Годы и Фильмы: 1965-й год

Jul 23, 2020 15:30


Лучшим фильмом мирового кинематографа 1965-го года по версии FilmGourmand'а признана киноэпопея Сергея Бондарчука "Война и Мир".





Строго говоря, в различных изданиях и на различных сайтах можно найти различные годы выпуска этого фильма. И все они будут отчасти верными. Поскольку 4 серии этой киноэпопеи выходили в течение 1965-1967 годов. Но, поскольку премьера 1-й серии киноэпопеи - "Андрей Болконский" - произошла на Московском международном кинофестивале в июле 1965 года, мы решили считать годом выходы этого фильма именно 65-й год. Так что, в эти июльские дни можно смело отмечать 55-летний юбилей одного из величайших произведений советского кинематографа.



Определённую роль в появлении этого фильма сыграл Голливуд. Дело в том, что в 1956 году американский кинорежиссёр Кинг Видор снял свою версию романа Льва Толстого с несравненной Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой. Фильм с огромным успехом прошёл по экранам всего мира. И даже в СССР в 1959 году собрал у экранов более 31 миллиона кинозрителей. А в 1961 году, после того, как первым человеком в космосе стал советский космонавт Юрий Гагарин, после того, как на XXII-м съезде КПСС Никита Хрущёв объявил, что к 1980-му году будет построен коммунизм, кинематографическое руководство решило, что негоже отставать от американцев. Что следуя провозглашённому Хрущёвым лозунгу "Догоним и перегоним Америку", следует сделать фильм, по всем параметрам превосходящий американскую версию. Тем более, что в 1962 году должно было исполниться 150 лет Бородинской битве и победе над Наполеоном.



Решить-то кинематографическое руководство решило, но хватило ума понять, что к 150-летию Бородинской битвы снять фильм, который превзойдёт американскую версию, не получится. Это всё-таки не коммунизм за 20 лет построить. Поэтому отметить юбилей Бородинской битвы было поручено Эльдару Рязанову, и он блестяще справился с этой задачей, сняв великолепную "Гусарскую балладу". А к экранизации великого романа Льва Толстого решено было отнестись максимально серьёзно. И в первую очередь - определиться с "мотором", т.е. режиссёром будущего фильма.



На роль режиссёра будущего фильма всерьёз претендовал один из столпов советского кино и один из создателей Союза кинематографистов СССР - Иван Александрович Пырьев. К началу 60-х годов на счету Пырьева было 16 фильмов. Большая часть из этой фильмографии была посвящена воспеванию мудрости правления Сталина. Достаточно вспомнить фильм "Кубанские казаки", который удивил даже самого Сталина изображением блестящих достижений социалистического сельского хозяйства. Естественно, что верноподданническое, если не сказать, сервильное, творчество Пырьева было должным образом вознаграждено: он был удостоен шести Сталинских премий, трёх орденов Ленина и кучи других регалий и званий.



Правда, со смертью любимого вождя воспевать стало некого, и Пырьев резко переключился на русскую классику, в частности, Ф.М.Достоевского, сняв очень хороший фильм "Идиот" и "Белые ночи". И на этом основании он считал себя самой достойной кандидатурой на роль режиссёра фильма по главному произведению русской классической литературы.



Но времена всё-таки уже изменились по сравнению с теми, когда он получал свои ордена и премии. Екатерина Фурцева, незадолго до этого занявшая пост Министра культуры СССР, ещё не набравшая достаточного политического "веса", чтобы прямо отказать Пырьеву, решила устроить что-то вроде творческого конкурса. В конкуренты 60-летнему Пырьеву был определён 40-летний Сергей Бондарчук, на счету у которого к тому времени был только один фильм - "Судьба человека". Короче, "сопляк", по меркам мэтра советского кинематографа.



Пырьев то ли счёл такое состязание оскорбительным для себя, то ли понял, что время его прошло, и ему ничего не светит, но кандидатуру свою снял. И Екатерина Фурцева получила искомый результат: Бондарчук автоматически был признан победителем. Фурцева прекрасно понимала свою ответственность за это кадровое решение, а потому весь процесс создания фильма держала под своим контролем. Но не просто контролировала, а помогала решать административно-хозяйственные вопросы, например, добилась выделения Министерством сельского хозяйства 900 лошадей нужных мастей и т.п. А иногда и попросту вмешивалась в творческий процесс. Так, например, именно по её настоянию роль Андрея Болконского была поручена Вячеслава Тихонову. Сам Бондарчук собирался снимать в этой роли Иннокентия Смоктуновского.



А Пырьев, хоть сам отказался от состязания, Бондарчуку своего поражения не простил и позже отомстил: используя свои связи, добился того, что режиссёрский гонорар в полном объеме Бондарчук получил только за 1-ю серию. За остальные серии ему выплачивалась только половина причитающегося гонорара. Поступок настоящего коммуниста,  воспевателя сталинских порядков и любителя домогаться чужих жён. Из-за этого Бондарчук и Пырьев не здоровались до конца жизни.



Весной 1962-го года сценарий фильма был утверждён в Министерстве культуры СССР, осенью того же года начались съемки картины, продолжавшиеся в общей сложности 5 лет. Существует огромное количество материалов в различных изданиях, как печатных, так и электронных, описывающих различные аспекты производства этого фильма. Мы не будем заниматься пересказом этих материалов. Мы хотим только проанализировать, была ли достигнута поставленная цель "догнать и перегнать Америку". Пусть, не везде и не во всём, а только в кинематографе. Пусть, не во всём кинематографе, а только применительно к экранизации величайшего произведения Льва Толстого.



Итак, фильм Сергея Бондарчука (1-я серия "Андрей Болконский") был представлен на Московском международном кинофестивале, где был удостоен Большого приза (вместе с венгерским фильмом "Двадцать часов" режиссёра Золтана Фабри). Ну, это понятно. Но в 1969-м году, после того, как всему миру были явлены все 4 серии киноэпопеи, "Война и мир" была награждена американским Золотым Глобусом в номинации Лучший фильм на иностранном языке. И это, несмотря на то, что среди номинантов были фильм "Стыд" Ингмара Бергмана и "Украденные поцелуи" Франсуа Трюффо. А вскоре после этого фильм "Война и мир" получил премию Оскар как Лучший фильм на иностранном языке. Хотя и здесь имела место конкуренция со стороны всё тех же "Украденных поцелуев", а также фильма Милоша Формана "Бал пожарных", считавшегося фаворитом. Кроме того, фильм произвёл фурор на Каннском международном кинофестивале, где был представлен во внеконкурсном показе. Вообще-то, на этом фестивале ждали фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублёв". Но коммунистическое руководство в последний момент передумало посылать фильм Тарковского в Канны и в порядке компенсации отправило фильм Бондарчука. Но вне конкурса.



Фильм Кинга Видора тоже в своё время получил Золотой Глобус. И, что характерно, тоже в номинации Лучший фильм на иностранном языке. К некоторому сожалению, в отечественном прокате этот фильм шёл в дублированном варианте. Причём, дубляж был осуществлён нашими великолепными актёрами Марией Виноградовой, Марком Бернесом, Игорем Кирилловым, Владимиром Дружниковым и другими. А так бы хотелось послушать, как Одри Хепбёрн, Генри Фонда или Мел Феррер исполняют свои роли на русском языке. Впрочем, этот фильм номинировался на Золотой Глобус и как Лучший фильм на английском языке, но уступил эту номинацию фильму "Вокруг света за 80 дней" Майкла Андерсона. На премию Оскар фильм получил 3 номинации, но не в категории Лучший фильм. Да и те ни одной не выиграл.



Что касается зрительских оценок, то даже по оценкам одних только американских зрителей, выставленных на IMDB, фильм Бондарчука выигрывает у фильма Видора со счётом 8,2:6,6. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но в одной из публикаций содержится информация, что "Кинг Видор при встрече с Сергеем Бондарчуком извинился перед ним за свой фильм". Если это так, то это делает честь американскому режиссёру.



Что касается оценок профессиональных кинокритиков, то мы, как обычно, обратились в первую очередь, к мнению гуру американской кинокритики Роджера Эберта. В своей рецензии на фильм Бондарчука от июня 1969 года он писал: "По сравнению со многими другими, русская версия «Войны и мира» является великолепно уникальным фильмом. ... «Война и мир» - наивысшая эпопея всех времен. Трудно представить, что когда-либо снова произойдёт такое стечение обстоятельств, которое позволит сделать более захватывающий, и - да - великолепный фильм. ... Возможно, этот величайший из эпосов станет одним из последних, приведя эпическую форму к своему окончательному утверждению и одновременно снабдив эпитафией....Невозможно не сравнить «Войну и мир» с « Унесенными ветром». Что мы и сделаем. Полагаю, это два величайших эпических фильма. Оба имеют дело с самыми важными войнами из истории своих стран. В обоих фильмах герои и героини руководствуются идеалами, значащими больше, чем жизнь. Оба фильма романтичны и славны. Но, честно говоря, я думаю, что «Война и мир» должен быть признан как лучший фильм. «Война и мир» намного умнее, вкуснее и полнее, чем «Унесенные ветром»." Заметим, что американская версия "Войны и мира" Кинга Видора отдельно не упоминается, а просто включается в состав "многих других версий".



В рецензии Роджера Эберта есть ещё один пассаж, который привлёк наше внимание: "К настоящему времени статистические данные о «Войне и мире» хорошо известны, но простите меня, если я все равно буду повторять их с определенной радостью: фильм был снят в течение пяти лет, и его стоимость составляла 100 000 000 долларов, а актерский состав - 120 000 человек, все одеты в подлинные формы, и Красная Армия была мобилизована, чтобы воссоздать сражения Наполеона точно (как утверждается), как они произошли." Опять же заметим, что рецензия написана в 1969 году, и, значит, инфляция не при чём.



Этот пассаж привлёк наше внимание потому, что вот эти две цифры - 100 миллионов долларов и 120 тысяч статистов - кочуют из одной статьи в другую. Причём, вот что любопытно. Все статьи (рецензии, аналитические материалы и т.п.) можно разделить на две группы. Одна - это те материалы, которые написаны, что называется, "непосредственными участниками событий", т.е., участниками либо свидетелями съемок фильма или вообще его создания. Так вот в этих материалах эти колоссальные цифры отсутствуют. И есть другая группа материалов - написанные по принципу ОБС - "одна баба сказала". Вот в этих материалах главным образом и муссируются 100 миллионов долларов и 120 тысяч статистов. Мы, естественно, захотели узнать, что же послужило первоисточником этих данных.



Не нашли мы ни в одной из статей, откуда же были взяты эти цифры. В лучшем случае, делалась ссылка на запись в книге рекордов Гиннеса. Но ведь в эту книгу кто-то должен быть направить эту информацию. Обратились к Википедии. И тут обнаружили очень любопытные вещи. В англоязычной Википедии приводятся следующие данные: "Budget - 8,291,712 Soviet rubles (US$9.2 million); Box office - 58,000,000 Soviet rubles (USSR estimate). То есть, бюджет 4-х серийного фильма, общей продолжительностью более 7 часов - 9,2 миллиона долларов. Достаточно значительный, но не экстраординарный. Напомним, что бюджет фильма " Дерсу Узала" продолжительностью 2 часа 16 минут, правда, снятого 10-ю годами позже, составил 4 миллиона долларов. А бюджет фильма Кинга Видора, снятого 10-ю годами ранее и имевшего продолжительность 3 часа 28 минут, составлял 6 миллионов долларов. Как бы то ни было, всё вполне сопоставимые цифры. Но это английская Википедия.



А вот что показывает русская Википедия:



Но мы решили пройти по ссылке, указанной в Википедии. И вот что там нашли:



То есть, опять всё те же 9,2 миллионов долларов. Более того, на сайте IMDB имеется некий комментарий к информации о бюджете картины Бондарчука: "фильм ошибочно считают самым дорогим фильмом в истории. Также утверждается, что в нем работала самая большая армия статистов. Оба утверждения неверны. В то время как советское заявление, что оно стоило 100 миллионов долларов (в терминах 1967 года), часто повторялось в американской прессе после выхода фильма в США, протоколы Государственного комитета по кинематографии СССР от 25.8.1965 показывают, что его утвержденный бюджет составлял 8,5 миллиона рублей, из которых 2,51 млн должны были быть выплачены военным за их услуги. Финансовые отчеты производителей устанавливают, что их общие расходы на «Войну и мир» после ее завершения в августе 1967 года составили 8 291 712 рублей. Несмотря на огромную сумму в советском выражении, по современному обменному курсу она равнялась 9 213 013 долл. США.... Кроме того, известное утверждение о том, что в воссоздании Бородинской битвы участвовало 120 000 солдат, было опровергнуто самим режиссером Бондарчуком, который сказал National Geographic, когда об этом спросили (Питер Т. Уайт, «Мир Толстого», июнь 1986 г.): «Это преувеличение, все, что у меня было - это 12 тысяч статистов».



Конечно, мы вполне могли бы допустить, что миф о 100 миллионах и 120 тысячах статистов был запущен американскими кинематографистами, уязвлёнными успехом картины Сергея Бондарчука. Собственно говоря, именно такая уязвлённость сквозит в рецензии Рэйчел Сольц из The New York Times, написанной через 40 лет после выхода фильма Бондарчука: "Деньги, рабочая сила и явная наглость, которые пошли на съемку этой «Войны и мира», безусловно, впечатляют."



Но, во-первых, прямая ссылка IMDB на "советское заявление о 100 миллионах долларах", а, во-вторых, некрасивое поведение русской Википедии, позволяют придти к выводу об отечественном происхождении мифа об экстраординарных затратах на создание киноэпопеи. И тогда ничего другого не остаётся, как предположить, что источник мифа находился где-то в около-Пырьевских кругах. Ведь злопамятность и мстительность этого "гиганта советской кинематографии" были общеизвестны. Особенно актрисам. Отказавшим сталинисту-ловеласу в домогательствах.



Особенно печально, что в процесс тиражирования мифов об экстраординарных расходах на "Войну и мир" встроились вполне уважаемые киноэксперты, например, Сергей Кудрявцев, написавший в своей рецензии, что "гигантская массовка в 120 тысяч солдат, упомянутая в книге рекордов Гиннеса, практически обошлась бесплатно для "Мосфильма"". И это на фоне того, что даже зарубежным специалистам было известно, что из общего бюджета картины более 2,5 миллионов рублей, т.е., почти треть, были выплачены именно Министерству обороны. Как-то сразу возникают сомнения в добросовестности и профессионализме таких экспертов.



Кто-то, возможно, скажет: "Да какая разница, 9 миллионов, 100 миллионов?!" Поясню. Я посмотрел этот фильм ещё будучи школьником, где-то в конце 60-х - начале 70-х. Фильм мне очень понравился. Ну, может, один недостаток я для себя отметил: староваты мне показались Олег Ефремов и Сергей Бондарчук для ролей Долохова и Безухова. Как-то не верилось, что такие солидные дяденьки способны напоить медведя и привязать его к городовому. Но, по большому счёту, это не такой уж большой недостаток. Мы же столько фильмов знаем, где молодых героев и героинь играют актёры предпенсионного возраста. Зато в фильме такие замечательные Вертинская и Лановой, Шуранова и Кторов, Стржельчик и Захава! Да разве всех перечислишь, в фильме же 300 актёров были заняты.



И вот, имея такие впечатления от фильма, мне очень часто доводилось общаться со знатоками и экспертами кино, утверждавшими, что Оскар фильму Бондарчука присудили исключительно за батальные сцены, что, якобы, американцы даже такую специальную номинацию ввели, исключительно под этот фильм. А батальные сцены, якобы, получились потому, что в распоряжении Бондарчука была вся Советская Армия (и весь бюджет СССР), и вообще солдат просто переодели в старинную форму, засняли учения и вставили в фильм. Конечно, тогда, в 70-х, интернетов не было, доступа к зарубежной информации у простых смертных тоже. Возразить было нечего. А так хотелось выяснить истину! Вот, спустя много лет, появилось время и возможности сделать это. Восстановить, так сказать, справедливость.



В общей сложности все 4 серии фильма посмотрели 135 миллионов советских кинозрителей. При этом первую серию посмотрели 58 миллионов, а последнюю - меньше 20 миллионов. Из этого многие недоброжелатели Бондарчука делали различные нелицеприятные выводы, вплоть до угасания режиссёрского таланта буквально на глазах. Но ведь и роман Толстого дочитали до конца далеко не все, кто начал его читать. Так что, на мой взгляд, такая динамика зрительского интереса, напротив, показывает, что фильм не скатился до чистой "развлекухи".



Современные кинозрители не менее высоко оценили киноэпопею Сергея Бондарчука. 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, а 35% оценили фильм высшим баллом - "десяткой".



С учетом изложенного выше рейтинг фильма "Война и мир" Сергея Бондарчука по версии FilmGourmand'а составил 9,495, благодаря чему он занял 86-е место в Золотой Тысяче.



Кроме фильма "Война и мир" в "десятку" лучших фильмов мирового кино 1965 года по версии FilmGourmand'а вошли следующие фильмы:

- Магазин на площади. Режиссёры Ян Кадар, Эльмар Клос, Чехословакия. Рейтинг фильма - 9,241; 118-е место в Золотой Тысяче.



- Красная борода. Режиссёр Акира Куросава, Япония. Рейтинг фильма - 9,185; 127-е место в Золотой Тысяче.



- Операция Ы и другие приключения Шурика. Режиссёр Леонид Гайдай, СССР. Рейтинг фильма - 8,709; 241-е место в Золотой Тысяче.



- Звуки музыки. Режиссёр Роберт Уайз, США. Рейтинг фильма - 8,305; 403-е место в Золотой Тысяче.



- Любовные похождения блондинки. Режиссёр Милош Форман, Чехословакия. Рейтинг фильма - 8,292; 411-е место в Золотой Тысяче.

- Отвращение. Режиссёр Роман Полански, Великобритания. Рейтинг фильма - 8,288; 414-е место в Золотой Тысяче.



- На несколько долларов больше. Режиссёр Серджио Леоне, Италия. Рейтинг фильма - 8,258; 437-е место в Золотой Тысяче.

- Кулаки в кармане. Режиссёр Марко Беллоккьо, Италия. Рейтинг фильма - 8,196; 472-е место в Золотой Тысяче.



- Джульетта и духи. Режиссёр Федерико Феллини, Италия. Рейтинг фильма - 8,187; 485-е место в Золотой Тысяче.

10 наиболее "киногеничных"*, на наш взгляд, событий 1965-го года:

- Первый выход в открытый космос. Советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос с борта космического корабля «Восход-2». В течение 12 минут советский космонавт совершал "прогулку" по открытому космосу, находясь за пределами космического корабля.

- Индонезийская резня. В Индонезии в связи с неудачной попыткой группы прокоммунистически настроенных офицеров свергнуть президента страны Сукарно началась резня коммунистов. В течение 2-х лет было вырезано от 78 тысяч до одного миллиона человек. Ещё 2 миллиона человек были заключены в концлагеря.

- Битва в долине Йа-Дранг. В долине реки Дранг (Вьетнам) состоялась одна из самых кровопролитных битв между армиями США и Южного Вьетнама, с одной стороны, и Северного Вьетнама, с другой стороны.

- Попытка государственного переворота в Болгарии. Группа высших партийно-государственных и военных руководителей попыталась свергнуть лидера страны Тодора Живкова с целью установления режима, подобного маоистскому режиму в Китае. Попытка была пресечена органами госбезопасности.

- Первая демонстрация против войны во Вьетнаме. Первый марш «Студенты за демократическое общество» против войны во Вьетнаме собрал 25000 протестующих в Вашингтоне, округ Колумбия. 32-летний квакер Норман Моррисон в знак протеста против Вьетнамской войны осуществил акт самосожжения напротив здания Пентагона.

- Конец "убийств на болотах". В Манчестере, Великобритания, были арестованы Иэн Брэйди и Майра Хиндли, за два года до этого изнасиловавшие и убившие пятерых детей в возрасте от 10 до 17 лет.

- "Индо-пакистанский инцидент". В целях возвращения отторгнутой ранее территории штата Джамму и Кашмир Пакистан начал осуществление диверсионной операции "Гибралтар". В ответ на операцию "Гибралтар" индийская армия вторглась на территорию Пакистана с целью уничтожения лагерей подготовки диверсантов. В течение месяца продолжались боевые действия, в ходе которых погибло более 5 тысяч человек с обеих сторон. Индия безвозвратно потеряла 80 танков, ещё 48 были подбиты, но возвращены в строй. Около 300 пакистанских танков было подбито в ходе войны, включая около 200 недавно полученных из США.

- Американское вторжение в Доминикану. В связи с началом гражданской войны в Доминиканской Республике американские дипломаты приняли решение об эвакуации 3500 американских граждан, находившихся в Доминикане. Для осуществления эвакуационных мероприятий в условиях боевых действий были привлечены силы ВМФ и ВВС США. Однако президент США Линдон Джонсон, опасаясь повторения в Доминикане "кубинских событий", санкционировал трансформацию эвакуационных операций в крупномасштабную военную интервенцию.

- Убийство Сильвии Лайкенс. В Индианаполисе, штат Индиана, США была найдена убитой после 3 месяцев пыток 16-летняя Сильвия Лайкенс. Пытки и убийство осуществила домохозяйка Гертруда Банишевски, которой оставили свою дочь родители Сильвии на время отсутствия.

- Митинг гласности. В Москве на Пушкинской площади диссидентами и сочувствующими был проведён митинг с требованиями обеспечить гласность судебного процесса по делу Андрея Синявского и Юлия Даниэля. В митинге приняли участие около 200 человек. Через несколько минут после начала митинг был разогнан сотрудниками КГБ. 20 участников были задержаны. Митинг стал первой публичной сугубо политической демонстрацией в послевоенном СССР.

Кроме того, родилась Гун Ли.

*-Под "киногеничными" в настоящем контексте мы подразумеваем события, которые либо уже нашли свое отражение в мировом кинематографе, либо вполне заслуживают того, чтобы стать основой сюжета будущего фильма.

Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand'а показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

история, экранизация, классика советского кино, премия оскар, кино

Previous post Next post
Up