День рождения Романа Полански

Aug 18, 2020 18:13


18 августа 1933 года в Париже, в семье скульптора Мойзеша Либлинга, польского еврея, и его жены Булы Катц, еврейки из России, родился мальчик, которого назвали Раймунд (во французской версии - Роман) Тьерри. Первые четыре года своей жизни Раймунд Тьерри вместе со своей семьёй провёл в Париже. В 1937 году семья Либлингов перебралась в польский Краков. Точнее сказать, вернулась, поскольку Мойзеш Либлинг уехал из Кракова в Париж незадолго до появления Романа на свет.



Роман Полански во время интервью. 2000 год.



Муки ада, которые претерпела семья Либлингов в годы нацистской оккупации Польши, заслуживают отдельной публикации и частично описаны в величайшем кинопроизведении Романа Полански - фильме " Пианист". Достаточно сказать, что родители будущего режиссёра и его сестра Анета были помещены в разные концлагеря. Мама Романа погибла в концлагере, отцу и сестре удалось выжить, но все они надолго потеряли друг друга. Самого Романа спасла польская женщина, католичка, выдав его за своего сына. Но и несмотря на это в памяти Романа осели детские воспоминания, как нацисты использовали его в качестве мишени.



Пианист. 2002. Рейтинг фильма - 11,483; 2-е место в Золотой Тысяче.

Вскоре после окончания Второй Мировой войны Роман и Мойзеш Либлинги нашли друг друга. Правда, к этому времени Мойзеш Либлинг сменил имя на Рышард Полански. Соответственно, сын тоже стал Полански. 12-летний Роман по рекомендации отца пошёл учиться в техническую школу и параллельно начал активно участвовать в работе детского телевидения. Благодаря участию в радиопостановках Роман Полански попал на глаза молодому польскому режиссёру Анджею Вайде, который пригласил Романа сняться в его дебютном фильме "Поколение" (1954), а потом дал направление на учёбу в Киношколе в Лодзи, которую незадолго до этого Вайда закончил сам.



Роман Полански в фильме "Поколение". 1954. Режиссёр фильма Анджей Вайда.

За время учёбы в киношколе Роман Полански снял несколько весьма успешных короткометражных фильмов, одни из которых - «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. В 1962 году, через три года после окончания киношколы, которая к тому времени стала именоваться Высшей Государственной школой кинематографа, телевидения и театра имени Леона Шиллера, Роман Полански снял свой первый полнометражный фильм - " Нож в воде". Эта работа привела в ярость тогдашнее руководство социалистической Польши. Говорят, тогдашний лидер Польши, ярый сталинист и ярый антисемит, Владислав Гомулка запустил в экран пепельницей при просмотре этого фильма. Как следствие, фильм был запрещён к показу в Польше. Ну, и в СССР, естественно, тоже.



Нож в воде.

Однако, в западных странах фильм "Нож в воде" был принят "на ура". И тогда Роман Полански уехал в свой родной город - в Париж. Во Франции Роману Полански довелось поучаствовать в производстве фильма-альманаха "Самые прекрасные мошенничества в мире" в качестве режиссёра одной из новелл. Даже из коротенькой киноновеллы "Амстердам" Романа Полански в финальной версии были вырезаны некоторые сцены (Полански счёл это проявлением ксенофобии), но зато на съемках он смог познакомиться со сценаристом Жераром Брашем и тогда ещё совсем молоденькой, 21-летней Катрин Денёв, которая в том же году снималась в знаменитых "Шербурских зонтиках". Плодом сотрудничества этого трио стал фильм " Отвращение", правда, снятый в 1965 году в Великобритании.



Отвращение. 1965. Рейтинг фильма - 8,214; 473-е место в Золотой Тысяче.

В 1968 году на съёмках фильма "Бал вампиров" Роман Полански познакомился с американской кинозвездой Шэрон Тейт. Следствием брака с Шэрон Тейт стал переезд Полански в США, где очень быстро молодому выходцу из социалистической Польши были поручены съемки фильма " Ребёнок Розмари". Успех этого фильма для Романа Полански был омрачён страшной трагедией: в 1969 году его беременная жена и четверо её друзей были зверски растерзаны членами т.н. "Семьи Мэнсона". (До сих пор помню, какое было лицо у нашей учительницы английского языка, когда она пересказывала нам эту новость, почерпнутую из иностранных газет.)



Ребёнок Розмари. 1968. Рейтинг фильма - 8,513; 318-е место в Золотой Тысяче.

После трагедии Роман Полански на несколько лет уехал в Европу и практически не занимался режиссурой. Но в 1973-м году он вернулся в США, чтобы снимать "Китайский квартал". Однако, через несколько лет Полански вынужден был снова покинуть США. Вернее, не вынужден, а предпочёл бегство тюремному заключению, поскольку был обвинён в изнасиловании несовершеннолетней. (Если честно, то когда я читал протоколы свидетельских показаний Саманты Гейли, у меня складывалось ощущение, что несовершеннолетней она была только по возрасту. По сексуальному опыту она, как минимум, не уступала Полански.)



Китайский квартал. 1974. Рейтинг фильма - 9,423; 94-е место в Золотой Тысяче.

К настоящему моменту фильмография Романа Полански включает 22 полнометражных художественных кинофильма, не считая новелл в альманахах и короткометражных фильмов. 4 картины из этих фильмов вошли в Золотую Тысячу, в том числе «Пианист», «Китайский квартал», «Ребёнок Розмари», «Отвращение». Благодаря этому показателю Роман Полански включён в список 100 величайших режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом.



Роман Полански в своем фильме "Китайский квартал".

холокост, Кино, польша, великие режиссёры, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up