Гордость коммунистов и смирение христиан

Jan 19, 2017 16:54

В связи с обсуждением коммунистического идеала (по И.Ефремову), столкнувшись с тем, что там в числе достоинств человека выступает гордость - личная, как чувство своего достоинства, независимости, и гордость за человека как высшее проявление жизни и духа, захотелось заново продумать отношение к гордости христианства, по всей видимости прямо ( Read more... )

Библия, гордость, идеал, христианство, смирение

Leave a comment

Comments 14

jorkoffski January 19 2017, 15:10:44 UTC
гордость и гонор - одно явление. доза различна, но умеренность никак не спасает (спасает область применения). гордец противен либо смешон. нo гордость - единственная защита от подлости своего собственного эгоизма ( ... )

Reply

gignomai January 19 2017, 16:32:32 UTC
Красиво! Читая, получил большое удовольствие.

Reply

jorkoffski January 20 2017, 11:46:21 UTC
приятно "слышать"

Reply


sadovnica January 19 2017, 15:59:05 UTC
Уж и не знаю, к западу или к востоку это :) Но, вроде, логично, что в картине мира, где все, что у вас есть хорошего, это дано Богом, вся эта распрекрасность должна вызывать чувство благодарности Богу, а не гордость (западную ли, восточную ли). Тогда как "у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока" тоже вполне понятно - это мы (партия, народ и пр.) так круто все устроили, круче, справедливее, чем когда бы то ни было в истории.

Reply

gignomai January 19 2017, 16:29:10 UTC
Все так. Но ведь все просто и логично в отношениях с Богом. А с людьми? Вот есть такая вещь "чувство собственного достоинства": не унижусь просить, не дам себя в обиду и т.д. Это ведь сродни гордости, а плохо ли это? Я, помню, читал когда-то такую книгу "Записки сельского священника", Жорж Бернанос автор. Так там священник говорит женщине, перед всеми заискивавшей: "У вас что, гордости совсем нет?". Она ему: "И это вы, священник, говорите о гордости?". Забыл, что он ответил, но что-то резкое.

Reply

sadovnica January 19 2017, 16:55:24 UTC
Да, я читала. Тему гордости, правда, совсем там не помню.
С людьми сложнее, это точно :)

Reply

gignomai January 19 2017, 17:07:28 UTC
Великое удобство - интернет. Вот то место, которое мне запомнилось:
"- Мадемуазель, - сказал я ей, - не говоря уж обо всем другом, хотя бы гордость должна была бы удержать вас от некоторых поступков, к тому же бесполезных. И самое поразительное, что вы хотите втянуть в это меня.
- Гордость? Покинуть эти края, где я жила счастливо, почти как ровня своих хозяев, и отправиться неведомо куда, нищенкой - это вы именуете гордостью? Уже вчера, на рынке, крестьяне, которые прежде кланялись мне чуть не до земли, делали вид, что не узнают меня.
- Не узнавайте и вы их. Будьте гордой!
- Гордость, снова гордость! Да и что такое гордость? Никогда не думала, что гордость - христианская добродетель... Мне странно даже слышать это слово из ваших уст".
Но там, я пощелкал поиском, еще много о гордости.

Reply


trita January 19 2017, 19:03:33 UTC
А я вот усомнился, что в ефремовском идеале присутствует гордость как некий элемент, тем более обязательный. По крайне мере мне это пока ещё не очень очевидно, и скорее всего мы не о присутствии некой гордости говорим, а об отсутствии смирения, по причине отсутствия Бога, как единственного рационального контекста для смирения. Возможно не о гордости речь, а о безбожии (идеологическом, конечно) и том естественном следствии подобной установки, которая требует экзальтировать и гипертрофировать человека, по-ницшеански, дескать "Бог умер" да здравствует сверхчеловек.

Трудно представить, чтобы такой моралист как Ефремов всерьёз бы стал прорабатывать тему гордости, инстинктивно и автоматически не разглядев её "греховность" даже в рамках коммунистического идеала.

То что "гордыня" это -изм от "гордости", то есть "гордизм" ) это я согласен. Эдакое зло усугублённое в крайности...

Reply

gignomai January 19 2017, 20:01:54 UTC
То, что в основе безбожие и вера в безграничную самостоятельную силу человека, думаю, так и есть. Но все равно интересны все эти гордые повороты головы, взгляды и т.п. Мне кажется, это некая версия аристократизма, которая была уже у старых утопистов вроде Сен-Симона - в противоположность "скромному обаянию буржуазии".

Reply


trita January 20 2017, 09:00:54 UTC
Ну а представьте себе творческую задачу автора. Он ведь пытается выразить собственное внутреннее противоречие между умом-желаемым и телом-действительным, а потому ему неизбежно необходим «контраст» в форме выражения, и не столько контраст во времени, что само по себе контрастно и служит причиной возникновения жанра как такового, сколько именно контраст в содержании человека. Автор вынужден во всём вышибать этот контраст, создавая предельную разницу потенциалов в ожидании появления наибольшего напряжения тока мысли ( ... )

Reply

gignomai January 20 2017, 09:26:22 UTC
Да... правдоподобно.
Но тогда другой поворот: самообман - не обязательно во вред. Как бывают же в науке продуктивные ошибки. "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".

Reply

trita January 20 2017, 10:01:21 UTC
Совершено верно, самообман это рефлекс ума, его реакция на свет иллюзии. Тут видимо сам термин "иллюзия" требует пояснения, ведь эзотерически это не есть нечто несуществующее, этим термином называют "возвышающий обман", возникающий неизбежно в силу эволюционного импульса с одной стороны, и поверхностного видения умом той перспективы на перёд (в пространстве и времени), которая под действием этого импульса возникает в сознании мыслителя. Разница между просветлённым мышлением только в том, что мыслитель знает об иллюзорной природе своего видения и готов встретить все последствия, в этом его реальное смирение, а непросветлённый мыслитель горд, он обманывает сам себя истинностью наблюдаемой картины идеала и потому даже после фактической смерти этого идеала ещё долгое время делает вид, что всё нормально, рационализирует провал и т.п ( ... )

Reply

gignomai January 20 2017, 11:00:16 UTC
Разница между просветлённым мышлением только в том, что мыслитель знает об иллюзорной природе своего видения и готов встретить все последствия, в этом его реальное смирение, а непросветлённый мыслитель горд, он обманывает сам себя истинностью наблюдаемой картины идеала и потому даже после фактической смерти этого идеала ещё долгое время делает вид, что всё нормально, рационализирует провал и т.п.
----------------------
Отлично!

Reply


Leave a comment

Up