Р в ММК 17: ОГ о смысле и структуре сознания 23

Jun 25, 2018 16:43

Генисаретский. Мы обсуждаем вопрос о предметности и о рефлексии, каковая, на мой взгляд, и есть форма… Предметная самоорганизация деятельности есть форма ее естественной самоорганизации. Это как раз такой вопрос, который обращает наше внимание на эту составляющую. Если же мы будем, например, обсуждать осмысленность деятельности, то тогда ( Read more... )

деятельность, воспроизводство, предметность, Генисаретский, Щедровицкий, рефлексия, Дубровский

Leave a comment

Comments 8

dralkin June 25 2018, 15:12:52 UTC
// Это представление, утверждает ОГ неверно; оно противоречит и тому, как понятие рефлексия зафиксировано в философской традиции, и тому, как это понятие разработано в «малой истории» (т.е. истории ММК), и тому, как рефлексия практикуется в нашей реальной деятельности

Я понял наоборот. По мнению ОГ понятие рефлексии у ГП не противоречит перечисленному - оно в русле - но в таком виде "не работает".

Reply

gignomai June 25 2018, 15:46:55 UTC
Я тоже сначала понял так. Но склонился к противоположному пониманию по двум причинам:
1) ОГ в основном остается верен философской традиции
2) По-моему, он хочет сказать, что реальная практика не дает оснований для таких ожиданий от рефлексии.
Впрочем, для дальнейшего хода спора это не очень важно.

Reply

dralkin June 26 2018, 19:40:00 UTC
2) пожалуй, да.

1) здесь не соглашусь.
Рефлексию, в том негативном смысле, как, я думаю, ее использует ОГ (мол, бесперспективна для дальнейшей работы) можно уподобить ресентиментальности у Ницше, который резко различил творческую чувственность и ресентимент. Мне кажется, ОГ примерно в том же ключе разводит в разные стороны деятельность и рефлексию.

Reply

gignomai June 27 2018, 06:33:06 UTC
Не имею что сказать. Плохо знаю Ницше. Ресентимент, как я его понимаю, связать с рефлексией не удается.

Reply


kaktus77 July 2 2018, 10:07:54 UTC
== ОГ же отстаивает более сложное и тонкое представление

ОГ отстаивает натуралистическое представление :) Он решает задачу описания деятельности как она есть "на самом деле", а не из методологической позиции.
Из позиции методолога же продуктивность не может быть базовой характеристикой - если в деятельности благополучно получают продукт, то методолог не нужен, вот если ничего не получается и возникает проблемная ситуация - вот тогда требуется методолог и методологическая рефлексия.
Соответственно и представление о деятельности методологу нужно другое - базирующееся не на продуктивности, а на рефлексии.

Reply

gignomai July 2 2018, 17:45:06 UTC
Я вроде понимаю это. Но мне кажется, что ОГ не принимает оппозицию деятельностного и натуралистического подхода как базовую; в своей "модальной методологии" он считает возможным свободно манипулировать подходами.
И продуктивность он как-то не совсем так понимает - как "творческую потенцию", которая вроде бы не гарантирует продукта, а есть свойство человека, сознания.
Не деятельностник он, человек для него первее деятельности.

Reply


Leave a comment

Up