В одном из недавних обсуждений, связанных с публикуемыми мною разговорами о Е.Л.Шифферсе, зашел разговор о мистицизме Ш. и, в частности, как об одном из случаев проявления этого мистицизма, об убежденности Е.Л. в том, что между св. Серафимом Саровским и А.С.Пушкиным существовала духовная связь. На тот примечательный факт, что поэт и святой были
(
Read more... )
Comments 68
Reply
Что же касается конкретно взглядов Е.Л.Шифферса, то у него это разные типы служения. Служение гения отличается от служения святого открытостью видения зла, контакта со злом. Поэтому гению нужна защита святого, а святому - нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Это ведь вопрос о человеческом совершенстве.
Но мы тогда должны начать с прояснения того, что такое святость и что такое гениальность. Если сосредоточиться на том различии, на которое указал Ш.: нужно ли святому видение зла, которого он лишен?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну и все это конечно поэзия, если нет конкретных свидетельств молитв Серафима за Пушкина, или там за какую-то группу, к которой Пушкин принадлежал.
Reply
И в рамках того видения, которое я излагал, и которое нахожу вполне здравым, не предполагается адресной молитвы за кого-то. Имеется в виду молитвенное воздействие на общественную среду, "дух времени", если угодно, к которому люди в разной мере восприимчивы. И поэзия - вовсе не пустословие, поэты знают о многом, о чем не догадываются не-поэты
Reply
Я не очень понимаю, что такое молитвенное воздействие на общественную среду вне прямой просьбы молящегося. Если человек просит: Господи, воздействуй на общество, - это может произойти. А если нет, то как?
Reply
Впрочем, я согласен с Вами, что это представление стоило бы продумать поосновательней. Наверное, кто-то из богословом это уже сделал.
Reply
Leave a comment