Теперь могу сделать следующий шаг и говорю, что ситуационная организация знаний мышления и деятельности, следовательно, является ненаучной и в каком-то смысле антинаучной. Но я слово «антинаучное» употребляю в высоком значении этого слова. Для кого-то антинаучный означает плохой, для меня антинаучный означает хороший, поскольку, на мой взгляд,
(
Read more... )
В контексте темы весьма спорный тезис. Это ведь натуралистическая трактовка предмета, когда объект понимается как то, что существует прежде всего, первично, а всё остальное, в том числе и деятельность, выстраиваются уже вокруг него, по отношению к объекту.
В раках же деятельностного (а значит, в некотором смысле и ситуационного) подхода мы так уже не моем рассуждать, здесь тогда первична деятельность, а не объект. И надо говорить собственно не о предмете, а о предметной организации (деятельности). Которая характеризуется тем, что как бы "выдумывает" себе объект и задает ему независимое от себя самой (от деятельности) существование.
Т.е. не предмет выделяется из объекта, а наоборот - предметная организация интендирует объект (через построение онтологии) и задает тем самым сама себе (предметные) ограничения.
.
Reply
Во всяком случае, в "Смысле и значении" предметные проекции появляются по отношению к уже положенному объекту. Никак не получается, чтобы предмет появлялся раньше объекта.
Reply
Я этого и не говорил :) Не предмет появляется раньше объекта, а объект появляется благодаря и через предметную организацию (т.е. путем моделирования,онтологизации и объективации). Причем изнутри, с точки зрения исследователя объект и предмет ведь не различаются. Для ученого нет никакого такого предмета, он имеет дело непосредственно с объектом (как полагает его сознание).
А различение объекта и предмета проводится уже вторичным образом из внешней рефлективной позиции. И оно, собственно, имеет смысл только когда мы ставим задачу конфигурирования разных предметов. Это такой натуралистический вариант методологии (и в ММК был соответствующий период, когда функции методологии понимались именно таким образом)
А вне таких задач это различение вообще бессмысленно (в отличие от связки "предметная, научная организация -> объект")
Вот и ГП пишет в том тексте, на который Вы здесь ссылаетесь:
"... наука построена на объективации знаковых форм, это есть ее проход. Наука ( ... )
Reply
Reply
Это да, но то другое содержание (пусть и объективное) - практическое, скажем, или же операционально-техническое. Или если угодно - это другие объекты.
Это такой действительно тонкий момент, что нет такого понятия - объект (в таком виде это формальная абстракция), а есть разные понятия - объект оперирования, объект восприятия, объект исследования и т.д. Это всё разные понятия. И только в натуралистическом подходе эти разные понятия склеивают в один - в единый объект. Что и определяет как мощность этого подхода (в силу упрощения мышления за счет такой склейки), так и его ограниченность (в силу грубости такой склейки).
И вот если мы говорим об объекте исследования, то он интендируется научно-предметной организацией. А практические объекты, объекты оперирования они, конечно, оформились в практической деятельности куда раньше, но они не совпадают как правило с объектом исследования. Собственно, чаще всего их уже и не увидеть сквозь "толщу" знаковых наслоений без "архео-логических"
Reply
Reply
Reply
В смысле, в пику к натурализму? Это да, правда, вопросов устройства именно научного знания он вроде не касался, остановившись на, так сказать, общей эпистемологии. На материале математики в основном.
Т.е. это был как бы первый этап солержательно-генетической "логики" (эпистемологии) :)
Reply
Reply
Вот, скажем, что значит решить какую-то геометрическую задачу. Есть некоторое условие в форме чертежа, т.е. знака. И для того чтобы построить решение нам и надо этот знак переинтерпретировать объектным образом - как конструкцию собираемую и разбираемую на составные части. Вот когда чел видит не знаки, а объекты, глядя на чертеж (но может при этом опять переключаться на знаки), и может ими оперировать, то только тогда он и "попадает в геометрию".
Reply
Reply
Вот та же геометрия - ведь поначалу это были практические схемы межевания полей. Собственно геометрическое (идеальное) содержание возникло на особой интерпретации этих схем, когда они уже потеряли свои практические функции (актуальные только для бассейна Нила и не нужные в Греции)
Reply
Reply
Reply
Reply
Т.е. если очень грубо: математика интерпретирует практические схемы как логические, а потом она же, но вместе с наукой, интерпретирует эти логические как объектные. После чего инженерия совершает следующий этап переинтерпретации (кстати, опять вместе с математикой) - объектные схемы в практические на новом витке развития. И т.д. :)
Возможно даже, что математика - это есть как раз такой механизм перехода от ОД схем к объектным и обратно. В этом смысле методология - это математика два плюса, т.е. более развитая форма математики (как Вам такая гипотеза? :) )
Reply
Leave a comment