День рождения Одри Хепбёрн

May 04, 2021 13:24


4 мая 1929 года в Брюсселе появилась на свет Одри Кэтлин Растон. Мама будущей кинозвезды, баронесса Элла ван Хеемстра, происходила из древнего голландского аристократического рода. До женитьбы с отцом Одри Элла ван Хеемстра была замужем за Хендриком ван Уффордом, имевшим титул йонкера, самого низкого в иерархии голландской аристократии. (В России этот титул трансформировался в понятие "юнкер".) В 1925 году Элла ван Хеемстра развелась с Уффордом, оставив себе двух сыновей это этого брака. Отец Одри, Джозеф Энтони Виктор Растон, финансовый работник, имел ирландские, австрийские и венгерские корни. До брака с Эллой ван Хеемстра был женат на голландке Корнелии Бишоп. Через некоторое время после женитьбы на Элле и рождения Одри по настоянию жены изменил свою фамилию на Растон-Хепбёрн, поскольку считал себя потомком Джеймса Хепбёрна, третьего мужа Марии Стюарт, королевы Шотландской.



Одри Хепбёрн в фильме "Римские каникулы". 1953. Режиссёр Уильям Уайлер. Рейтинг фильма - 8,368; 387-е место в Золотой Тысяче.



Родители Одри были симпатизантами Гитлера и нацистской Германии, поскольку считали неприемлемым засилье в финансовой сфере представителей еврейской национальности. Симпатия к гитлеровской Германии проявлялась в их активной деятельности по сбору средств для Британского союза фашистов. Однако, общность политических взглядов не помешала Джозефу Растону бросить семью, когда Одри было 6 лет. Позже Одри Хепбёрн вспоминала, что это было самым "травматичным" событием в её жизни, поскольку, как она говорила "у ребёнка должны быть и папа, и мама".



Сабрина. 1954. Режиссёр Билли Уайлдер.

Джозеф Растон переехал в Лондон и полностью сконцентрировался на финансовой работе в Британском союзе фашистов. Когда началась Вторая Мировая война, и сотрудничество с про-нацистскими организациями стало считаться преступлением в Великобритании, Джозеф Растон перебрался в Ирландию, и следы его затерялись. Одри в начале 60-х годов через Красный Крест разыскала отца в Дублине, где тот влачил довольно жалкое существование. До конца его жизни, наступившем в начале 80-х годов, Одри финансово поддерживала своего отца. А мама Элла ван Хеемстра, оставшись с тремя детьми, в 1937 году отправила Одри в частную школу в Восточном Кенте, в Англии. Правда, долго в Англии Одри учиться не пришлось. В 1939 году Великобритания объявила войну Германии, и мама забрала Одри в Голландию, поскольку надеялась, что Голландия, как и в Первую Мировую войну, сумеет остаться в стороне от войны, сохранив нейтралитет. Семья Одри поселилась в городе Арнеме, где жила бабушка и где 10-летняя Одри Растон начала учиться балету в Арнемской консерватории и очень быстро стала звездой своего класса.



История монахини. 1959. Режиссёр Фред Циннеман. Рейтинг фильма - 8,452; 395-е место в Золотой Тысяче.

Голландии не удалось остаться в стороне от всеевропейской бойни, развязанной нацистской Германией. Вторжение германских войск в Голландию, в ходе которого нацисты одинаково лихо уничтожали как евреев, так и вполне себе чистокровных голландцев, быстро лишило баронессу иллюзий относительно природы и целей нацизма. Тем более, что пострадала её семья. Муж сестры был казнен только на основании подозрений в связях с Сопротивлением, старший сын был угнан в Германию для работы в так называемых трудовых лагерях, младший сын был вынужден скрываться, чтобы избежать участи старшего брата. А 13-летняя Одри в свободное от учебных занятий время устраивала уличные танцевальные представления. Собранные в ходе этих представлений деньги передавала на нужды голландского Сопротивления. Кроме того, рискуя жизнью, она распространяла подпольные газеты и доставляла послания и еду сбитым летчикам союзников, скрывающимся в лесах. И, наконец, по её настоянию семья прятала у себя раненого лётчика союзных войск, сбитого в ходе Арнемской битвы.



Детский час. 1961. Режиссёр Уильям Уайлер. Рейтинг фильма - 7,917; 822-е место в Золотой Тысяче.

Вскоре после высадки союзных войск в Нормандии город Арнем, фактически оказавшийся на линии фронта, был почти полностью разрушен. А кроме того, гитлеровцы в ответ на действия голландского Сопротивления и забастовщиков заблокировали каналы снабжения города продовольствием. Очень часто в семье Одри не было никакой другой еды, кроме луковиц тюльпанов, которые использовались для выпечки хлеба. В результате недоедания у Одри развилась острая анемия, появились респираторные проблемы и отеки. По мнению многих, именно эти проблемы спровоцировали в зрелом возрасте онкологические проблемы у Одри Хепбёрн и её раннюю смерть на 64-м году жизни.



Завтрак у Тиффани. 1961. Режиссёр Блейк Эдвардс. Рейтинг фильма - 7,861; 908-е место в Золотой Тысяче.

По окончании войны старшие братья Одри смогли вернуться домой, и семья переехала в Амстердам, где Одри продолжила обучение балету в балетной студии, которая была создана Соней Гаскелл, знаменитой звездой дягилевских "Русских сезонов". Педагогом Одри Растон была русская балерина Ольга Тарасова.  Там же, в Амстердаме, Одри Растон впервые столкнулась с кинематографом, снявшись в 1948 году в эпизодической роли стюардессы в учебном фильме "Голландский язык за 7 уроков". В том же 1948 году Одри Растон получила приглашение от знаменитой английской "Танцевальной компании Рамбер" и переехала в Лондон. Однако вскоре Мари Рамбер, основательница и хозяйка Танцевальной компании, со свойственной ей прямотой сказала, что, несмотря на явный талант балерины, из-за высокого роста и, главное, слабого здоровья, обусловленного голодом в военные годы, примой-балериной Одри не стать. И тогда Одри Растон решила сосредоточиться на актёрстве. И тогда же свою фамилию Растон она сменила на Хепбёрн.



Шарада. 1963. Режиссёр Стенли Донен. Рейтинг фильма - 7,914; 830-е место в Золотой Тысяче.

Одри Хепбёрн начала брать частные уроки актёрского мастерства. Оплачивать эти уроки ей помогала мама, которая, разорившись из-за войны, стала работать поварихой и домработницей в богатых семьях. Одри Хепбёрн получила несколько эпизодических ролей в нескольких театрах Лондона, не гнушалась участием в массовых сценах. И в конце концов была зарегистрирована в качестве фриланс-актрисы в Ассоциированной британской кинокомпании. Это позволило ей получить в 1951-1952 годах несколько эпизодических, порой, безымянных, ролей в кино и на телевидении. Один из этих фильмов - "Монте-Карло" - снимался в Монте-Карло. Во время съемок в Монте-Карло Одри Хепбёрн попалась на глаза французской писательнице Сидони-Габриэль Колетт. В это время пьеса "Джиджи", основанная на романе Колетт, готовилась к постановке на Бродвее. Колетт настояла на том, чтобы главная роль была отдана Одри Хепбёрн. И оказалась совершенно права: газета The New York Times назвала Одри Хепбёрн "хитом спектакля", и она была награждена премией "Театральный мир", вручаемой за самый выдающийся дебют на Бродвее. Но самое главное, Одри Хепбёрн в этой роли увидел Уильям Уайлер, готовившийся снимать фильм " Римские каникулы". Роль принцессы Анны в этом фильме продюсеры предполагали предложить Элизабет Тейлор, но Уайлер убедил их изменить решение в пользу Одри Хепбёрн.



Моя прекрасная леди. 1964. Режиссёр Джордж Кьюкор. Рейтинг фильма - 9,487; 86-е место в Золотой Тысяче.

Роль в "Римских каникулах" стала первой главной ролью Одри Хепбёрн в полнометражном художественном кинофильме и сразу же принесла три самых престижных кинопремии: Оскар, Золотой Глобус и британскую премию БАФТА. Всего фильмография Одри Хепбёрн включает в себя 26 ролей в полнометражных художественных кинофильмах. 7 фильмов из этих 26-ти вошли в Золотую Тысячу, в том числе " Моя прекрасная леди" Джорджа Кьюкора, "Римские каникулы", " Как украсть миллион", " Детский час" (все три - Уильяма Уайлера), " История монахини" Фреда Циннемана, "Шарада" Стэнли Донена, " Завтрак у Тиффани" Блейка Эдвардса. Благодаря этому показателю и своей ослепительной красоте Одри Хепбёрн включена в список 100 самых красивых и сексуальных Актрис мирового кино, составленный FilmGourmand'ом, и занимает в нем первое место.



Как украсть миллион. 1966. Режиссёр Уильям Уайлер. Рейтинг фильма - 8,114; 574-е место в Золотой Тысяче.

Актёрский талант Одри Хепбёрн отмечен 26-ю кинонаградами, наиболее престижными из которых, помимо упомянутых выше наград за роль в "Римских каникулах", являются ещё один Золотой Глобус, ещё три британских премии БАФТА, три итальянских премии Давид ди Донателло, премия Сан-Себастьянского кинофестиваля.



Дождись темноты. 1967. Режиссёр Теренс Янг.

Об Одри Хепбёрн невозможно ни говорить, ни писать без душевного трепета. Подлинный, а не наносной аристократизм буквально светится во всех её ролях. В её жизни были голодное детство, расстрелы родственников, тяготы фашистской оккупации. А глаза её всегда наполнены теплотой сострадания и мудростью. В её профессиональной и общественной деятельности главная черта - самопожертвование. Самопожертвование во имя общего дела. Которое, по всей видимости, и привело к преждевременному концу. Самопожертвование без всякого выпячивания своей благотворительности и самолюбования. И как итог - великая, яркая, наполненная до краёв, и такая короткая жизнь! Великая Женщина! Великая Актриса! Как повелось, в честь дня рождения великой Актрисы хочу напомнить её поклонникам кадры из лучших фильмов с её участием.



Двое в пути. 1967. Режиссёр Стенли Донен.

кинозвезда, классика мирового кино, звезда мирового кино, знаменитости, кино

Previous post Next post
Up