19 августа 1968 года на экраны советских кинотеатров вышли первые две серии, а спустя две недели вышли и последние две серии четырехсерийного фильма "Щит и меч". Режиссёр Владимир Басов.
После того, как президент России сообщил, что именно этот фильм вдохновил его стать профессиональным разведчиком, немедленно появились сотни, если не тысячи статей во всевозможных СМИ, печатных и электронных, восхваляющих этот фильм. Причём, во всех этих публикациях содержалась практически одна и та же инфа: что прототипом героя Станислава Любшина стал советский разведчик Александр Святогоров, как и почему на роль Генри Шварцкопфа был выбран Олег Янковский, что фильм снимался в Калининграде, Берлине, Дрездене, Кракове и т.д. и т.п. Словом, всё то, что уже написано в Википедии. А также тот факт, что фильм стал лидером советского проката 1968 года - первые две серии посмотрели более 68 миллионов советских кинозрителей.
А между тем, сразу по выходу картины на экраны в её адрес было выпущено немало критических стрел. Кого-то не устраивала фантастичность сюжета: как это, в сердце Берлина, чуть ли не под носом у Гитлера действует советский разведчик? Кто-то отмечал разные технические шероховатости, типа неправильно пошитых фашистских мундиров. И так далее, и тому подобное. Это я сейчас понимаю, что многих тогдашних партийных идеологов бесило, во-первых, то, что немцы в фильме больно умные. А некоторые немцы - тот же Генри Шварцкопф - ещё и человечные. Но самое главное - как это может быть, чтобы Родина начиналась с "весенней запевки скворца"? Не с любви к родной коммунистической партии, а "с картинки в твоём букваре"?
Соответственно, никаких госпремий и фестивальных призов фильм не снискал. Хотя народной любовью пользовался, да ещё какой: в первые недели фильм посмотрели, как уже было сказано, 68 миллионов кинозрителей, или 28% населения, включая младенцев. До сих пор помню, как мы, тогдашние 10-12-летние мальчишки ходили по несколько раз на фильм и ждали выхода очередных серий. А, посмотрев фильм до конца, распевали "Прожектор шарит осторожно по пригорку". И в своих мальчишеских разговорах про девчонок иногда к месту, чаще не к месту, норовили ввернуть, как тогда говорили, "с понтом дела", фразу "Худые ключицы фройляйн Ангелики меня совершенно не интересуют".
Что касается зарубежной кинокритики, то в ней об этом фильме ноль упоминаний. Что, впрочем, неудивительно: если верить Кинопоиску, то фильм демонстрировался в кинотеатрах только в СССР. А если взять данные IMDB, то только в СССР и в Венгрии. Что касается проката в США и иже с ними, то тут всё понятно: советский фильм, да ещё про роль СССР в победе над фашистской Германией не может быть допущен на экран. Тем более, что главный герой фильма оказывается причастным к срыву сепаратных переговоров между нацистской Германией и США.
Но как объяснить отсутствие афиш этого фильма в кинотеатрах стран тогдашнего соцлагеря? Тем более, что в создании фильма принимали участие кинематографисты ГДР и Польши. Скорее всего, объясняется это тем, что в этих странах фильм демонстрировался как телесериал. Ведь с чего-то IMDB записал его в телесериалы. Вторым возможным объяснением отсутствия сведений о демонстрации этого фильма в кинотеатрах соцстран является то, что выход картины на экраны совпал с чехословацкими событиями 68-го года. То есть, как бы не в то время случился этот фильм.
Что касается отсутствия отзывов на фильм Владимира Басова "Щит и меч" со стороны зарубежных кинокритиков, то они либо не видели, либо, скажем так, оказались "немотивированными", чтобы что-либо писать про фильм, который в одной из крупнейших кинодержав мира посмотрели 28% населения. (Для сравнения: в том же 1968-м году на экраны кинотеатров США вышел шедевр
Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". Этот фильм за первый год посмотрели 43 миллиона американских кинозрителей, или около 22% населения США. Попробуйте подсчитать количество рецензий на этот фильм в русскоязычной прессе!) Эти обстоятельства позволяют усомниться если не в профессионализме зарубежных кинокритиков, то уж, как минимум, в независимости их суждений.
Но как только из
книги "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным", написанной в 2000-м году, стало известно, что именно благодаря этому фильму он захотел стать разведчиком, "Щит и меч" стал объектом пристальных исследований различных политологов-культуролов и прочих. Правда, о результатах своих исследований они в открытых источниках не сообщают. Хотя удалось найти упоминание об этом фильме в книге Розалинд Марш, профессора-слависта Батского университета (графство Сомерсет, Англия) "Literature, History and Identity in Post-Soviet Russia, 1991-2006". В этом исследовании она пишет, правда, объединяя "Щит и меч" с "Семнадцатью мгновениями весны", что советские кинематографисты задались целью создания советского Джеймса Бонда. Как говорится, где Белов/Вайс с Исаевым/Штирлицем, а где Джеймс Бонд?
Впрочем, какая-то зацепка в рассуждениях Розалинд Марш имеется. Дело в том, что первоначальный вариант романа Вадима Кожевникова "Щит и меч" предполагал, что за основу образа Александра Белова будет взят легендарный советский разведчик Рудольф Абель. Даже имя главного героя - А.Белов - должно было ассоциироваться с фамилией Абель. Но Абель категорически отверг предложение о сотрудничестве, мотивируя этот отказ именно тем, что уж слишком Белов похож на Бонда. И тогда перед Кожевниковым, Басовым и Любшиным была поставлена задача создать образ советского разведчика, максимально отличающийся от Агента 007. На мой взгляд, получилось. Или не так? Но, как бы то ни было, за эту роль Станислав Любшин был признан читателями журнала "Советский Экран" лучшим актёром 1968-го года.
Что касается оценок фильма современными кинозрителями, то здесь картина такая: 80% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, а каждый второй пользователь оценил фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя рейтинг фильма "Щит и меч" по
версии FilmGourmand'а составил 8,149, благодаря чему он занимает 536-е место в
Золотой Тысяче.