Leave a comment

Comments 165

kaktus77 October 30 2016, 11:04:32 UTC
==Я еще не успел как следует прочитать и продумать тексты ММК о смысле и понимании (а эта тема там мощно прорабатывалась), но, по-моему, мои соображения в этом духе.

Там смысл - это собственно понимание, только из рефлексивной позиции. Вот когда я спрашиваю, что я (он, ...) понял, как понял и т.п., то ответы на эти вопросы - это про смысл.

Reply

gignomai October 30 2016, 12:31:56 UTC
Ну,вроде бы пока прямого расхождения нет.

Reply

kaktus77 October 30 2016, 12:38:57 UTC
здесь важный момент, что в самом тексте никакого такого смыла нет, он (смысл) "создается" понимающим (при выходе им в рефлексию).

А то, что "в самом тексте" - это содержание.

Reply

gignomai October 30 2016, 12:47:41 UTC
Т.е. когда я говорю "Сделай то-то", то, пока адресат этого не поймет, есть только содержание? Но ведь я при этом сам понимаю смысл своих слов и понимаю, как их должен понять адресат (а при некоторой проницательности еще и то, как он неправильно, не так, как я хотел бы, поймет). Хотя написал и понял, что это не возражение, а прямо наоборот. Содержание выявляется объективным анализом текста, а смыслы - пониманием, я выше перечислил три разных смысла. Так вроде бы.

Reply


chur72 October 30 2016, 11:18:17 UTC
Тут... поле безбрежное. Не имея возможности высказаться развёрнутее, просто подброшу хвороста ( ... )

Reply

gignomai October 30 2016, 12:34:13 UTC
Спасибо! Я согласен, что поле безбрежное. Но чтобы не утонуть, нужны некоторые "берега", каковые я и попытался наметить.

Reply


leonid_b October 30 2016, 11:31:33 UTC
А когда я читаю и думаю над прочитанным, я ищу смысл того, что вложил в неё автор книги, так получается?
Т.е., я не могу увидеть (нет, прочесть) того, чего автор книги в неё не вложил?

Reply

chur72 October 30 2016, 12:09:52 UTC
По-моему, речь всё-таки не об этом. Тут два противоположных импульса, которые, как-раз и создают смысловое напряжение. С одной стороны я ищу смысл того, что сказал автор, а с другой - рассматриваю его текст как ответ на вопрос, которым я задаюсь "по жизни". Как говаривал Михаил Бахтин, смысл - это ответ на вопрос. Если у меня нет вопросов, или если я не вижу в тексте ответов на мои вопросы, этот текст для меня лишён смысла.

Reply

leonid_b October 30 2016, 12:31:06 UTC
Тонкое дело. С одной стороны, понятно, что если ты не активничаешь, то хрен чего поймёшь. Но текст (в широком смысле слова) - не для меня писан (в широком смысле слова). Вот в чём штука.

Reply

gignomai October 30 2016, 12:39:17 UTC
Тут в самом деле "тонкая штука". Когда мы понимаем в книге то, чего не собирался сказать автор, мы как бы предполагаем, что помимо его сознательных намерений "сквозь него" говорило нечто другое - Бог, культура, бессознательное...
Но я бы еще вот что подчеркнул. Нет такой объективной "вещи" как смысл (если только не возгоняться сразу к божественным смыслам), смысл рождается в общении людей, в их вопрошаниях и ответах

Reply


viktor_privalov October 30 2016, 19:55:39 UTC

Смысл может быть руководством к действию, этаким геномом либо информацией, однако смысл является смысл только по отношению к  кому то. Можно написать мудрейший текст с божественный смыслом, но это так и останется печатным текстом если это не прочтет адресат.

Reply

gignomai October 30 2016, 20:28:33 UTC
Согласен.

Reply


trita October 31 2016, 05:10:40 UTC
Ну и вопросики у вас ) А ну и правильно, плясать нужно от бОльшего.
Даже жалко такую тему в комментах хоронить. Если прикопаю уровнем повыше -- дам ссылку )

Reply

gignomai October 31 2016, 08:16:51 UTC
Ну и вопросики у вас )
_______________
:)) Мало времени осталось, чего на мелочевку размениваться.

Reply

trita October 31 2016, 08:24:25 UTC
Да, зрелый максимализм это вам не юношеские биохимические терзания )

Reply

gignomai October 31 2016, 09:15:22 UTC
Хорошее слово подобрали: зрелый максимализм :)

Reply


Leave a comment

Up