья и организуются официальные кафедры ААЦ на территории Византии.
Вот такие вот и были мифические "православные армяне, массово переходящие под омофор константинопольского патриарха"....