Годовщина Звуков музыки

Mar 02, 2021 00:44


2 марта 1965 года в Нью-Йоркском кинотеатре "Риволи" состоялась премьера музыкального байопика "Звуки музыки". Режиссёр фильма - Роберт Уайз.





Фильм представляет собой перенесённый на киноплёнку одноимённый мюзикл, с большим успехом шедший на сценических площадках Бродвея, начиная с 1959 года.



Литературной основой мюзикла послужили мемуары Марии Августы фон Трапп (в девичестве - Кучера), опубликованные в 1949 году под названием «Семья певцов фон Трапп».



Пользуясь "правом первой ночи", первым на фильм, буквально на следующий день после его нью-йоркской премьеры, отозвался кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер. Его рецензия была наполнена обычными для него едкими и саркастичными замечаниями, типа:

"Выглядящий таким же красивым и фальшивым, как альпийский гид из витрины магазина, мистер Пламмер играет парня с тяжёлой челюстью и негнущейся спиной с мастерством манекена." Или: "Мисс Эндрюс играет няню, ещё более сахариновую, чем Мэри Поппинс".



Ну, и так далее в том же духе.

Впрочем, не только Кроузер негативно отзывался о фильме. Целый ряд других, менее известных кинокритиков, не менее жестко хулили фильм, наполняя свои рецензии сентенциями, типа:

"Мы превращаемся в эмоциональных и эстетических идиотов, когда слышим сами себя, напевающих, вслед за фильмом, его тошнотворные и пафосные песни." (Полин Кейл, The New Yorker magazine).

Более того, даже исполнитель одной из главных ролей - Кристофер Пламмер - стыдился этого фильма, называя его "Звуки слизи". Возможно, этот негативизм объяснялся тем, что Пламмер для исполнения роли специально научился играть на гитаре и самостоятельно исполнил все вокальные партии, но в итоге его исполнение было заменено исполнением другого, более профессионального в вокальном плане артиста.



Однако, зрители оказались глухи к увещеваниям критиков, кучкующихся вокруг рупора Демократической партии США. В первый год демонстрации в американских кинотеатрах фильм посмотрели более 142 миллионов человек. То есть более 73% населения! А ещё 30 миллионов британских кинозрителей посмотрели этот фильм. Опять же, более 55% населения Великобритании.



Имея бюджет в 8,2 миллиона долларов, фильм по всему миру собрал более 286 миллионов долларов, т.е., почти в 35 раз больше, чем стоил сам своим создателям.



Так же, как и кинозрители, для которых, собственно, и делаются фильмы, американские киноакадемики не сошлись в оценке фильма с американскими кинокритиками. Фильм получил 10 номинаций на премию Оскар, из которых получил 5, в том числе важнейшие: как Лучший фильм и за Лучшую режиссуру. Кроме того, "Звуки музыки" получили Золотой Глобус как Лучший фильм.



Уже в наши дни известный американский кинокритик Джеймс Берардинелли, признающийся в том, что в оценке фильма солидаризируется с Босли Кроузером, Полин Кейл и иже с ними, пытается объяснить причину столь глубокого расхождения во мнениях между критиками, с одной стороны, и кинозрителями, с другой. В своей рецензии он пишет:

""Звуки музыки" представляли собой Бастион возвышенной безмятежности во время социальных потрясений. Выпущенный через 18 месяцев после убийства Кеннеди и в разгар беспорядков вокруг гражданских прав, он предлагал эскапизм в его чистейшей форме."

Иными словами, американский народ, по мнению Берардинелли, и через полтора года после убийства президента продолжал пребывать в таком взволнованном состоянии, что без транквиллизаторов в виде мюзиклов "кушать не мог".



А может, всё дело совсем в другом? Может, всё дело в том, что фильм "Звуки музыки" имеет ярко выраженный антинацистский характер, который наносит душевные раны некоторым американским критикам, которые в этом не решаются признаться? Может, дело ещё и в том, что, как известно, задолго до "Звуков музыки" Роберт Уайз хотел снять фильм по роману Ричарда МакКены "Песчаная галька" (другое название - "Канонерка"). Но все кинокомпании США отказывали ему в финансировании, понимая, что получится фильм "о подлой дипломатии канонерок - и не Третьего рейха, а родных США". И лишь 20th Century Fox, которую "Звуки Музыки" спасли от банкротства, в знак признательности предоставила Уайзу необходимые для съемок финансовые средства. Уайз был настолько поглощён работой над "Песчаной галькой", что даже не приехал из Гонконга на вручение Оскара.



Справедливости ради надо заметить, что многие замечания кинокритиков, в основном, касающиеся исторических неточностей и прямых искажений фактов, абсолютно закономерны. Известно, что ряд претензий по поводу этих искажений авторам фильма предъявила сама Мария фон Трапп. Реальные дети фон Траппа также сообщали, что авторы фильма, во-первых, перепутали их имена, а, во-вторых, некоторые черты характера, присущие их отцу, приписали их мачехе и т.д. Всё это так. Но, во-первых, фильм, в конечно счёте, основан на мемуарах Марии фон Трапп, во-вторых, как объяснял сам Роберт Уайз, авторские права были выкуплены у Марии фон Трапп, и при заключении договора о приобретении авторских прав были согласованы права на "полную драматическую свободу", поскольку, как объяснял Уайз, он не собирался снимать «документальный или реалистичный фильм» о конкретной семье, а будет стремиться создать «прекрасный и трогательный фильм», которым они все (Траппы) могли бы гордиться. Так и вышло.



Что касается современной оценки зрителями этого фильма, то 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом сказанного фильм "Звуки музыки", по версии FilmGourmand'а, имеет рейтинг 8,394 и занимает 369-е место в Золотой Тысяче.



нацизм, американское кино, основано на реальных событиях, мюзикл, адаптация, кино

Previous post Next post
Up