Не знать, а любитьkovaleninOctober 5 2015, 17:35:31 UTC
По-моему, знание предмета - не главное, и ключ не в а) б) в). А в мотивации. Учитель должен (здесь особенно) увлекать предметом. Значит, любить предмет и уметь передать это другому. Уметь доказывать - любому и на пальцах - что именно без этого предмета повседневная жизнь неполноценна. Если это получится, то остальное может быть талантливо, а может быть кондово - всё равно какая-то часть грызть гранит согласятся. А дальше строить коллектив и взаимопомощь, то есть упор на этику, а не на индивидуальную траекторию развития чего-то другого.
Re: Не знать, а любитьkovaleninOctober 6 2015, 17:28:36 UTC
Мне просто показалось, что умение заинтересовать - не в пунктах а) б) в). Эти пункты относятся к учебному процессу, а корень - в воспитании, в жизненных установках, во всём укладе жизни в интернате. Но я сузил вопрос до "что может отдельный предметник". Заинтересовать - это (уступлю) тоже умение, но это пункт перед а).
есть книга Даниэля Пеннака "Как роман", где он описывает свой опыт преподавания литературы в старших классах парижского Бельвиля. Причем там и район не очень, и детей ему дали отстающих. И вот ему нужно было их заинтересовать, чтобы они поняли, что читать книги, в том числе и классику, которую проходят в школе - это круто.
Дал ссылку, захотелось самому вспомнить. Вот цитаты, многое по теме. - "Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему". - "Учебная активность, кстати, в большей степени проблема энергетики, чем методики, проще говоря, здоровья. Уставшие книг не читают". - "Урок - прежде всего ВСТРЕЧА и уже потом - предмет, анализ, журнал. Первые минуты - доверительный, домашний разговор. До поры, когда без книги нельзя... Так постепенно сложился мой метод урока - ОБЩЕНИЕ". - "Увлечь книгой - это увлечь собою. Ваши ученики, упрекнули меня однажды, идут не к Пушкину, Толстому и Чехову, а к вам. Но пусть прежде придут ко мне, а уж дальше пойдем вместе. Вот и выходит: к себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес". Вопрос не новый, когда-то эта "деталь" меня заинтересовала в Евангелии.
Ох, что-то сомневаюсь я, что запущенного подростка (подростка! - гормоны уже гуляют), можно заинтересовать чтением и науками, если до этого у него в жизни соответствующих импульсов не было. (Другое дело, если такие детские впечатления были, тогда что-то может выйти. Ломоносова, видно, добрый дьяк в детстве грамоте обучал, хватило впечатлений до юности). Всему свое время, вон детей-маугли даже разговаривать не обучишь, с какой любовью и пед. приемами к ним ни подъезжай - время упущено. А вот у С. В. Ковалевской в детстве вместо обоев в ее комнатке были наклеены листы из конспектов лекций Остроградского. Ну и видим, как ранние детские впечатления аукнулись. А не поскупись родители на настоящие обои, так неизвестно еще, что бы из нее вышло. Т.е. мораль - начинайте, товарищи педагоги, как можно раньше, желательно с пеленок.
Это я даже, собственно, для утешения: если ничего не выйдет, не надо думать, что педагоги виноваты, не сумели. Ну и еще я кощунственным образом думаю, в противовес всей нынешней педагогике, что от большинства "запущенных подростков" если некоторой социализации и работоспособности и можно добиться, то только суровой военной дисциплиной, а не нежностями и рассказами про птичек.
давно пора понять что у подобных людей(за исключение естественно)есть два варианта развития сюжета хороший-армия где палка сержанта вобьёт им основу нравственных ценностей и зачатки знаний и где их навыки могут пригодится. и плохой вариант -тюрьма....
естественно)))я предлагаю дать кусок хлеба и стакан чая и спасти сто человек.а вы хорошо.очень хорошо накормить одного и дать умереть 99.... а что касается вашего вопроса-ну кто вам даст совет не зная особенностей учеников,класса и возможностей учителя???.....
Для физики, где школьный курс построен на принципах наглядности, имеет смысл строить урок по сократическому принципу "вызов здравому смыслу": учитель спрашивает очевидные вещи, каждым вопросом углубляясь в явление. "А если сильнее толкнуть - быстрее покатится? А на сколько быстрее - возможно узнать заранее, или только мерить с секундомером?" Но на каком-то этапе все равно начнут отваливаться самые слабые - просто из-за пересечения порога внимания, все же, урок не позволяет сделать перерывчик и сменить тему. :-\
Сам прием вопроса-вызова хорош, спасибо. А что касается, последнего ("урок не позволяет"), так надо бы поискать возможности как внутри урока (разбиение на группы), так и насчет ломки урочной системы.
Если говорить о физике (ну, Вы уже догадались, да? :), то имеет смысл найти какие-нибудь американские курсы (практически любого года издания) - в плане упрощения им равных нет, вот кто мастера ставить примитивные вопросы и давать на них развернутые ответы. :)
Comments 68
Учитель должен (здесь особенно) увлекать предметом. Значит, любить предмет и уметь передать это другому. Уметь доказывать - любому и на пальцах - что именно без этого предмета повседневная жизнь неполноценна. Если это получится, то остальное может быть талантливо, а может быть кондово - всё равно какая-то часть грызть гранит согласятся.
А дальше строить коллектив и взаимопомощь, то есть упор на этику, а не на индивидуальную траекторию развития чего-то другого.
Reply
Reply
Но я сузил вопрос до "что может отдельный предметник". Заинтересовать - это (уступлю) тоже умение, но это пункт перед а).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
- "Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему".
- "Учебная активность, кстати, в большей степени проблема энергетики, чем методики,
проще говоря, здоровья. Уставшие книг не читают".
- "Урок - прежде всего ВСТРЕЧА и уже потом - предмет, анализ, журнал. Первые минуты
- доверительный, домашний разговор. До поры, когда без книги нельзя... Так постепенно сложился мой метод урока - ОБЩЕНИЕ".
- "Увлечь книгой - это увлечь собою. Ваши ученики, упрекнули меня однажды, идут не к Пушкину, Толстому и Чехову, а к вам. Но пусть прежде придут ко мне, а уж дальше пойдем вместе. Вот и выходит: к себе, а не к предмету прежде надо вызвать интерес".
Вопрос не новый, когда-то эта "деталь" меня заинтересовала в Евангелии.
Reply
А вот у С. В. Ковалевской в детстве вместо обоев в ее комнатке были наклеены листы из конспектов лекций Остроградского. Ну и видим, как ранние детские впечатления аукнулись. А не поскупись родители на настоящие обои, так неизвестно еще, что бы из нее вышло.
Т.е. мораль - начинайте, товарищи педагоги, как можно раньше, желательно с пеленок.
Reply
Reply
Ну и еще я кощунственным образом думаю, в противовес всей нынешней педагогике, что от большинства "запущенных подростков" если некоторой социализации и работоспособности и можно добиться, то только суровой военной дисциплиной, а не нежностями и рассказами про птичек.
Reply
Поначалу этим занимались кадетские корпуса, но потом переквалифицировались на подготовку служилых из отборных детей.
Reply
Reply
Reply
а что касается вашего вопроса-ну кто вам даст совет не зная особенностей учеников,класса и возможностей учителя???.....
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А американские курсы стоит посмотреть, да.
Reply
Leave a comment