ГП о ситуации 4: предметность, распредмечивание и непредметные формы организации мышления и знания

Nov 09, 2017 15:09

Теперь могу сделать следующий шаг и говорю, что ситуационная организация знаний мышления и деятельности, следовательно, является ненаучной и в каком-то смысле антинаучной. Но я слово «антинаучное» употребляю в высоком значении этого слова. Для кого-то антинаучный означает плохой, для меня антинаучный означает хороший, поскольку, на мой взгляд, ( Read more... )

Leave a comment

Comments 30

kaktus77 November 9 2017, 14:13:39 UTC
== предмет - это то, что выделяет в объекте

В контексте темы весьма спорный тезис. Это ведь натуралистическая трактовка предмета, когда объект понимается как то, что существует прежде всего, первично, а всё остальное, в том числе и деятельность, выстраиваются уже вокруг него, по отношению к объекту.

В раках же деятельностного (а значит, в некотором смысле и ситуационного) подхода мы так уже не моем рассуждать, здесь тогда первична деятельность, а не объект. И надо говорить собственно не о предмете, а о предметной организации (деятельности). Которая характеризуется тем, что как бы "выдумывает" себе объект и задает ему независимое от себя самой (от деятельности) существование.
Т.е. не предмет выделяется из объекта, а наоборот - предметная организация интендирует объект (через построение онтологии) и задает тем самым сама себе (предметные) ограничения.
.

Reply

gignomai November 9 2017, 20:43:43 UTC
Но что тогда делает эту организацию деятельности предметной? Может быть так: предмет и объект полагаются деятельностью одновременно? Объект как то, что есть "на самом деле", а предмет - как то, что задается спецификой деятельности?
Во всяком случае, в "Смысле и значении" предметные проекции появляются по отношению к уже положенному объекту. Никак не получается, чтобы предмет появлялся раньше объекта.

Reply

kaktus77 November 9 2017, 21:29:41 UTC
== Никак не получается, чтобы предмет появлялся раньше объекта.

Я этого и не говорил :) Не предмет появляется раньше объекта, а объект появляется благодаря и через предметную организацию (т.е. путем моделирования,онтологизации и объективации). Причем изнутри, с точки зрения исследователя объект и предмет ведь не различаются. Для ученого нет никакого такого предмета, он имеет дело непосредственно с объектом (как полагает его сознание).

А различение объекта и предмета проводится уже вторичным образом из внешней рефлективной позиции. И оно, собственно, имеет смысл только когда мы ставим задачу конфигурирования разных предметов. Это такой натуралистический вариант методологии (и в ММК был соответствующий период, когда функции методологии понимались именно таким образом)

А вне таких задач это различение вообще бессмысленно (в отличие от связки "предметная, научная организация -> объект")

Вот и ГП пишет в том тексте, на который Вы здесь ссылаетесь:
"... наука построена на объективации знаковых форм, это есть ее проход. Наука ( ... )

Reply

gignomai November 9 2017, 22:03:37 UTC
Но предметно организуемые и интерпретируемые знаковые формы - они же формы какого-то объективного содержания, они появляются в соотнесении с ним, иначе почему они знаковые? Мы ведь обозначаем знаками (скажем, называем) то, с чем уже поимели дело, увидели, потрогали и т.д. Это-то, предшествующее означению, как мыслить?

Reply


ivanov_petrov November 9 2017, 15:42:42 UTC
http://v2.circleplus.ru/kentavr/n/8/008GPS Страница не найдена

Reply

gignomai November 9 2017, 21:05:45 UTC
Знак недокопировал: http://v2.circleplus.ru/kentavr/n/8/008GPS0, извините.

Reply


Leave a comment

Up