Путешествие в Казахстан и Киргизию. #5. Ледяная пещера, Кунгур, Плакун, Мёртвое море Зауралья

Feb 26, 2024 18:02

В Пермском крае находится одна из самых известных пещер в России - Кунгурская ледяная. Это первая пещера в стране, куда стали водить организованные экскурсии. Кунгурские подземелья огромные - протяженность всех ходов более восьми километров, для экскурсий же доступны всего два. Остальную часть пещер охраняют, но и туда можно попасть в составе специальных туристических групп.

Посещение Кунгурской ледяной пещеры мы и наметили главной целью следующего дня.

День 7, 16.07.23

Выезжая из леса под Красновишерском, мы немного беспокоились, удастся ли попасть в пещеру без заранее купленных билетов. Всё-таки было воскресенье, место популярное, а до Кунгура нам было ехать 400 км.
Но беспокоились мы зря, доехали быстро, билеты были, ждать пришлось не больше получаса. Как раз было время перекусить и утеплиться.

Кунгурская пещера расположена внутри Ледяной горы. Это высокая сопка недалеко от реки Сылвы. А вот от центра Кунгура пещера находится далековато, километрах в трёх.

Лучшее время для посещения Кунгурской ледяной - конец зимы и март.

Летом льда в пещере мало. В нашем случае лёд был только в самых первых залах, которые ближе к входу, да и то, как нам показалось, его тут нарастили искусственно.

Пещера, конечно, красивая, но в этот раз не было «вау-эффекта».

Особенно мешала подсветка, она временами без меры. Психоделика какая-то.

Да и цена неоправданно высока (если не ошибаюсь, 1500 рублей билетик) и за эти деньги ожидаешь чего-то большего, и слишком много пещер мы уже пересмотрели. После словенской Постойны Ямы нас в плане окультуренных подземелий вряд ли чем-нибудь можно удивить…

(Постойна Яма, фото 2011 года)

Но скорее всего не хватило таинственности, тишины и адреналина, которые присущи пещерам диким и бесплатным. Совсем другие впечатления, когда, подсвечивая себе фонариком, в одиночестве бродишь по тёмным лабиринтам, протискиваешься сквозь узкие лазы и молишь бога, чтобы тебя не засыпало песком или не раздавило плохо закреплённой каменной глыбой.

(Старицкие пещеры, фото 2022 года)

Но, хотя, например, посещённые полтора года назад Старицкие пещеры впечатлили больше, всё-таки в Кунгурской ледяной нам больше понравилось, чем нет.

Вот здесь, наверное, самое интересное, но туда не пускают, или пускают, но за другие деньги.

Нам направо.

Особенно были хороши подземные озёра.

Вода прозрачная настолько, что, кажется, дно совсем рядом, но на самом деле тут глубоко.
Так и тянет искупаться:))

В подземных озёрах живут маленькие рачки. Рачки слепые, называются крангониксы Хлебникова.

Новогодние ёлки в пещере стоят по нескольку лет и не осыпаются.

После подземелий не отказали себе в удовольствии погулять по Кунгуру, старинному городу Предуралья, который раньше называли «купеческой республикой».

Город расположен у слияния трёх рек - Сылва, Ирень и Шаква. Здесь много храмов и купеческих домов и всё ещё чувствуется дух торгового города.

Кунгур подзапущен, но весьма интересен.

Город стал заметен в первую половину 18 века, когда он был своего рода крепостью - Кунгур подвергался набегам башкир, по нему прокатилась Пугачевская война.

Расцвет города пришелся на конец 19 века, тогда в Кунгуре поднялось купечество. Не вполне очевидно, но у Кунгура весьма выгодное географическое положение, чем кунгурские купцы умело воспользовались. С тех пор сохранились гостиные дворы, церкви..

На снимке - Никольская церковь (1894)

... и особняки. Купеческий дом Дубинина (1879) показался нам самым красивым из всех особняков. Сейчас в нём сидит администрация Кунгура.

Рядом с усадьбой Дубинина стоит Тихвинская церковь с высоченной колокольней - главная доминанта Кунгура.

Интересен обелиск, поставленный еще в 19 веке в честь защитников города от пугачёвцев. На заднем плане - гостиный двор.

Благоустроенная набережная. Здесь мы пытались попить кофе, что оказалось непростой задачей: его тут готовили ну очень долго. Неспешна жизнь в Кунгуре.

Уже уезжая из Кунгура, из машины заглядели симпатичный модерновый домик.

Ночевать в этот день мы решили возле водопада Плакун (N57°11'25,20" E57°28'26,40"), который входит в топ-10 мест Пермского края. Но за пределами Пермского края о нём мало кто слышал, это не распиаренная Кунгурская пещера. Подъезд к водопаду нетривиален, не стоит ломиться по кратчайшему треку, а лучше описать зигзагообразную петлю через Нижнюю и Верхнюю Истекаевки.

От трассы Пермь- Екатеринбург до водопада получилось километров тридцать. Поварачивать надо у городка Суксун. Город позиционирует себя как родине русского самовара, здесь даже музей самоваров есть и памятник самовару (привет, Тула!)

Водопад Плакун образован ключом, бьющем из обрывистого берега. Рядом часовня, родник. Невдалеке коттеджный посёлок. Берег Сылвы тут весьма высок, мы оставили машину наверху, на стоянке, и спустились к водопаду пешком.

Мне даже больше, чем водопад, понравилась сама река Сылва, а ещё больше подвесной мостик через неё.

На ночлег устроились не у реки, туда то и дело приезжал народ и уединения бы не получилось, а наверху, отъехав метров триста по полевой дорожке. Отлично переночевали, а вечером ещё вдоволь наползались по обрывистым склонам в поисках геокешерского тайничка.

За 16 июля проехали 441 км.

День 8, 17.07.23.

Целый день едем, в планах подъехать как можно ближе к казахской границе. Дорога Пермь - Екатеринбург летом 2023 года была вся в ремонтах. Трассу расширяют, реверсивное движение нас порядком утомило и отняло много времени. Уральские горы тут совсем не впечатляют, если не знать, что мы пересекаем уральский хребет, то можно проехать горы и не даже заметить их.

После Екатеринбурга часть машин уходит на Тюмень и Челябинск, ехать становится спокойнее. Мы продолжаем путь, держась направления на Курган. Удивили высохшие леса вдоль трассы, отчего это, интересно?

К счастью, такое было недолго.

После Кургана появились степи, да и погода, наконец, солнечная, а то серое небо за два дня успело надоесть. Доезжаем до приграничного Петухова и на круге с ДПС уезжаем с основной трассы налево, по указателю "Курорт Медвежье озеро". Озеро это солёное, его ещё называют "Мёртвым морем Зауралья". На карте мы приглядели местечко рядом с родником: и питьевая вода нужна и будет, чем обмыться после купания.

Место оказалось популярное, у озера стоял небольшой палаточный лагерь. Хорошо, что день был будний, место под палатку нашлось, в выходной встать было бы проблематично. Ещё мы читали в отчётах, что на этом озере невозможно находиться из-за огромного количества злобных комаров, морально готовились к страшному. На деле же кровососущих тварей было совсем мало, повезло.

Медвежье озеро относится к группе рассольных озер, то есть к таким, где концентрация солей в воде настолько высока, что образуются самосадочные соли. Обычно соленость воды в нем составляет 180-270 г/л, но может достигать 360 г/л, в 10 раз выше, чем в Мировом океане и больше, чем в знаменитом Мертвом море. Химический состав - хлоридно-натриевый. Подобная концентрация солей приводит к значительной плотности воды, и любителям покупаться приходится только полежать на водной поверхности. Из-за высокой минерализации соли нет рыб и другой живности. По этой же причине озеро не замерзает зимой.

Купаться в Мёртвом море Зауралья, конечно, прикольно: сначала долго бредёшь в густом рассоле, наконец, заходишь по колено, плюхаешься в воду и болтаешься, как поплавок. Озеро очень мелкое: глубина не превышает 1,2 метра, а само озеро большое, окружностью более 60 км. Так что заходить далеко смысла нет, сколько не иди, а всё равно воды в лучшем случае "вам по пояс будет". Можно ещё грязью мазаться, но мы не стали.
Вода в озере из-за соли густая, тяжелая, поэтому поверхность гладкая, солнце в рассоле плавает, красиво. Почти Уюни, почти Боливия:))

Спать легли не поздно, предстоял ранний подъём. Завтра нас ждала новая (для меня) страна!

За 17 июля проехали 810 км.

Предыдущие части отчёта:

Дорога до Перми: https://frosya-hod.livejournal.com/165120.html

Пермь и Хохловка: https://frosya-hod.livejournal.com/165649.html

Усолье, Соликамск, Чердынь, Ныроб, Искор: https://frosya-hod.livejournal.com/166058.html