Старому ружью - 45 лет

Aug 22, 2020 22:43


22 августа 1975 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм Робера Энрико "Старое ружьё".





В основу сценария фильма положены события, произошедшие во французской деревне Орадур-сюр-Глан 10 июня 1944-го года.



Сразу отметим, что фильм "Старое ружьё" практически не снискал сколько-нибудь значительного фестивального успеха. Да, были 9 номинаций на французскую премию Сезар, из которых были выиграны три, в том числе, самая главная - как Лучшему фильму. Но, не будем забывать, что это - "домашняя" премия. А за пределами Франции фильм, а точнее, исполнитель главной роли в нём - Филипп Нуаре - получил итальянскую премию Давид ди Донателло за Лучшую главную мужскую роль. И всё.



Несмотря на то, что по мнению одного из авторитетнейших российских кинокритиков Сергея Кудрявцева,

"Эта французская лента вышла к 30-летию окончания второй мировой войны и пользовалась широким признанием критиков и зрителей",

я особо "широкого признания у критиков" не обнаружил. Например, во Франции этот фильм посмотрели примерно 3,4 миллиона человек, что-то около 6,5% населения. Нельзя сказать, что мало, но "широким признанием зрителей" это вряд ли можно назвать.



А что касается признания у критиков, то, например, французский кинокритик Жереми Галле написал в своей рецензии:

"Этот художественный фильм -  своего рода оправдание превышения необходимой самообороны - основан на отвратительных аргументах: Дандье (главный герой фильма - FG) использует те же методы, что и его враги, вплоть до того, что похищает у них огнемет, чтобы принести в жертву главаря этих убийц. Таким образом, ставки войны явно вызваны привилегией катарсической диаграммы, где хороший француз избавляется от плохого немца, а реальная цель картины состоит в том, чтобы пригладить, успокоить "чистую совесть" страны, официальное правительство которое сотрудничало с плохими немцами. В этом фильме буквально всё подчинено эмоциям, которые вторгаются во все, определяют каждый жест, каждый кадр, каждое слово, создавая своего рода адский слезоточивый шантаж."



На сайте Rotten Tomatoes ни единой положительной рецензии. А Деннис Шварц, которого можно назвать "агрегатором" рецензий, поскольку он как бы обобщает отзывы большого числа рецензентов, так написал об этом фильме:

"Несмотря на то, что фильм является классикой Франции, чьи воспоминания об оккупации преследуют и наполнены такими неприятностями, фильм не воспринимается теми, кто не в теме. К тому же, длинные флэшбеки добавили затянутости и непоследовательности, от которых фильм не мог оправиться и снова встать на ноги."



Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов даёт своё объяснение неоднозначному восприятию фильма:

"Фильм стал предметом полемики в первую очередь в самой Франции, где, к слову, вызвал и заметный зрительский резонанс: подход кинематографистов не всем показался бесспорным с этической точки зрения. ... Вместе с тем участь Жюльена (главного героя картины - FG) в известном смысле олицетворяет судьбу всей страны, слишком быстро (и, чего греха таить, позорно) капитулировавшей перед Третьим рейхом - и отнюдь не проявившей монолитность в отношении нацистов впоследствии. Были герои Сопротивления, были сторонники гитлеровцев, но ведь подавляющее большинство населения - заняло выжидательную позицию, втайне надеясь, что беды и лишения, выпавшие на долю других народов, прежде всего на долю народа советского, обойдут их стороной."



В Советском Союзе фильм вышел на экраны в 1977 году, когда я был студентом. Фильм меня потряс. Да и не только меня. Можно смело утверждать, что, как принято говорить, "фильм стал заметным явлением культурной жизни страны". И, наверное, можно понять Денниса Шварца, который говорит, что "фильм не воспринимается теми, кто не в теме." И, значит, наоборот, воспринимается теми, кто в теме. Как советские люди.



Помню, что на семинаре по философии, когда мы проходили тему "Экзистенциализм", кто-то из сокурсников привел этот фильм в качестве примера экзистенциалистского произведения. Кто-то не согласился. В итоге всю "пару" обсуждали только этот фильм. Ни к какому общему согласию не пришли, и я до сих пор не знаю, представляет ли этот фильм философское течение, именуемое "экзистенциализмом", или нет, но фильм запомнился и полюбился на всю оставшуюся жизнь. И ещё - в этом фильме я впервые увидел Роми Шнайдер.



И вот в отношении Роми Шнайдер я целиком и полностью согласен с Сергеем Кудрявцевым, который пишет:

"истинным наслаждением является возможность любоваться вместе с главным персонажем этой восхитительной женщиной. Роми Шнайдер, увы, обойдённая вниманием французских киноакадемиков, поистине великолепна в роли жены, полна очарования и на редкость открыта, можно сказать, распахнута вовне - навстречу жизни, излучая радостный свет, щедро даря улыбки и смотря на мир весёлыми, искрящимися глазами. Её лицо просто озарено любовью - к мужу и дочери, к той счастливой довоенной поре, когда всё казалось преисполненным удивительного покоя и умиротворения....А в эпизоде расправы перед нами - абсолютно другой человек....именно этот крупный план невинной жертвы, не отводящей своего лица от творящегося вокруг ада, ни за что не исчезнет из памяти и может быть единственным моральным искуплением как для главного героя «Старого ружья», так и для зрителей, способных понять и простить ему безжалостную месть, в осуществлении которой человеку следует прежде всего опасаться собственного расчеловечивания."



Возможно, не всем это известно, но родители этой замечательной Актрисы были близки к нацистскому режиму. И потому и сама роль, и, в частности, эпизод с огнеметом стали для Роми Шнайдер одновременно и нравственным подвигом, и душевной травмой. Позже она признавалась, что не играла своего персонажа, а была им. Кстати, в Западной Германии, кинематографисты которой участвовали в создании фильма, картина демонстрировалась без эпизода с огнемётом.



Оценка фильма современными кинозрителями достаточно высока: 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 25% (каждый четвёртый) отметили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Робера Энрико "Старое ружьё" по версии FilmGourmand'а составил 7,818, благодаря чему он занял 963-е место в Золотой Тысяче.



франция, французское кино, массовая резня, нацистская оккупация, кино

Previous post Next post
Up