Путешествие в Казахстан и Киргизию. #7. Астана, дорога до Балхаша

Mar 15, 2024 09:52

Когда ехала в Казахстан, была уверена, что из двух столиц - старой Алма-Аты и новой Астаны - мне больше понравится в Алма-Ате. Но - нет: Астана понравилась больше. Не знаю, может быть, сказалась погода: когда мы были в Астане, ходили тучки и было не жарко, а в Алма-Ате нас застигло настоящее пекло. Так или иначе, но построенная посреди безжизненной степи широкая и просторная Астана зацепила больше, чем зелёная, но очень шумная Алма-Ата.

Астана - город строящийся, современный, архитектура тут а-ля Дубай, в отделке преобладают белые и золотые тона. Много парков, фонтанов, красивая подсветка. Правда, из-за того, что нам пришлось сорваться и ехать назад в Боровое выручать из полиции Андрюхины права, программу по Астане пришлось свернуть и мы много чего не успели посмотреть. Но то, что увидели, впечатлило.



А ещё в Астане нам везло с людьми: они помогали, давали советы, платили за нас в транспорте и категорически отказывались брать деньги. Удивило развитие информационных технологий в Казахстане: в стране перешли на электронные документы, на всех остановках электронные табло и транспорт ходит минута в минуту по расписанию, оплата проезда в столице исключительно по куар-коду через телефон. Уж не знаю, как справляются с этими новомодными технологиями старички и старушки, но как-то справляются.

День 10. 19 июля.

Выезжая из России, мы забронировали в Астане отель. Выбирали поближе к центру, на сайте отеля было написано, что он в десяти минутах от центра. На деле же оказалось, что ехать нужно было остановок пятнадцать и ходит в ту сторону только один автобус. В автобусе надо было пройти квест по покупке билетов. Дело в том, что билеты в Астане продаются только через куар-код и установленное на телефоне приложение. Нам было лениво ради двух поездок устанавливать приложение и разбираться с ним. Не проблема, - сказала нам администратор отеля, -попросите пассажиров и они вам купят. Так, собственно, и получилось. Билет нам купили, при этом отказавшись от денег. А потом ещё пол автобуса давало нам советы, где лучше выйти и что надо обязательно посмотреть. Всё это было доброжелательно и душевно, растрогали нас столичные казахи. Забегая вперёд, в Алма-Ате мы уже не почувствовали той атмосферы, что так подкупила в Астане.



Прогулку мы начали с «Астана Опера».



Здание театра оперы и балета возведено в живописном античном стиле с элементами барокко и национального казахского колорита, а над его внешним видом потрудились именитые архитекторы не только из Казахстана и России, но также из Италии и Швейцарии. Современным внутренним оснащением театра «Астана Опера» может конкурировать с мировыми оперными театрами, например, Ла Скалой, Метрополитен-опера или новой сценой Мариинки.



Бесплатный общественный туалет.



Романтический парк влюбленных Жастар Саябагы.



Огромный стеклянный шатер, видимый из парка - торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», построенный в 2010 году. Проект Нормана Фостера. Здание занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой шатер, что вполне соотносится с его названием.



Не так давно посаженные деревца за время пребывания Астаны столицей Казахстана уже выросли до небольшой берёзовой рощи.



А небоскрёбы всё продолжают строиться.



Небоскрёбы и пустынные пространства казахской столицы.



Мечеть Нур-Астана. Была спроектирована ливанским мастером зодчества Чарльзом Хафизой при финансовой поддержке государства Катар.



Два льва - работа французского скульптора Пьера Матте.



Скульптор о своей работе: «Один из этих львов является полностью натуральным, а второй имеет интегрированные в тело механико-технологические компоненты. До некоторой степени это мы сами - мы, смотрящие на себя сквозь зеркало времени. В конечном итоге эти два льва оказываются единым непрерывным существом, как и люди. Мы все индивидуумы, но в то же время - часть целостного человечества, торящего тропы будущего.



Эта идея сильна в Астане. Старый город трансформирует себя в город футуристический. С этим чувством я смотрю на недавнюю историю Астаны: город ищет свое будущее».



(львиные яйца замечательно гармонируют с золотым шаром Байтарека)

Золотые башни Акорда - современные символы Астаны. Их занимают различные министерства страны и офисы организаций.



Позади башен - восьмиэтажное здание с голубым куполом и золотым шпилем - Акорда, резиденция президента РК. В переводе с казахского она означает «белая ставка». В стиле Астаны преобладают три цвета - белый, золотой и синий.



К сожалению, Астану мы посмотрели неразумно. По плану хотели погулять по казахской столице вечер одного дня и утро другого. Но из-за того, что нам надо было возвращаться за глупо утерянными и счастливо найденными водительскими правами в курорт Боровое (а это больше четырёхсот километров туда-обратно), утро пропало. Вечером же мы распорядились весьма опрометчиво. А всё потому, что нам хотелось посмотреть на Астану сверху, с башни Байтарек.



Башня Байтарек - это символ Астаны, построенная по случаю переноса столицы из Алма-Аты в Астану.



В Байтарек стояла нехилая очередь, в которую мы храбро встали.



Час времени как корова языком слизала. Затем вошли в башню, постояли очередь в кассу, очередь на лифт (небольшую), и - как вишенка на торте - очередь для тех, кто хотел прикоснуться к золотой длани и запечатлеть на фото этот священный для всех казахов момент. Длань называется «Аялы алакан» - заботливые руки, представляет собой оттиск правой руки президента Назарбаева. Она символично расположена на высоте 97 метров, что символизирует собой 1997 год - год провозглашения Астаны новой столицей государства и соответственно новую точку отсчёта в истории страны.



Очередь к оттиску была самой длинной и самой неторопливой. Но все стоят - и мы встали, стадное чувство. Зато теперь у нас есть фоточка с золотой дланью. И - да, виды на Астану со смотровой Байтарека действительно хороши.



Бульвар Нуржол.



Насладившись очередями и открыточными видами, спускаемся на золотом лифте и двигаем в сторону отеля. Эх, промахнулись мы с отелем, хотелось бы посмотреть Астану с подсветкой...



Разноцветные фонтаны - одна из фишек Казахстана (как и фигурки верблюдов около древностей).



Жаль, что так получилось с Астаной. Не успели увидеть мечеть Хазрет Султан, дворец мира и согласия, площадь независимости, не познакомились с уютным старым Акмолинском... Фотография напоследок.



За 19 июля проехали 235 км.

День 11, 20 июля.

Намотав с утра нехилый крюк в пятьсот километров за правами, поехали дальше в сторону Андрюхиного города детства - Приозёрска. Лежит Приозёрск на берегу огромного озера Балхаш. Балхаш - озеро непростое, оно сильно вытянуто с севера на юг и в одной части оно солёное, в другой - пресное. Приозёрск расположен почти посередине озера, в пресной его части.



В пятнадцати километрах от Приозёрска проходит шоссе, соединяющее нынешнюю столицу Казахстана со столицей прежней.



Шоссе от Астаны до Алма-Аты летом 2023 года масштабно реконструировали, расширяя до двух полос в одну сторону. Для этого казахи раздолбали дорогу практически на всём её протяжении, а это больше тысячи километров. Как только мы отъехали от Караганды, начался головняк: объезды, пыль, ограничения скорости, заторы на дорогах, невозможность повернуть или съехать на обочину из-за огороженных или слишком высоких обочин. При этом трафик там плотный и, в основном, грузовой. И не обогнать. В общем, вкусили все прелести автомобильного туризма.



Заправок же на трассе почти нет, а на тех, что есть, нет нужного нам 95 бензина. А мы читали, что проблем с бензином в Казахстане нет. Мдааа...
Редкие в этой части Казахстана населенные пункты украшены воротами и затейливыми памятниками.



Посреди пустой степи стали появляться казахские кладбища, издали похожие на маленькие городки с домами. Это тоже достопримечательность Казахстана: казахи, кочевники по жизни, после ухода в иной мир наконец обретают постоянный дом на земле. Потом мы походим по такому кладбищу, а пока вид с дороги.



Весь день мы ехали, остановившись всего в двух местах.
Сначала заехали в Караганду. Специально для того, чтобы на вопрос, где мы сейчас находимся, ответить «Где, где?....»



На подъезде к Караганде - огромные комбинаты с дымящимися трубами.



А сам город ухожен и уютен. Широкие проспекты, богатый ассортимент продуктов и товаров в первом попавшемся магазинчике, много народа, солнце и зелень. Чувствуется, что город не бедствует.



Забавная скульптура около ресторанчика, обыгрывающая расхожий мем.



Вторым объектом стал Спасский мемориал (49.54043 73.29622), посвященный жертвам репрессий, нашедшим вечное упокоение в казахской земле.



Находится мемориал рядом с шоссе, но, чтобы съехать, пришлось изловчиться. Поток встречного транспорта и слишком высокие обочины.

С началом Великой Отечественной войны на территории Карагандинской области Казахской ССР было образовано четыре лагеря для содержания военнопленных и интернированных. Первым был Спасский лагерь № 99, находившийся в 30-ти километрах от Караганды и созданный 5 июля 1941 года. Лагерь № 99 был самым крупным подобным образованием на территории Казахской ССР. В общей сложности здесь содержалось до 70 тысяч военнопленных и интернированных.



Всех умерших военнопленных хоронили в братских могилах на огромном поле в Спасске без каких-либо опознавательных знаков. В общей сложности на Спасском мемориальном кладбище захоронено 5152 военнопленных, интернированных и репрессированных.



С 1987 года на кладбище зарубежные страны начали устанавливать памятники своим соотечественникам. Ныне установлено около 30 иностранных ритуальных сооружений. А в 2004 году был открыт мемориал памяти жертв политических репрессий всех национальностей.



После Спасского мемориала едем и высматриваем дорожки, чтобы можно было съехать в степь и там переночевать. Когда солнце уже клонилось к закату, отъехали от трассы почти на десять километров, чтобы машин не было слышно и устроили дикий кемпинг в приятном местечке.



В степи хорошо. Ещё со времён Калмыкии хотела снова переночевать в степи, чтобы вновь почувствовать свободу, которую дарят бескрайние просторы. За этим и ехала в Казахстан.



Завтра последний рывок до Приозёрска!

За 20 июля проехали 797 км, из них 500 км пустого прогона.

Предыдущие части отчёта:

Дорога до Перми: https://frosya-hod.livejournal.com/165120.html

Пермь и Хохловка: https://frosya-hod.livejournal.com/165649.html

Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб, Искор: https://frosya-hod.livejournal.com/166058.html

Ветлан: https://frosya-hod.livejournal.com/166502.html

Ледяная пещера, Кунгур, Плакун, Мёртвое море Зауралья: https://frosya-hod.livejournal.com/166723.html

Казахстан: Петропавловск, Боровое: https://frosya-hod.livejournal.com/167190.html

Казахстан

Previous post Next post
Up