24 мая 2002 года на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма
Романа Полански "Пианист".
В школьные годы, когда я учился в классе 5-6-м, у нас бешеной популярностью пользовалась песня "Портрет работы Пабло Пикассо". На всех школьных вечерах звучало "Опять мне снится сон, Один и тот же сон..." Кто хочет вспомнить эту песню - можно посмотреть этот
клип. Честно говоря, мы тогда не задумывались об авторстве этой песни и её первом исполнителе. Гораздо позже я узнал, что первым исполнителем этой песни была звезда польской эстрады Ирена Сантор. Оригинальное исполнение этой песни
здесь. И лишь в пожилом возрасте я узнал, что автор этой песни - Владислав Шпильман. Тот самый, о котором снят фильм "Пианист" Романа Полански.
Литературной основой сценария фильма "Пианист" послужили
мемуары Владислава Шпильмана, обработанные Ежи Вальдорффом и опубликованные в Польше в 1946-м году в виде книги "Гибель города". С самими мемуарами композитора можно ознакомиться здесь - Роман Полански обратился к мемуарам Владислава Шпильмана не случайно: ему самому пришлось пережить во время войны многое из того, что выпало на долю Шпильмана. Возможно, именно поэтому
Анджей Вайда, который намеревался экранизировать воспоминания Шпильмана, уступил это право Роману Полански.
Жюри вышеупомянутого Каннского кинофестиваля под председательством Дэвида Линча присудило фильму Романа Полански Золотую Пальмовую Ветвь. В том же 2002 году фильм "Пианист" и его режиссёр претендовал на премию Европейской киноакадемии в номинациях Лучший европейский фильм и Лучший европейский режиссёр, но в обеих номинациях уступил фильму "Поговори с ней"
Педро Альмодовара.
В 2003 году продолжилось триумфальное шествие "Пианиста" по фестивальным площадкам мира. Правда, сначала фильм Романа Полански потерпел относительную неудачу в борьбе за Золотой Глобус. Голливудская ассоциация иностранной прессы предпочла этому фильму картину Стивена Долдри "Часы". В компании относительных неудачников вместе с "Пианистом" оказались, в частности, "Банды Нью-Йорка"
Мартина Скорсезе и "Властелин Колец: Две Башни"
Питера Джексона. Зато Американская киноакадемия номинировала "Пианиста" в 7 категориях и признала его победителем в 3-х из них, в том числе в номинации Лучший режиссёр. Золотую статуэтку на торжественной церемонии Роман Полански по естественным причинам (судебное преследование) получить не мог. Это сделал его друг Харрисон Форд, который позже привёз эту награду в Европу. А вот номинацию Лучший фильм "Пианист" уступил мюзиклу "Чикаго" Мартина Ричардса. И снова фильм Полански оказался в компании с "Бандами Нью-Йорка" и "Властелином Колец: Две Башни", а также с упомянутым выше фильмом "Часы".
В том же 2003 году "Пианист" получил 7 номинаций на британскую премию БАФТА и победил в двух из них, причём, самых важных - Лучший фильм и Лучший режиссёр. Затем "Пианист" получил 10 номинаций на французскую премию Сезар и победил в семи из них, включая важнейшие: Лучший фильм и Лучший режиссёр. Любопытно, что "Пианист" стал первым в истории этой награды фильмом, в котором ни единого слова не произнесено на французском языке. Затем фильм Романа Полански получил от Итальянской киноакадемии премию Давид ди Донателло как Лучший иностранный фильм, опередив в споре за эту награду упомянутые фильмы "Чикаго", "Часы", а также картину Педро Альмодовара "Поговори с ней". И ещё в 2003 году "Пианист" получил испанскую премию "Гойя" в номинации лучший европейский фильм. Само собой разумеется, что Польская киноакадемия номинировала фильм Романа Полански в 13 категориях и в 10-ти из них, включая важнейшие, присудила победу.
В 2004 году победы "Пианиста" продолжились. Японская киноакадемия присудила ему свою премию в номинации Лучший иностранный фильм, отдав ему своё предпочтение по сравнению всё с теми же "Часами", "Чикаго" и "Властелином Колец: Две Башни". Жюри российского кинофестиваля "Золотой Орёл" присудило картине Романа Полански свою премию, предпочтя "Пианиста" фильмам "Догвиль"
Ларса фон Триера и "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера.
Что касается отзывов профессиональных кинокритиков, то подавляющее их большинство носило благожелательный, хотя и не стопроцентно восторженный характер. Например, Роджер Эберт оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х возможных. В своей
рецензии Эберт отметил, что этот фильм -
"не триллер, и в нем нет соблазна вызвать тревогу или сантименты; это - свидетельство пианиста о том, что он видел и что с ним случилось. То, что он выжил, не было победой, поскольку все, кого он любил, погибли."
Кроме того, Эберт обратил внимание на тот факт, что
"автобиография Владислава Шпильмана, опубликованная вскоре после войны, была запрещена коммунистическими властями, потому что она не соответствовала линии партии (евреи какие-то неправильные, а немец был добрым). Лишь благодаря переизданию в 1990-х годах, эти мемуары попали на глаза Полански и привели к созданию этого фильма, в котором режиссёр отказывается превратить выживание Шпильмана в триумф и записывает его в первую очередь просто как историю свидетеля, который был там, видел и помнил."
Кстати, "добрый немец" - гауптман Вильгельм Хозенфельд, помогавший Владиславу Шпильману, умер в советском лагере для военнопленных в 1952 году.
Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли так же оценил фильм тремя с половиной звёздами из 4-х и в своей
рецензии написал:
"Объединение «Пианиста» со всеми остальными рассказами о Холокосте, показанными на экране, оказывает большую медвежью услугу этому мощному, убедительному фильму. Этот фильм, снятый без привкуса мелодрамы, представляет собой твердый и решительный взгляд на бедственное положение евреев в Варшаве в те годы, когда Польша была оккупирована нацистами. Для режиссера Романа Полански это самый эффективный фильм за почти три десятилетия. Ни разу с 1974 года, с момента создания "Китайского квартала", Полански не достигал таких высот."
Да и сам Роман Полански считает "Пианиста" своим лучшим и самым любимым фильмом.
Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев оценил фильм "Пианист" 8,5 баллами по 10-балльной системе, что можно считать проявлением солидарности с оценками Эберта и Берардинелли. В своей
рецензии Кудрявцев отметил:
"Кому-то данная лента Романа Полянского кажется холодной и бесстрастной, хотя эти определения несправедливы. Скорее можно сказать, что его картина настолько объективна, насколько способен быть несубъективным человек, лично испытавший ужасы войны и Холокоста. Причём это касается не только главного героя, польского музыканта Владислава Шпильмана, который чудом сумел выжить в страшную эпоху и умер в возрасте 88 лет накануне съёмок «Пианиста» на основе его мемуаров. Ведь и Роман Полянский - пожалуй, первый из режиссёров мирового уровня, который только на исходе седьмого десятка своей жизни решил обратиться к тому, что знал отнюдь не понаслышке и пережил, как говорится, на собственной шкуре....Остаться жильцом на этом свете подчас трудно и почти невыполнимо, если бы человеком не владела иная миссия, заключающаяся для него в творчестве. Этим человек и жив. Так что Роман Полянский сделал фильм не об «искусстве выживания», а о выживании благодаря искусству. В конце концов, и его самого судьба чудесным образом хранила ради того, чтобы максимально реализовался этот талант в сфере кино."
Оценка фильма Романа Полански "Пианист" кинозрителями характеризуется следующими цифрами. Во-первых, при совокупных расходах на производство и маркетинг картины в 45 миллионов долларов её бокс офис превысил 120 миллионов долларов. Свои "пять копеек", а точнее 178 606 долларов внёс в эти сборы и российский кинопрокат. Ну конечно! Это же не "Блондинка в шоколаде", собравшая в России в 8 с лишним раз больше, чем "Пианист"! Браво российскому кинопрокату!
Во-вторых, 83% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму Романа Полански оценки от 8 до 10. А 25% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного рейтинг фильма Романа Полански "Пианист" по
версии FilmGourmand'а составил 11,483, и благодаря этому он занял 2-е место в
Золотой Тысяче. В создании фильма принимали участие 16 кинокомпаний, представляющих 5 стран. Но главная роль среди этих компаний выпала на долю французской кинокомпании R.P. Productions, на основе чего принято решение об отнесении фильма "Пианист" к произведениям французского кинематографа.
Французский кинематограф представлен в Золотой Тысяче 74-мя фильмами. 2-е место "Пианиста" Романа Полански является самым высоким для французских фильмов, что позволяет считать его лучшим фильмом французского кинематографа.