икона с точки зрения деятельностного подхода

Aug 07, 2016 23:22

Очередной постинг mmekourdukova,  против "богословов иконы" наконец-то помог мне сформулировать свое отношение к этой полемике. Последователи Леонида Успенского (и, опосредованно, о. Павла Флоренского) видят отличие иконы от картины в свойствах изображения (подчас даже в материальных свойствах доски, на которой оно написано). Их ругатель видит различие в ( Read more... )

деятельность, икона, образ, молитва

Leave a comment

Comments 56

sadovnica August 7 2016, 21:25:35 UTC
Полностью согласна с тем, что натуралистический подход тут неплодотворен. Как и все попытки "ученых доказать" основания веры.

Reply

gignomai August 8 2016, 06:31:41 UTC
Рад единомыслию :)

Reply


osyotr August 7 2016, 21:41:32 UTC
Кино-икона? Это чудовищно. Икона-комиксъ и то лучше.

Reply

gignomai August 8 2016, 06:34:36 UTC
Ну, я не предлагаю указом патриарха таковые внедрять - раскол породим. Речь о той широкой области впечатлений, с которыми мы вступаем в отношения, близкие к молитвенным.
А "комикс" уже имеем в виде клейм.

Reply


kiprian_sh August 8 2016, 06:38:55 UTC
*Их ругатель видит различие в живописном качестве изображения*
То есть? Что на взгляд автора более качественно? Натуралистические изображения или, так сказать, "византийские"?

Reply

gignomai August 8 2016, 06:45:53 UTC
Насколько успел ознакомиться, автор применяет критерии эстетические - гармоничность цвета и форм, психологическую выразительность и т.п. - вполне подходящие для оценки живописного произведения. Моя мысль близка к Вашей: можно оценивать икону с этой точки зрения и иметь предпочтения, но к назначению иконы это прямого отношения не имеет. Икона не для любования, а в помощь молитве.

Reply

kiprian_sh August 8 2016, 08:31:42 UTC
Все эти эстетические признаки, включая психологическую выразительность, утверждались как нужные иконе для лучшего исполнения ее функции.
Я же вообще предлагаю называть иконой всякое изображение Христа, Богородицы, ангелов, ветхозаветных и новозаветных святых и их деяния. А уже в этих границах можно рассматривать, насколько та или иная икона "сподручна" (иная так может вызвать возмущение).

Reply

alexandrg August 8 2016, 08:52:16 UTC
Совсем "всякое"? Включая фотографии (святых) и схематические изображения типа "палка, палка, огуречик"?
А карикатуры?

Reply


alexandrg August 8 2016, 08:50:08 UTC
«Кино-икона» - это мультфильм что ли? ))

Reply

gignomai August 9 2016, 12:05:08 UTC
Например, мультфильм. Но мб и игровой - житие.
Как Вы, надеюсь, догадались, это не предложение всерьез, а полемическая иллюстрация мысли, что икону иконой делают не ее живописные качества и не жанровые или стилевые особенности, а назначение. Которое уже определяет все остальноею

Reply

alexandrg August 9 2016, 15:46:01 UTC
Про качества и особенности я согласен. А как Вы понимаете "назначение"?
Каким оно должно/может быть?
Кто его должен/может устанавливать?

Reply

gignomai August 9 2016, 16:05:51 UTC
Возможно, я ошибаюсь, но я исходил из того, что икона - будь то в храме или в доме - есть средство, помогающее молитве, направляющее и организующее ее.

Reply


v2203 August 9 2016, 09:31:05 UTC
может, уж лучше сразу "расширение сознания" по Тимоти, без этих промежуточных форм?

Reply

gignomai August 9 2016, 12:05:40 UTC
Нет, это совсем другое.

Reply


Leave a comment

Up