свои идолы

Jun 17, 2017 12:16

А не есть ли бытующее в православии понимание боговдохновенности текстов, св. отцов и даже Св. Писания - как во всем и буквально истинных - род идолопоклонства?

Read more... )

текст, Библия, боговдохновенность, св. отцы, идолопоклонство

Leave a comment

Comments 32

osyotr June 17 2017, 10:37:55 UTC
А на чемъ бы еще могло держаться христіанство? Безъ иконъ религія Книги обходится весьма легко, какъ доказали коллеги-семиты. Но если Книга всего лишь книга, то что остается?

Reply

gignomai June 17 2017, 11:01:30 UTC
Ну, Вы сразу выплескиваете из коляски вместе с водой ребенка. Я исхожу из того, что тексты, книги - разные. В первую очередь по источнику и качеству того, что двигало автором - вдохновения. Но отличить то, что вдохновлено Богом, от того, что привнес автор, это вдохновение воспринявший, это - проблема. Я не считаю, что Книга - это всего лишь книга, но она отчасти и книга. Если же всему в ней приписывается божественность, то... тут и встает мой вопрос.

Reply

osyotr June 17 2017, 12:14:34 UTC
Я ничьихъ ребятъ не выплескивалъ; я говорю, что при подобномъ подходѣ вопросъ божественности или небожественности каждаго конкретнаго отрывка остается на людской произволъ - или же потребуется ключъ къ книгѣ, страницъ на полдюжины, цѣликомъ божественнаго авторства, который бы позволялъ надежно устанавливать степень богодухновенности каждой главы и каждаго стиха. Пузырь, изъ котораго вырѣзали хоть малый лоскутъ, уже не пузырь.

Reply

gignomai June 17 2017, 14:50:11 UTC
Ну вот я и говорю, что Вы тайну соотношения божественного и человеческого в сященном тексте сводите к "или с нами, или против нас". А выброшенный ребенок плачет...

Reply


viktor_privalov June 17 2017, 11:01:01 UTC

Внеземное откровение православие познается через опыт, который отражен в мыслях святых отцов. Принимать или нет - свободный выбор человека.

Где вы увидели идолов?

Reply

gignomai June 17 2017, 11:05:16 UTC
Я высказал сомнение в том, что внеземное откровение 1) без искажения воспринято в опыте, 2) опыт без искажения выражен словами и 3) мы без искажения можем добраться до опыта св. отцов и воспринять его. Нужна работа.

Reply


pretre_philippe June 17 2017, 11:55:53 UTC
Именно так. Идолизация может быть всего, чего угодно. Самого Бога в том числе. Идол статичен, а настоящая жизнь, в том числе "жизнь с избытком", которую обещал Иисус, динамична.

Reply

gignomai June 17 2017, 14:13:41 UTC
Спасибо. Но тут все-таки есть проблема. Не все же переменно, есть и константы.

Reply

pretre_philippe June 17 2017, 14:38:41 UTC
Константы есть, безусловно, но они же относятся к тварному миру, не правда ли? И их разумные люди не подумают абсолютизировать и сакрализировать...

Reply

gignomai June 17 2017, 14:53:04 UTC
Тут надо еще подумать...
"о чем говорит этот текст на определенном языке и в определенное время, какую вечную истину он открывает? И как разворачивается процесс этого Откровения?" - это из книги Корбена про внутриисламские споры о тварности или нетварности Корана - мне ссылку на нее в другом комменте дали.

Reply


buddhistmind June 17 2017, 12:24:41 UTC
а как насчет таинств евхаристии, елеосвящения и хиротонисанья (нисхождение Святого духа) ? И , тогда уж, и крещения ?

Reply

gignomai June 17 2017, 14:15:19 UTC
Не берусь судить. Я по части мышления больше :)

Reply

buddhistmind June 17 2017, 16:58:48 UTC
Христианское мышление и мышление о христианстве должны быть укоренены в христианстве, а Таинства - заповеди лично Христа.

Соблюдение Таинств - единственное , что делает человека христианином (ос. крещение и причащение), а не чтение какого-либо "священного текста".

Reply


trita June 17 2017, 12:31:18 UTC
Довольно странный вопрос в смысле возможности его разрешения. Типа "а не есть ли бытующая в народе во время весенних обострений температура 37.2 признаком гриппа?" С точки зрения опять же больших чисел -- скорее всего так и есть )

А персонально как каждый текст сам за себя говорит, но критерий истинности в его оценки не может превысит восприимчивость каждого конкретного читателя. У нас так говорят:

"Статус учителя можно определить только по уровню, или ступени, обучения, но это надежный критерий. Всегда по произнесенному слову или по переданной инструкции можно узнать точку достижения. Такова ситуация с вами, так обстоит дело и на высших планах. В речи, оккультном творческом источнике, виден уровень достижения. Это безошибочный показатель возраста души"

Reply

gignomai June 17 2017, 14:21:45 UTC
каждый текст сам за себя говорит, но критерий истинности в его оценки не может превысит восприимчивость каждого конкретного читателя. У нас так говорят...
-----
Ну, "у вас" сам человек, его свободное суждение о тексте есть для него критерий истинности. Для лениниста "Государство и революция" - истина, а Библия - поповские сказки. Я все-таки ставлю вопрос в рамках традиции, где есть общепризнанные авторитеты.

Reply

trita June 17 2017, 14:59:14 UTC
Ну а в универсальном смысле тут вроде сомневаться особо некуда. "Идол" это ведь ментальная категория, и для любой религиозности, как эмоциональной сферы, он актуален. То есть нормальная иерархия такая:

Ментальность:

-- ИДЕЯ трансцендентна (человек не знает что есть Бог, и знает что не узнает)
-- ИДЕАЛ абстрактен (человек знает, что Бог есть Благо и Жизнь)
-- ИДОЛ конкретен (человек практикует пути достижения полноты жизни и блага)

Эмоциональность:

-- РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО обусловлено в первую очередь ИДОЛОМ религиозной традиции, и преодолевает его по мере эволюции индивида и его фокусировки в уме, по мере "обновления завета".

Reply

gignomai June 17 2017, 15:07:45 UTC
Как-то не ложится это мне... Идол все-таки не ступень, а тупик.
А вот насчет готовности восприятия - это да. Хорошо сказано:
Толкование текстов (экзегесис - древнегреч.) неотделимо от экзегесиса души.

Reply


Leave a comment

Up