Но общественное сознание (Богданов и Луначарский как раз его-то и берут за «непосредственно данное», в качестве не подлежащей далее анализу предпосылки и основания своей теории познания), по Марксу, есть не «первичное», а вторичное, производное от общественного же бытия, т.е. системы материальных, экономических отношений людей друг к другу
(
Read more... )
Comments 14
Имхо, взаимодействие бытия и сознания не одностороннее - человек может некоторое время сознательно действовать вопреки экономическим и вообще материальным мотиваторам и даже пытаться эти мотиваторы изменить, но без материального базиса сознательная надстройка не будет жизнеспособной.
Reply
Reply
Reply
Reply
Начётчики, блин, старообрядческие, всюду подавай вам ересь)))))
Reply
Во первых, ни Маркс, ни Энгельс не сводили общественное бытие и историю к экономическим отношениям. http://community.livejournal.com/ru_marxism/52838.html Также, как они никогда не придерживались вульгарно-материалистической точки зрения, согласно которой, общественное сознание определяется ТОЛЬКО бытием. Подобная точка зрения - вульгарный социологизм и шулятиковщина.
Касаемо общественного сознания как философской предпосылки теории познания предлагаю посмотреть статью Марлена Инсарова http://iuprc.250free.com/RUS/THEORY/MI-HistMat-wod.htm
Reply
Вы согласны с приведенной цитататой из Ильенкова?
Reply
Reply
Leave a comment