сущность, ипостась, изменчивость

Dec 20, 2007 19:19

Очень кстати мне оказалась дискуссия об «ипостаси» между tugodum и alexandrg - см. http://tugodum.livejournal.com/333701.html, там ссылки на предыдущие этапы и мое резюме позиций обоих основных диспутантов, ими в основном одобренное (там же в их репликах - уточнения и поправки). Особенно на руку такому ( Read more... )

усия, сущность, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, роды и виды, природа, акциденции, индивид, /tugodum, /kiprian_sh, /rechi_k_bogu, изменение, личность, свойство, внутренняя форма, Аристотель, ипостась, Беневича-Шуфрина Беседа

Leave a comment

alexandrg December 22 2007, 10:30:10 UTC
+++Вы пишете: "Концепция индивидуального логоса очень хорошо объясняет, каким образом возможна неотделимая идиома". Но не раскрываете смысл этого утверждения ( ... )

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 15:10:56 UTC
"Само Слово, облекши плотью Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде Его человеческой природы и которые прежде веков были бесплотны, воипостазировало Свою человеческую природу в Свою собственную Ипостась".
Я определенно слышу в этих словах различение Бога-Слова и Его Ипостаси, и Иисуса Христа и Его Ипостаси. Первые члены пар имеют и Ипостась, и Природу.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова kiprian_sh December 24 2007, 15:41:01 UTC
Нет. Первые члены пар - имена ипостаси.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 18:30:02 UTC
Я понимаю, что так, как вы говорите, истолковать можно. Но я упрямо :) отвергаю запрет мыслить иначе.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова kiprian_sh December 24 2007, 18:55:04 UTC
Да разве кто запрещает? :)
Но Вам, боюсь, придется в конце концов самому себе запретить, так как Вы уже, кажется, внутренне согласились мыслить, "последуя святым отцам" (с). :)

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 19:01:00 UTC
:) Я понимаю, что Вы имеете в виду внутренний запрет и убеждение. Но для меня эта ситуация проблематизирует саму ситуацию "последования" св. отцам, ее распространенное толкование. См. http://gignomai.livejournal.com/72713.html.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова kiprian_sh December 24 2007, 19:21:55 UTC
Меня уже несколько лет интересует проблема методологии "последования отцам" (то есть, то, что они сами говорят о методе). Я даже начал собирать материал для большой работы. Но потом натолкнулся на солидный дореволюционный труд П. Пономарева "Священное Предание как источник христианского ведения". И я понял, что работа, которую я хотел написать, уже есть. Надеюсь переиздать ее (сопроводив, впрочем, статьей, восполняющей то, чего я все-таки не увидел).

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 20:31:46 UTC
Очень интересно!

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 15:19:46 UTC
Хочу добавить. Что здесь значит "изменение"? Если понимать под ипостасью природу с идиомами, то "сложная ипостась" по отношению к "самой ипостаси" Логоса есть существенно ДРУГАЯ ипостась, с другим природным "наполнением". Удержать тот важнейший смысл, что ипостась Христа есть ТА ЖЕ ипостась, что и у Лица Троицы, можно, по-моему, только РАЗЛИЧИВ (не разделив, конечно) природу и ипостась.
Мне это очень важно зафиксировать, потому что это дает возможность работать с понятием ипостаси-личности в антропологии.
Я отдаю себе отчет в том, что многие святоотеческие формулировки легче прочитываются в Вами отстаиваемом смысле. Это - проблема. На мой взгляд, проблема того, как работать со святоотеческим наследием. С моей стороны, есть, конечно, некоторая дерзость в том, что я ставлю такие вопросы не приобретя достаточного знания святоотеческих текстов (это нужно!), но уж вопросы больно животрепещущие!

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова kiprian_sh December 24 2007, 15:47:14 UTC
Я Вас понимаю. Если найдете время, гляньте мою статью, на кот. я дал ссылку.
Тут важно, что ипостась - индивидуум, атомон, неделимое. Человек же тоже - сложная ипостась.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 24 2007, 18:33:35 UTC
Спасибо за терпение :). Вашу статью обязательно прочту.

Reply

ипостазируется в собственной ипостаси Слова andreurm December 23 2007, 07:17:52 UTC
человечество во Христе ипостазируется в собственной ипостаси Слова.

"Само Слово, облекши плотью Свою Ипостась и Свою природу, которые существовали прежде Его человеческой природы и которые прежде веков были бесплотны, воипостазировало Свою человеческую природу в Свою собственную Ипостась".

Леонтий Иерусалимский. Adv. Nest. V, 28. PG 86, 1748

Reply

alexandrg December 23 2007, 08:38:04 UTC
+++Ипостась вещи не есть вещь, ипостась человека не есть человек, и то же о Христе, и о Лицах Троицы; во всех этих случаях вещь и т.д. есть ипостась + природа. А Александр, вроде бы, понимает ипостась как вещь, в которой усматривается природа, тогда как усматриваются и природа, и ипостась - по-разному.+++

Это не Александр "понимает ипостась как вещь, в которой усматривается природа", а свв. отцы так понимали. Вы же читали "Философские главы". И вдруг такой ужас пишете. Видимо, опять Лосского на ночь читали. :)

"Что касается индивидуума, то он слагается из субстанции и акциденций и существует сам по себе, различаясь от подобных ему по виду числом, и показывая не "что", но "кого"." [Преп. Иоанн Дамаскин. Философские главы, 5]

"Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphen), - например, ангела, человека, собаку и т. п. (...) Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, ( ... )

Reply

gignomai December 23 2007, 11:21:52 UTC
Пока могу определенно ответить только на последнее.
* кто, на Ваш взгляд, состоит из двух естеств - Сам Христос или Его ипостась (если уж Вы решили, что Христос - это не ипостась, а Тот, в Ком усматривается ипостась)? Кто является Богочеловеком - Христос или ипостась Христа?
----
Конечно, на оба вопроса ответ: Сам Христос, у которого два естества и одна ипостась, Логоса. Мысль, которая мною воспринята как решающая мои недоумения, состоит в том, что ипостась, лицо не равна вещи или существу, что вещь или существо ИМЕЕТ ипостась, которая усматривается в нем так же, как и природа. А именование человека, скажем, лицом происходит метонимически, так же, как, например, именем.
Несоответствие этого тому, что прямо пишет Дамаскин - не может не смущать. Думаю.

Reply

alexandrg December 23 2007, 21:45:04 UTC
+++Конечно, на оба вопроса ответ: Сам Христос, у которого два естества и одна ипостась, Логоса.+++

Если из двух естеств состоит Сам Христос, а не Его ипостась, то откуда же в православной христологии взялось понятие "сложная (составная) ипостась"? И почему Дамаскин называет одну и ту же ипостась - нетварной и сотворенной?

"Ибо мы говорим, что одна ипостась Христа, состоящая из плоти и Божества через природное соединение, то есть через истинное и подлинное соединение, стала посредством этого невыразимого соединения общей ипостасью для плоти и Божества. Я говорю «общей», потому что одна и та же ипостась возникла из соединения; или, было бы лучше сказать, она, как сейчас, так и прежде, является одной и той же ипостасью Слова. Однако ранее она существовала беспричинно и была простой и несложной, а позже причинно она стала истинно составной без изменения, восприняв плоть, имеющую разумную душу." [Преп. Максим Исповедник. Письмо 15-ое]

"И посредством этого нового таинства поистине непреложно весь став человеком, явился Сам ипостасью из ( ... )

Reply

gignomai December 24 2007, 09:27:48 UTC
* Если из двух естеств состоит Сам Христос, а не Его ипостась ( ... )

Reply


Leave a comment

Up