Путешествие в Казахстан и Киргизию. #6. Казахстан: Петропавловск, Боровое

Mar 06, 2024 19:07

Новую для меня страну - Казахстан - мы проехали полностью два раза: больше двух тысяч километров с севера на юг, а потом обратно две с половиной тысячи с юга на север. И, пожалуй, главное впечатление от Казахстана - это бесконечный простор. Едешь, едешь по дорогам, можешь проехать не один день - а за окном будет один и тот же пейзаж: бескрайняя степь. Причём, степь на большей части Казахстана - даже не степь, а бесплодная и безводная пустыня, Бетпак-Дала. Летом тут стоит невыносимая жара, зимой лютый холод, на сотни километров практически нет никакого жилья и ничего не растёт. Только верблюды и необычные кладбища, издали похожие на маленькие городки в пустыне, немного оживляют пейзаж. Через безжизненные пространства ниточками тянутся дороги - автомобильные и железные.

«Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток. А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства - Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана. А поезда шли с востока на запад и с запада на восток.»

Хотя таков центральный Казахстан, и я приблизительно таким себе его и представляла. А мы въезжали через северный Казахстан, и он удивил не только меня, но и Андрея, который провёл в Казахстане босоногое детство и раннюю юность.

Но вначале нам надо было пройти границу…

День 9, 18.07.23

Машин на российско-казахской границе в Петухово утром 18 июля было немного и вскоре мы уже проходили паспортный и таможенный контроли. Казахская граница, как, впрочем, и грузинская, и киргизская, имеют характерную особенность: водитель и пассажиры проходят контроль раздельно. Андрея наша доблестная таможня заставила выгрузить все вещи, а их у нас было ох как немало! Андрюха вытаскивал сумки-спальники-пенки-контейнеры и бросал на меня красноречивые взгляды, почему, мол, не помогаешь, но мне строго приказали ждать, пока досмотрят машину и не подходить к ней.

Казахи тоже смотрели вещи, но выборочно и тщательно. Ткнули в пару сумок, их надо было прогнать через сканер. А потом погранец сам открывал и смотрел, что в сумках, хотя обычно служивые люди просят открыть сумки самих владельцев багажа. Странно нам это.

Въезжали мы по загранпаспорту, так как планировали съездить ещё и в Киргизию. Если же едешь только в Казахстан, можно въезжать по обычному российскому паспорту, но тогда нужно заполнять декларацию на машину.

На всё про всё ушло чуть меньше часа и - ура! - мы в Казахстане! Сразу на границе надо было сделать несколько важных вещей: поменять деньги, купить страховку на машину и приобрести местную симку. С первыми двумя пунктами проблем не возникло, но с симкой намучились, она никак не хотела подключаться. Провозились больше часа. Долго выбирали, какую взять, остановились на Билайне.  Забегая вперёд, скажу, что работала она отлично и ловила почти везде.

Наконец, закончив со всеми делами, въезжаем в Казахстан. Часы перевелись ещё на час, разница с домом уже три часа. На границе нас предупредили, что первые тридцать километров дорога будет разбита, а потом норм. Так всё и было.

Первое впечатление от Казахстана: страна каменистых пустынь и жарких степей на севере зелёная, как где-нибудь под Рязанью. Мы едем среди берёзок и лугов, то и дело по разным сторонам дороги появляются какие-то озёра, вместо верблюдов пасутся коровки и лошадки, летает множество птиц - всё это несколько рвёт шаблон.

Вскоре мы доехали до первого нашего казахстанского города - Петропавловска. Петропавловск оказался чистым, зелёным и солнечным.

Такие залитые солнцем южные города, просторные и светлые - мне почему-то кажутся похожими на болгарский Пловдив. Не знаю, что рождает такие ассоциации, скорее всего ощущение комфорта и безопасности, которые чувствуются в подобных городах.

Тут стоит заметить, что Петропавловск, как и посещенный на обратном пути Уральск, кажутся больше похожими на южные городки России, чем на города Казахстана. Это не случайность, города были основаны как казацкие крепости, до Оренбурга или Самары от них ближе, чем до больших казахских городов, да и история у этих городов больше завязана на Россию.

Сейчас звучит удивительно, но когда-то Петропавловск входил в Тобольскую губернию. Потом он относился к Акмолинской области и к началу ХХ века был одним из крупнейших городов северного Казахстана.

Город сохранил историческую планировку и немало купеческих особняков на своих улицах. Самый красивый из них - так называемый Дом невесты (54.86428 69.13092).

Изюминкой здания является то, что сооружено оно «под камень». На самом деле дом деревянный, но по внешнему виду это никак не определяется. Принадлежал дом купцам Янгузаровым и с ним связана трагическая история - в доме были зарезаны богатая купчиха Янгуразова и ее дочь.

А этот домик не маскируется под каменный, а, напротив, выставляет напоказ свою деревянную сущность.

Петропавловский Арбат, сейчас носящий название улица Конституции Казахстана. На улице сохранилась застройка старого города XIX века, она тениста и весьма приятна для променада.

С удовольствием погуляв по Петропавловску и, затарившись в магазине продуктами, поехали в Боровое, популярный казахский курорт, куда любят приезжать на отдых жители столичной Астаны.

Погода снова пошла на переклад. Тут я впервые увидела такое явление, как сухая гроза. Внезапно поднялся очень сильный ветер. Ветер гнал песок, через дорогу неслись "перекати-поле", а с неба фигачили молнии. Впрочем, длилось это явление недолго. Андрей сказал, что сухие грозы в Казахстане - достаточно частое явление, но во время нашей поездки больше сухих гроз не было.

От Петропавловска до Борового где-то 250 километров пути, курорт приблизительно посередине между Петропавловском и Астаной. Сворачиваем с хорошего четырёхполосного автобана и едем туда, где среди плоской степи встают живописные зелёные холмы. На въезде в заказник Боровое - кордон, где берут небольшую денежку за пребывании на территории курорта.

Боровое - удивительный природный анклав, который никак не ожидаешь увидеть в степном и жарком Казахстане. Вдруг появляются невысокие скалы, их окружают сосновые леса, а среди них раскинулись два больших озера. Поэтому Боровое называют "казахской Швейцарией", хотя на Швейцарию здешние места абсолютно не похожи.

Боровое:

Швецария:

(фото 2019 года)

Курорт Боровое у казахов весьма популярен. Тут множество отелей, санаториев, кафешек, ресторанов на любой вкус. Хотела бы написать, и кошелёк, но нет, Боровое - курорт дорогой. Хотя он того, конечно, стоит.

Среди сосновых лесов проложено множество пешеходных маршрутов.

Мы остановились около так называемой "ракушки" (53.04785 70.19717) и пошли гулять по тропинкам. В сосновом лесу было очень тихо. Приятно пахло хвоей. Народа тут было мало, основная людская тусовка происходит ближе к ресторанам и магазинам. На пешеходных маршрутах часто встречаются выходы скальной породы, напоминающие то каменные грибы, то гребень дракона.

Гуляли бы здесь да гуляли, но времени до темноты оставалось немного, а нам ещё надо было что-то решать с ночлегом. Но перед тем, как искать ночлег, успели заехать в два места. Сначала остановились у поляны Абылай-хана (53.08380 70.23487). Здесь большая парковка, торговые палатки с сувенирами и едой. От поляны народ ходит в пешие походы на Кокшетау и другие вершины. Но мы только сфотографировали белый монумент с золотым орлом на фоне вершин да поехали дальше, ещё не предполагая, какую злую шутку сыграет с нами этот самый Абылай-хан.

Дальше едем по самому курорту и здесь нам совсем не нравится, шумно, многолюдно, нигде не припарковаться, вдоль дороги - многочисленные ларьки. А-ля Туапсе. Пляжи нам тоже не глянутся, к тому же пасмурно и купающихся почти не видно.

На выезде с курорта ещё раз останавливаемся и идём смотреть на рощу танцующих берёз (53.08808 70.28860). Но берёзки совсем не впечатляют. Белоствольные красавицы чуть приплясывают, но не более. Это вам не Куршская коса и ни эстонский остров Сааремаа.

Погуляв по Боровому, мы поехали заселяться в кемпинг Burabay Marina Club (52.960557, 70.207148) на соседнее озеро Щучье. Андрей вычитал про этот кемпинг в чьём-то отчёте, но актуальной информации у нас не было, ехали наудачу. И вроде как удача нам улыбнулась, кемпинг действительно оказался в том самом месте, куда привели координаты. Правда, мы опоздали и кемпинг уже был закрыт. И снова удача нам улыбнулась, мы покричали, вышел администратор кемпинга и всё-таки впустил нас. Но, видимо, свой лимит удач на этот день мы исчерпали.

Стали заселяться и тут-то выяснилось, что мы в этот день умудрились потерять права. Оставалось лишь гадать, где это могло произойти - на российско-казахской границе, в городе Петропавловске или здесь, в Боровом. Это был удар ниже пояса.

Кемпинг был чудесный, в сосновом лесу и на берегу озера, но нас уже ничего не радовало. Хотя я всё-таки сходила и купнулась в холодной водичке.

Расстроенные, мы легли спать, решив не прерывать путешествия, ехать пока едется (благо, международные права остались) и разбираться с проблемами по мере их поступления.

За этот длинный и наполненный событиями день мы проехали 404 км.

День 10. 19 июля.

Утром встали и согласно плану путешествия покатили дальше в Астану. И только вырулили на трассу, нас тут же затормозили казахские гаишники. Вот так везение у нас! Несколько волнительных минут - но в этот раз прокатило. Дальше до Астаны доехали без происшествий.

Можно было бы оставить интригу с правами на следующую часть, но всё-таки напишу в этой... Через день благодаря отзывчивым казахам всё чудесным образом разрешилось. Сначала администратор кемпинга по имени Темирлан предложил дать сообщение с нашим телефоном в местную группу в Инсте. С нашим везением мы не очень-то рассчитывали на отклик, но надо было использовать все возможности.

Но чудо всё-таки случилось. На следующий день, когда мы уже гуляли по Астане, раздался звонок. Какой-то молодой человек по имени Руслан сказал, что вчера его брат на поляне Абылай-хана нашел водительские права и отнёс их в местное отделение полиции. Вероятно, они выпали, когда Андрюха доставал телефон для фоток.

Радости нашей не было предела. Наутро встали пораньше и метнулись из Астаны пятьсот километров до Борового и обратно. Хорошо, что там шикарный автобан, правда, платный.

Казахские полицейские в отделении были предельно вежливы, отдали права и не взяли ни копейки денег. И вот благодаря отзывчивым жителям Казахстана спустя сутки с небольшим мы снова были с правами и могли спокойно продолжать путешествие, спасибо им за это!

Домик рядом с отделением полиции:

Что ещё любопытно в этой истории: фотки, сделанные на поляне Абылай-хана, из-за которых и были утеряны права, потом вдруг таинственным образом исчезли. Мистика! Что-то не то у нас с этим Абылай-ханом...

Предыдущие части отчёта:

Дорога до Перми: https://frosya-hod.livejournal.com/165120.html

Пермь и Хохловка: https://frosya-hod.livejournal.com/165649.html

Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб, Искор: https://frosya-hod.livejournal.com/166058.html

Ветлан: https://frosya-hod.livejournal.com/166502.html

Ледяная пещера, Кунгур, Плакун, Мёртвое море Зауралья: https://frosya-hod.livejournal.com/166723.html