В одном из недавних обсуждений, связанных с публикуемыми мною разговорами о Е.Л.Шифферсе, зашел разговор о мистицизме Ш. и, в частности, как об одном из случаев проявления этого мистицизма, об убежденности Е.Л. в том, что между св. Серафимом Саровским и А.С.Пушкиным существовала духовная связь. На тот примечательный факт, что поэт и святой были современниками, обратили внимание задолго до Шифферса (первым, кажется, И.В.Киреевский), но смотрели на него как на обстоятельство, скорее, печальное, свидетельствующее о расколе русского общества и культуры. А вот Шифферс посмотрел иначе, у него в соответствии с его представлением об идеальном устроении общества, гений (в данном случае Пушкин) ученичествовал у святого.
Как это возможно? - спросите вы. - Мистика?
Да нет. По-моему (и, думаю, Е.Л. бы со мною согласился), такое видение вполне уладывается в обязательную для православного христианина веру в молитву святого. Молитва святого или, точнее, Бог по молитве святого, меняет "состав" времени, обстоятельств, условий, состояний душ. И, конечно же, в первую очередь это затрагивает души гениальные, особенно восприимчивые, как то души гениев.. Как же могло быть иначе, чем влияние великого молитвенника св. Серафима на гениальную душу Пушкина? "Пророк" и другие поздние стихи Пушкина такого же настоя и были написаны под этим влиянием.
Так что никакая это не мистика. Разве что если использовать термин так, как его использовал какой-нибудь пропагандист безбожия, говоря о "мистике, мракобесии и поповщине".