Теперь могу сделать следующий шаг и говорю, что ситуационная организация знаний мышления и деятельности, следовательно, является ненаучной и в каком-то смысле антинаучной. Но я слово «антинаучное» употребляю в высоком значении этого слова. Для кого-то антинаучный означает плохой, для меня антинаучный означает хороший, поскольку, на мой взгляд,
(
Read more... )
В контексте темы весьма спорный тезис. Это ведь натуралистическая трактовка предмета, когда объект понимается как то, что существует прежде всего, первично, а всё остальное, в том числе и деятельность, выстраиваются уже вокруг него, по отношению к объекту.
В раках же деятельностного (а значит, в некотором смысле и ситуационного) подхода мы так уже не моем рассуждать, здесь тогда первична деятельность, а не объект. И надо говорить собственно не о предмете, а о предметной организации (деятельности). Которая характеризуется тем, что как бы "выдумывает" себе объект и задает ему независимое от себя самой (от деятельности) существование.
Т.е. не предмет выделяется из объекта, а наоборот - предметная организация интендирует объект (через построение онтологии) и задает тем самым сама себе (предметные) ограничения.
.
Reply
И еще: можно сказать, что математическая схема как ОД-схема подчиняется принципу диспараллелизма, а как онтологическая - принципу параллелизма? Соответственно, то же относительно методологии?
Reply
Но насчет параллелизма не понял - при чем тут параллелизм?
Reply
Или я путаю?
Reply
Почему изображает-то? Разве существовали какие-то такие объекты-квадраты, до того как люди стали вычерчивать фигуры-квадраты?
Не изображает, а создаёт. Идеальный объект - он же существует в действительности мышления, а не в реальности.
Принцип же параллелизма и его отрицание - это всё имеет место только для специальной позиции , эпистемологической, когда мы разбираемся с устройством знания и различаем (из этой позиции) форму и содержание.
Reply
Но все же - разве неправильно говорить о вычерченных квадратах как о форме по отношению к идеальному квадрату как содержанию? Иначе говоря, здесь вставать в эпистемологическую позицию и говорить о геометрическом знании осмысленно?
Reply
Reply
-------
Признаюсь, на уровне непосредственно очевидного, интуируемого, мне оно, правда, трудно дается. Ведь интенция, раз она не произвольно направлена, предполагает вроде бы то, на что она направлена как независимое от нее (т.е. до нее существующее). Понимаю, что это онтологизм, несовместимый с Д-подходом, но все время в него впадаю.
Reply
Не, ни в коем случае. Наоборот. Вы путаете понятия интенции и отношения. Это (внешнее) отношение строится между независимо существующими сущностями. А интенция - это структура (если говорить о категориальном устройстве) - её элементы принадлежат самой интенции.
Интенция - это направленность, но не на что-то уже существующее, а такая направленность, которая задает направление и организует в этом направлении материал (который можно считать просто неоформленным вне этой интенции).
У Хайдеггера, например, в Проблемах феноменологии (лекции 27-го года) подробно разбирается понятие интенционального.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment