Успенская церковь в Кондопоге

Oct 01, 2014 09:02

Странно все же формируют некоторые туристические компании программы туров. Предложить размещение в Кондопоге, показать Дворец культуры целлюлозо-бумажного комбината, колокола-карильоны, а настоящую жемчужину города оставить за бортом. Я об Успенской церкви - одном из важнейших памятников деревянного зодчества нашего севера.
Вот как им, этим компаниям, после этого доверять составление программы?






Оно и к лучшему, конечно, лично для меня. Без неизбежной суеты, создаваемой пассажирами туристических автобусов, тихо и спокойно, мы смогли рассмотреть старинные деревянные стены Успенской церкви. Это при условии "читаем и готовимся к поездке" даже если отправляемся в как бы тур. А если полагаться только на компетентность и ответственность организаторов поездки, то действительно нужного и интересного именно для себя можно не досчитаться. Я - брюзга и не жалую организованный туризм. Облегчила душу в очередной раз, теперь можно рассказывать о деревянных чудесах.

Итак, мы - это я и трое моих новых знакомых из Тулы. Надо, надо ехать в город оружия и пряников. Когда-нибудь. Пока компания загрузилась в местное такси и отправилась смотреть Успенскую церковь. Искать ее следует на окраине Кондопоги, в конце узкого залива Онежского озера Чупа-губы, у самой воды. Трубы целлюлозо-бумажного комбината, жилые районы города кажутся далекими и малозначительными.

На лавке у входа на территорию церкви сидят местные мальчишки. Им лет по 10-11, не больше. Троица веселится, раздает друг другу щелбаны. При виде нас становятся серьезными. Не просто так они здесь сидят, торгуют клубникой. Северное лето короткое, но позволяет поспеть клубнике. Откровение для меня. Ребятки, обязательно к вам вернемся, вот только церковь посмотрим.

Погода портится. Солнце и до того вело себя скромно, теперь же совсем исчезло. Монотонное небо, свинцовая гладь Онежского озера и на их фоне в абсолютной гармонии стоит церковь. Вот она, теснейшая связь архитектуры и окружающего пейзажа, картина, поражающая своей завершенностью.

Чем ближе подходишь к церкви, тем отчетливее осознаешь ее размеры. Успенская церковь самая высокая из всех сохранившихся деревянных церквей. Здание высотой 42 метра возвели на скалистом полуострове, в самой высокой его точке. Храм «взлетает»! Величественное сооружение лишено украшений и излишних деталей. Никаких украшений, способных отвлечь внимание от восприятия целостного образа - силуэта церкви и раскинувшегося вширь пространства. Как говорится, "Где просто - там ангелов со сто, где мудрено - там ни одного".

От крошечного причала неподалеку от церкви, оставив удочку, в нашу сторону направляется пожилой мужчина. Владимир сегодня дежурит в церкви. Почему бы не порыбачить пока нет посетителей? Мог бы просто собрать деньги (Успенская церковь - филиал Кондопожского городского краеведческого музея), да провести в церковь. Но этим наше общение не ограничилось. Проявленный нами интерес закончился своеобразной экскурсией.




Успенская церковь построена в 1774 году, на том месте, где «исстари была церковь». Да не единожды. В то время в России наступил расцвет каменной архитектуры, а деревянное зодчество наоборот доживало последние дни. Неспокойными они были. Войска подавили крестьянское восстание в Кижах (1769 - 1771 годы), в котором участвовали и жители Кондопоги. Через четыре года после Кижского восстания на «средства и тщанием» прихожан, как памятник погибшим крестьянам, возвели над Онегой Успенскую церковь - стройную и аскетичную, в лучших традициях народного деревянного зодчества.

К освящению церкви написали иконы и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. В ХХ веке список будет проткнут штыком, позднее отправится на реставрацию, да так и не вернется в родной храм. Пока так. Рассказывает об этом Владимир. Говорит, что атеист. Были времена колесил по России, дальнобойщиком. Тула? Бывал у вас. Краснодар? Тоже доезжал, доводилось. Овощи возил. Теперь рассказывает нам об истории Успенской церкви. Такие жизненные метаморфозы. Но я отвлеклась.




Успенскую церковь с просторов озера видно издалека. Давно, когда города в этих местах не было, церковь видели путники, плывущие по озеру, задолго до прибытия на местную пристань: через Кондопогу в Петрозаводск везли железную руду, а в Петербург доставляли мрамор для строительства.

В XIX веке на средства прихожан рядом с Успенской церковью возвели деревянную колокольню и зимнюю церковь во имя Рождества. В двадцатые годы XX века Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря осмотрела Успенскую церковь и поставила под охрану как памятник архитектуры. Возможно, это стало спасением храма от разрушения. Двум другим сооружениям повезло меньше. Колокольню разобрали в 30-е годы, зимний храм существовал до 1960 года. Сегодня их можно увидеть только на фото. А Успенская церковь стоит. Реставрировалась трижды и если внимательно присмотреться к стенам, то можно заметить фрагменты-вставки. Ей и сейчас реставрация нужна. Время неумолимо.




Трубы Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината.




Острова.




Останавливаемся у одинокого креста - на существовавшем здесь когда-то погосте время сохранило единственный крест, на могиле земского врача Н.А. Трошкова, умершего в 1883 году.




Поднимаясь по высокому деревянному крыльцу, вспоминаю русские фильмы-сказки. "Снегурочку", например. В детстве деревянные строения казались мне диковинными. У нас ведь на юге все не так. А северянам странными могут казаться хаты-мазанки из глины, привычные когда-то для наших кубанских станиц, но тоже уходящие в прошлое.




Через небольшие сени попадаем в просторную и светлую трапезную с резными скамьями по бокам и двумя опорными столбами. Владимир говорит о языческих корнях этих столбов. Их очертания напоминают людей с напряжёнными под тяжестью потолка мышцами. Говорят, изображение женщины-богини с поднятыми вверх руками встречалось при археологических раскопках древних поселений славян. Похожи столбы на обереги. Наш добровольный экскурсовод обращает внимание на окраску столбов. Не привычными нам химическими составами покрыты столбы, натуральными красителями на основе черники, болотной охры, песка, глины. В трапезной собирались прихожане - не только с религиозными целями, но и мирские дела порешать.




Живописный потолок «Небо» словно купол в деревянном храме.
Росписи выполняли на отдельных иконных щитах и уже готовыми их собирали в потолки конусообразной формы.




«Небо» Успенской церкви - единственное в своём роде в действующей церкви. В центральном медальоне композиции "Божественная литургия" - образ «Христос Великий Архиерей». Вокруг Христа - херувимы с серафимами и ангелы, движущиеся по кругу с запада на восток.




По словам Владимира, вместо зияющей пустоты здесь когда-то находилась особо почитаемая святыня храма - Тихвинская икона Божией Матери, проткнутая штыком и до сих пор не возвратившаяся в храм.




Обращаем внимание на замок - ему, ветерану, 240 лет.
Бревнам, ставшим полом, в два раза больше 500: деревьям к моменту сруба около 250 лет, и 240 лет истории в стенах храма.




Советское время для Успенской церкви было трудным. В 1928 году священник Успенского храма, отец Иоанн Лядинский вел службы в зимней Троицкой церкви. Было ему тогда 50 лет. Вместе с матушкой Анфисой Петровной вырастили они шестерых детей. В 1929 году церковь закрыли, дом, все имущество и корову у семьи священника отобрали, самого отца Иоанна отправили на лесозаготовки, а в 1937 году, уже больного, расстреляли. Говорят, что местный колхоз использовал здание храма для сушки зерна.




Старинные фотографии. Только на них теперь можно увидеть Успенский погост периода начала ХХ века.




Середина ХХ века.




Что еще сказать об Успенской церкви?
Бревна. К ним нужно прикоснуться.
Старые, терпеливые, теплые. Пусть фрагментарно они заменены на новые, но все таки.
Бревна эти прекрасны.

Мы говорим "построили", возвели", "соорудили", а ведь применительно к деревянным строениям правильнее употреблять слово "рубить". Главным орудием русского плотника был топор и его разновидности. Топорами мастера делали все  - от рубки деревьев и вязки срубов до изготовления резных украшений. В карельском зодчестве в ход шли сосны, растущие на возвышениях, плотные и прочные, с маленьким количеством сучков, в особый период, когда сокодвижение остановлено. Опытные мастера искали в лесах подходящие бревна, их рубили, а весной сплавляли по рекам и озерам к местам строительства. Топорами мастера могли придать дереву идеальную гладкость.

В дело шли прежде всего бревна средним диаметром 25-40 сантиметров. Гораздо реже диаметр доходил до 60-80 сантиметров - как раз такие стали нижними венцами Успенской церкви в Кондопоге.

Любезный наш провожатый открыл потайную дверь и показал мне основание храма.
Успенская церковь надо мной.
И эти бревна, вот они какие.




Стена Успенского храма, обращенная к Онежскому озеру.
Истрепанная дождями и ветрами.







В 1990 году храм возвратили Русской Православной Церкви. Летом в воскресные и праздничные дни в Успенской церкви проходят богослужения, а 28 августа торжественно празднуют Успения Пресвятой Богородицы.
Говорят, по договоренности в храме проводят обряды и крещения.







Мы покидаем Успенскую церковь.
Обмениваемся на ходу впечатлениями и радостью - как же хорошо, что мы здесь побывали. Я бы еще так сказала.
Если ехать в Карелию, то как раз ради таких мест как Успенский храм в Кондопоге.
Но пора уезжать. И не забыть купить у детишек клубнику, мы ведь обещали.

О Карелии:
Маршруты Карелии и о повороте в сторону поездок по России
Петрозаводск галопом
Несколько дней в Кондопоге
Водопад Кивач
Край благодатного света
Случайный город на пути - Сортавала
В ресторане "Карельская горница"
Карельские калитки
Карельские обереги
Карельское лето
Успенская церковь в Кондопоге
В горном парке "Рускеала"
Понять Кижи
Клубника северная, карельская
Северный отпуск

Дальние дороги, Кондопога, Карелия, Россия

Previous post Next post
Up