Христианство, коммунизм и народная мечта

Nov 22, 2007 15:24

Неутомимый в поисках истины (и этим очень милый моему сердцу) rechi_k_bogu, вырулил на тему «христианство и социализм», и очень обрадовался цитатам из свв. Иоанна Златоуста и Симеона Нового Богослова, где осуждается накопление богатств - как христианскому подкреплению своих социалистических симпатий. Я уже привел в его ЖЖ общеизвестные доводы против ( Read more... )

/readership, Бёме, мечта, гностицизм, /chervyachek, зло, трезвение, /zolotoe_serdse, /rechi_k_bogu, социализм, христианство, коммунизм, /akula_dolly, /olgaw, Платонов

Leave a comment

Comments 50

(The comment has been removed)

gignomai November 22 2007, 17:19:36 UTC
Ну, тут у нас очень глубокое расхождение. Его в рамках одного поста не обсудишь.
Однако спасибо. Я всегда рад, когда мне напоминают, что есть люди, мыслящие совсем иначе, чем я.

Reply

Еретиков сударь chervyachek November 22 2007, 17:43:57 UTC
Беда и преступление еретиков (у кого больше беда, у кого - преступление) в том, что они, превратив мечту в формулу, кроили по жизнь по этой формуле (ну, и дальше всем известное, о чем уже скучно и говорить)

Reply

(The comment has been removed)


antonk83 November 22 2007, 18:27:47 UTC
А в кризисные моменты истории вообще без такого рода эксцессов не обходится, независимо от содержания борющихся идеологий. Но примерно это уже и выше сказали.

"Христианство не обещает осуществления на земле справедливого общества и не учит борьбе за его осуществление. Оно всегда обращено к конкретному, индивидуальному человеку. Оно всех учит любить ближних и искать Царства Небесного; поэтому богатого оно призывает как минимум делиться, а как максимум вообще отказываться от богатства, а бедного (увы, тов. социалисты!) оно призывает терпеть свое положение и жалеть богатого, что он лишает себя Царства, да и на земле не имеет покоя. Мне это представляется очевидным."

Но есть все же и теология освобождения, где не так. То есть не всякое христианство таково.

Reply

gignomai November 22 2007, 18:51:44 UTC
Я про теологию освобождения знаю мало, судить не берусь, но если она призывает к революции, то, по-моему, это ересь. По-моему.

Reply

akula_dolly November 22 2007, 20:35:03 UTC
вот, замечу в скобках, - то, что христианство вообще и церковь в частности продолжают вызывать столько иррациональной бешеной злобы, - это, хороший признак, значит живо оно и церковь жива ( ... )

Reply

(The comment has been removed)


zolotoe_serdtse November 22 2007, 22:42:56 UTC
По теме «христианство и социализм» могу добавить вот что. Соблазнительно было бы полагать, что проживи наш генералиссимус из семинаристов еще десяток лет - и Русь снова была бы православной. Не верю. Что есть социализм? Отмена частной собственности. Внутри общины - это одно, быть может, так и было у первых христиан. Но на государственном и, шире, на вселенском уровне (римская империя) - другое. Отмена (недобровольная!) частной собственности как принцип сущностно противоречит христианству, ибо если у меня нет ничего своего, то в чем может быть моя жертва Богу, от чего мне отказываться? Нет уж, дайте мне мои тучные стада, мой виноградник и моих рабов, а я, ветхий человек, уразумев жертву Христову, смогу, с Божьей помощью, принести свою.

Reply

readership November 22 2007, 23:00:07 UTC
= Что есть социализм? Отмена частной собственности.

всего ничего прошло, а матчасть уже забыли. нехорошо.

Reply

zolotoe_serdtse November 22 2007, 23:11:44 UTC
Где уж нам, дуракам, чай пить.:) Социализм, коммунизм, не все ли едино? Да, при социализме какая-то собственность остается. Помню у меня был портфель, кеды, мяч футбольный. У папы жигуленок, он его больше всего на свете любил. Кафедра научного коммунизма была в университете. А теперь, должно быть, псевдонаучного антикоммунизма. Вы не там преподаете?

Reply

readership November 22 2007, 23:21:48 UTC
чай не чай, а сладкого дуракам не положено, эт точно :)

Reply


rechi_k_bogu November 23 2007, 00:33:35 UTC
> а бедного (увы, тов. социалисты!) оно призывает терпеть свое положение и жалеть богатого, что он лишает себя Царства, да и на земле не имеет покоя.

Терпеть - это да, терпеть всяко надо, без терпения жить даже и не получится. А вот с "жалеть" не всё ясно. Жалость без стремления помочь делом, помочь объекту своей жалости - это какая-то фальшивая жалость. Совсем другое дело, если она подкрепляется делами, которые реально помогают богатому поделиться своим богатством, освободить себя от его бремени. Тем более, от бремени неправедно нажитого богатства. Жестокость в этом деле освобождения конечно не допустима, но некоторая строгость может оказаться вполне полезной.

> Неутомимый в поисках истины (и этим очень милый моему сердцу) rechi_k_bogu

Спасибо за добрые слова. Взаимно.

Reply

gignomai November 23 2007, 09:29:13 UTC
Судебной отменой крупнейших незаконных приватизаций плюс введением разумного прогрессивного налога удовлетворитесь?

Reply

rechi_k_bogu November 26 2007, 16:09:49 UTC
В качестве первого шага - это вполне подходяще. А дальше по ходу уже смотреть что к чему, может и ещё какие-то коррективы вносить. Тут важно руководствоваться принципами разума и справедливости, а не какими-нибудь ложными штампами навроде "неприкосновенности частной собственности".

Reply

gignomai November 26 2007, 18:19:12 UTC
Хорошо. Начало положено.

Reply


akula_dolly November 23 2007, 12:16:22 UTC
Если говорить по существу корневого поста, то мне проблема видится так. То, что русский мужик на свою гибель поддержал большевиков, именно, конечно, и объясняется тем, что их демагогия об общественной справедливости роковым образом совпала с чисто христианской жаждой Божьей справедливости, жившей в народном сердце. Произошло то, что в физике называется резонансом - именно то самое, когда рота солдат, проходящих по мосту, его обрушивает, потому что ритм их шагов случайно совпадает с ритмом собственных колебаний моста. И великая вина мужика в том, что он, прельстившись сатанинской ложью, поверил, что вот сейчас получит справедливость легким путем, грабежом и насилием - и позволил кресты с церквей посшибать. А что дальше было, мы помним ( ... )

Reply

gignomai November 23 2007, 20:03:02 UTC
В первом приближении я с Вами согласен. Но Ваша картинка, на мой взгляд, несколько упрощенная, пренебрегающая теми нюансами, на которых мне хотелось бы задержаться ( ... )

Reply

akula_dolly November 23 2007, 20:40:09 UTC
Знаете, В. Р., кому-то другому я постаралась бы ответить уклончивее, но с Вами хитрить не буду. Я, видите ли, верю в существование дьявола. То есть я, в отличие даже от многих христианских мыслителей, полагаю, что зло есть не просто отсутствие или недостаточная степень добра, как тьма есть отсутствие света, - а активное злое начало. И дьявол каждого соблазняет своим - кто похуже, тех властью, возможностью безнаказанного насилия, алчностью и пр., кто получше - дешевым суррогатом справедливости и тд. так что резкой границы между злодеями и обманутыми действительно нет, а есть полный спектр и одни плавно переходят в других. Это во-первых. А во-вторых полностью хороших людей, на плохое неспособных, вообще на свете мало (я, например, точно к ним не принадлежу) и стоит человеку этот самый кончик Христовой ризы, за который он хватался, из рук выпустить, как тут-то он и покажет на что способен - такой вроде был человек как человек - а вот уж он и убийцей стал, и предателем и кровопийцей - без Христа если да при безнаказанности, так и немало ( ... )

Reply

gignomai November 23 2007, 20:56:14 UTC
... докончу сначала недоговоренное - компьютор порвал вожжи и сбросил недописанный пост. Социализм не плох и не хорош сам по себе, если в него не вкладывать религиозного, утопического смысла.
А про дьявола я с Вами согласен - конечно, есть. Я воздержался бы сейчас обсуждать онтологию зла, хотя вот уже увидел, что написавший коммент вслед за Вами выруливает на эту тему, но вполне достаточно признать, что падший, т.е. отрекшийся от Бога, ангел и падший человек становятся активным злом в мире и действуют отнюдь не по неведению, а именно по злой, извращенной воле.
Но тогда, как я понимаю, мы расходимся только в том, чего было больше в это злосчастное пооктябрьское время - народного хилиазма или прямой бесовщины. Нет тут, наверно, серьезного расхождения: и то было, и то было.

Reply


Leave a comment

Up