В связи с обсуждением коммунистического идеала (по И.Ефремову), столкнувшись с тем, что там в числе достоинств человека выступает гордость - личная, как чувство своего достоинства, независимости, и гордость за человека как высшее проявление жизни и духа, захотелось заново продумать отношение к гордости христианства, по всей видимости прямо противоположное.
Вот из Нового Завета (в Ветхом тоже гордость не достоинство, а порок):
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2:15-16).
Будьте... смиренномудры... (1Петр 3:8).
Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ((1Петр 5:5).
И т.д.
Ближайший смысл ясен: смиряйся, не гордись перед Богом, ибо ты Его создание и все твое от Него - и дела, и владения, и радости, и горести. Образец - кеносис, смирение Христа перед волей Отца.
Но приложимо ли это к отношениям между людьми, если да, то в каком смысле и мере. Достаточно обычно, для России во всяком случае, пользоваться этими словами для обозначение правильного и неправильного отношения к другому человеку, к старшим, к власти, к институтам. Некто В.Василенко в Кратком религиозно-философском словаре (1996) пишет, что "Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле - как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом". Но не очень понятно, как проводится это различие, в Библии нет его.
Что думаете, люди добрые?