День рождения "Истории монахини"

Jun 18, 2022 19:20


18 июня 1959 года в Нью-Йорке (США) состоялась премьера фильма Фреда Циннемана «История монахини (The Nun's Story)».





Фильм поставлен по одноименной книге американской писательницы Кэтрин Халм, которая, в свою очередь, основана на автобиографии бельгийской девушки Марии Луизы Хабетс. Кэтрин Халм работала директором лагеря Управления ООН по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA) в освобожденной Германии, помогая перемещенным лицам. Там она познакомилась с героиней своей будущей книги, бывшей монахиней Марией Луизой Хабетс. Книга Кэтрин Халм была опубликована в 1956 году и вскоре попала на глаза знаменитому актёру Гэри Куперу. А тот подсказал идею экранизировать эту книгу режиссёру Фреду Циннеману, поскольку его широко известный фильм " Поиск" тоже касался деятельности UNRRA.



Ингрид Бергман утверждала, что она была первой, кому была предложена роль Габриель ван дер Маль в фильме по книге Кэтрин Халм. Но ей в тот момент было уже 44 года, и она сама решила, что по возрасту не подходит для этой роли, и благородно предложила Циннеману кандидатуру Одри Хепбёрн. Возможно, и так. Но мне кажется более логичным предположить, что кандидатуру Одри Хепбёрн мог предложить Циннеману и сам Купер, поскольку как раз в это время вышел фильм "Любовь после полудня", где они образовали весьма симпатичный дуэт.



Любопытно, но изначально ни одна из кинокомпаний не выражала желания экранизировать книгу Кэтрин Халм. Общим мнением было, что "никто не захочет смотреть документальный фильм о том, как стать монахиней". Но как только стало известно, что главную роль будет играть Одри Хепбёрн, началась реальная конкуренция между кинокомпаниями за право снимать этот фильм.



Выбор на роль главной героини фильма Одри Хепбёрн имел весьма положительное и неожиданное значение для создания картины. Дело в том, что католическая церковь очень беспокоилась, что фильм может нанести ущерб репутации церкви. Особое беспокойство церкви доставляли слухи, что на главную мужскую роль предполагаются Жерар Филип, или Ив Монтан, или Питер Финч  - все известные сердцееды. Но известие о назначении на главную роль Одри Хепбёрн, известной своей добродетельностью, успокоило деятелей церкви.



Для лучшего проникновения в образ своей героини Одри Хепбёрн познакомилась с Марией Луизой Хабетс. Они стали настоящими подругами, поскольку обнаружили много общего в своих судьбах: обе родились в Бельгии, обе рано остались без отцов, обе потеряли братьев во время войны. Бывшая монахиня консультировала Одри во время её работы над ролью, а позже оказывала медицинскую помощь и фактически вернула ей здоровье и дееспособность после ее почти смертельного падения с лошади на съемочной площадке фильма «Непрощенная» 1960 года.



Съемки фильма осуществлялись на натуре в Риме, Брюгге, Кисангани, а также в реальном лепрозории в Конго. Когда съемочная группа впервые прибыла в лепрозорий, произошёл весьма курьёзный эпизод. Когда обитатели лепрозория - служащие и пациенты - увидели группу женщин в монашеских одеждах и курящих сигареты (Одри Хепбёрн, как обычно, пользовалась длинным и весьма заметным мундштуком), они оторопели. Фред Циннеман, дабы предотвратить возможное недоразумение, быстро объяснил: "Это американские монахини". Это объяснение всех успокоило. Как говорилось в одном известном фильме, "Это многое объясняет".



Условия пребывания съемочной группы в Конго были весьма тяжёлыми. Вследствие обезвоживания у Одри Хепбёрн началась почечнокаменная болезнь, из-за чего съемки пришлось отложить на некоторое время, пока Актриса не поправилась. Кроме бытовых условий сложными были и социально-политические условия. Команде Циннемана удалось вовремя завершить съемки в Конго и вернуться в Европу. Но как только они уехали из Африки, в Конго начались вооружённые столкновения, в ходе которых погибли некоторые участники съемок, привлечённые в качестве статистов.



Через месяц после премьеры фильм Фреда Циннемана «История монахини» принял участие в международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, где выиграл главный приз - Золотую Раковину. Кроме того, Одри Хепбёрн была признана Лучшей актрисой и получила премию Сулуэты. Кроме этой премии, Одри Хепбёрн за роль в этом фильме получила премию БАФТА Британской киноакадемии и премию Давид ди Донателло Итальянской киноакадемии. Таким образом, по количеству принесённых престижных кинонаград - 3 - роль в этом фильме сравнялась с ролью в фильме " Римские каникулы". Но в плане полученных Актрисой гонораров фильм "История монахини" в разы обогнал фильм "Римские каникулы". Если за "Римские каникулы" Хепбёрн получила гонорар 12500 долларов, то за роль в "Истории Монахини" её гонорар составил 250 тысяч долларов плюс 10% от сборов, составивших 12,8 миллионов долларов. Фильм оказал огромное влияние на судьбу Одри Хепбёрн. Именно под его влиянием впоследствии она посвятила много своего времени и усилий поддержке и продвижению Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), а в 1989 году она стала специальным послом ЮНИСЕФ в Африке, Азии, Центральной и Южной Америке.



В начале 1960-го года фильм Фреда Циннемана «История монахини» получил 5 номинаций на премию Золотой Глобус, но ни в одной номинации не победил. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - фильм "История монахини" и Фред Циннеман уступили, соответственно, картине " Бен-Гур" и её режиссёру Уильяму Уайлеру. Правда, Голливудская ассоциация иностранной прессы наградила фильм Фреда Циннемана «История монахини» специально для него придуманной премией "За выдающиеся заслуги". Примерно та же картина повторилась и в борьбе за премию Оскар. Фильм "История монахиня" получил от Американской киноакадемии 8 номинаций, но не выиграл ни в одной. Снова в важнейших номинациях путь к премиям фильму Фреда Циннемана перекрыл "Бен-Гур" Уильяма Уайлера.



Подавляющее большинство кинокритиков посвятили фильму хвалебные отзывы. В частности, вечно ехидный и язвительный кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в своей восторженной рецензии отметил:

"В блестящем синтезе идеи и изобразительных образов, который включает в себя потрясающие контрасты цвета, темпа действия и настроения, г-н Циннеманн заставил эту необычную драму описать параболу духовного подъема и спада, которая заканчивается странным поражением."



В СССР фильм не демонстрировался.



62% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Фреда Циннемана «История монахини» по версии FilmGourmand'а составил 8,352, что позволило ему занять 395-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, основано на реальных событиях, шедевры мирового кино, католическая церковь, байопик, кино

Previous post Next post
Up