Когда одолевают всякие нехорошие мысли, я ложусь спать. Сон восстанавливает. Или квартиру убираю. Или куда-то еду.
Или рвусь за город, на дачу, где можно полоть, сажать, обрезать, собирать. Физический труд хорошо воздействует на дурь. Или разговариваю с близкими людьми. Не с кем-нибудь из многочисленных знакомых, а с теми, кто способен встряхнуть, дать пинка и сказать нужные слова. А идея обращения за помощью к психотерапевтам/психоаналитикам/и.т.д. мне чужда. Слабость, блажь, неумение выбирать людей и дружить.
С улыбкой читаю такое: "в начале третьего года психоанализа Франчески"...
Или такое: "Я занимался лечением Эммы уже почти год. Изначально она пришла ко мне, потому что впала в острую депрессию, начав работать над диссертацией. Ей прописали антидепрессанты. Ее психиатр попросил принять ее после того, как она рассказала ему, что страстно хочет с кем-то поговорить - "проломиться через стену, не дающую нормально жить".
Это отрывок из книги Стивена Гросса "Искусство жить".
Громкое название я бы заменила на "Записки психоаналитика", но кому она может быть интересна с таким названием в России? Какие психоаналитики при наших-то ежедневных стрессах?
Сам себя хватаешь за загривок, как Мюнхгаузен, и вперед.
Вот у Улицкой в "Веселых похоронах" есть кое-что по теме: "Эта страна (США) ненавидела страдание. Она отвергала его онтологически, допуская лишь как частный случай, требующий немедленного искоренения. Отрицающая страдание молодая нация разработала целые школы - философские, психологические и медицинские, - занятые единственной задачей: любой ценой избавить человека от страданий. Идея эта с трудом ложилась на российские мозги Фимы. Земля, вырастившая его, любила и ценила страдание, даже сделала его своей пищей; на страданиях росли, взрослели, умнели... Да и еврейская Фимина кровь, тысячелетиями перегоняемая через фильтры страдания, как будто несла в себе какое-то жизненно важное вещество, которое в отсутствие страдания разрушалось. Люди такой породы, избавляясь от страдания, теряют и почву под ногами..."
В ситуации затяжного благополучия мы начинаем искать подвох. Почему так просто все? Странно...
О, сложности!
И сразу отлегло, живем дальше, преодолевая и беседуя с близкими по вечерам.
Хотя, не спорю, есть ситуации, когда помощь специалиста может быть действительно нужна.
Я о последствиях трагических событий и скорби по ушедшим.
О скорби Стивен Гросс пишет в завершении книги: "Потеря ребенка, потеря близкого человека, добровольно расставшегося с жизнью, - все эти потери, равно как и многие другие, причиняют нам боль на протяжении очень долгого времени.
Тем не менее, индустрия психологической помощи, как правило, обещает избавить нас от этих страданий. На полках с "пособиями по борьбе со скорбью" (этот жанр сейчас цветет буйным цветом) мы в последнее время видим все больше книг с названиями наподобие: "Перед лицом горя: Как помочь своим родным справиться с проблемами, связанными со смертью, умиранием и прочими утратами" или "Руководство по избавлению от скорби".
Эта последняя книга рекомендуется к покупке интернет-магазином Amazon: "Как специалист по облегчению скорби могу сказать, что в работе со своими подопечными я пользуюсь этой и только этой книгой. Она просто замечательная!" - гласит один отзыв. "Непременно включите этот текст в свой арсенал инструментов для борьбы с горем!" - говорится в другом. Одним словом, вы понимаете: наше горе стало состоянием излечимым. Мы можем легко восстановиться. Мы можем оставить его в прошлом.
Но мой опыт подсказывает, что возможность распрощаться с горем - это для человека скорбящего всего лишь очень привлекательная фантазия. Это все выдумки, что мы можем любить, терять, страдать, а потом просто сделать что-то, в результате чего наше горе уйдет навсегда. Нам хочется верить, что мы можем добиться избавления от скорби, потому что она способна застать нас врасплох и выбить из колеи даже через много лет после тяжелой утраты".
Хоть и отношусь я к психоаналитикам скептически, но книгу прилежно дочитала.
Еще раз порадовалась своему окружению, друзьям, которым можно облить слезами жилетку.
А автору книги все же сделаю комплимент, за честность.
Психоаналитики - прежде всего люди, далеко не всегда способные найти нужные слова: "Да, слишком много пациентов, с которыми мне довелось встречаться во времена своей молодости, уже покинули этот мир, но иногда, как это бывает в моменты пробуждения ото сна, ловлю себя на том, что тянусь к ним, чтобы сказать несколько не нашедшихся тогда нужных слов".
Не будьте одиноки и пусть в вашей жизни будет меньше скорби.
P.S. Книга предоставлена издательством ЭКСМО.
Читайте также:
Остров в глубинах моря Без ума от шторма О "Шифропанках" О чем молчат француженки "Дикая" - о лечении души километрами Еще немного об Италии Элизабет Гилберт Мотивационное, для стремящихся в Герои Цитирую книгу Регины Бретт "Будь чудом" - часть 1 Цитирую книгу Регины Бретт "Будь чудом" - часть 2 "Завтра я иду убивать" Ишмаэль Бих Как разрушаются мифы