5 октября 1961 года в Нью-Йорке прошла премьера фильма Блейка Эдвардса "Завтрак у Тиффани".
Фильм Блейка Эдвардса был поставлен по одноимённой повести Трумана Капоте, опубликованной в 1958 году. Однако, сценарий фильма довольно сильно отличается от сюжета книги. Наиболее значительные отличия: действие перенесено из начала 40-х годов в начало 60-х; финал фильма позволяет надеяться на хэппи-энд, в то время, как в финале повести главные герои расстаются.
Образу главного героя повести, а затем и фильма, Капоте придал свой собственный характер, за исключением одной важной детали: сам Капоте был геем. А в образе главной героини писатель объединил черты нескольких знакомых ему женщин, каждая из которых впоследствии утверждала, что Холли Голайтли списана именно с неё. Но больше всего в этом образе - от матери самого писателя. Вплоть до того, что даже настоящее имя главной героини повести - Луламей - очень похоже на имя матери Трумана - Лилли Мэй.
Поскольку, как было сказано, в образ главного героя Капоте вложил немало своих собственных черт, одно время он хотел сам сыграть эту роль. Но при условии, что роль Холли Голайтли будет исполнять
Мэрилин Монро. Но этому дуэту не суждено было сбыться. Дело в том, что на тот момент у Монро был контракт с кинокомпанией 20th Century-Fox, а права на экранизацию повести были выкуплены продюсерами кинокомпании Paramount. Конечно, при большом желании, компания Paramount могла бы компенсировать издержки, связанные с разрывом контракта Монро с 20th Century-Fox. Но такого желания не было. Причина в том, что незадолго до этого вышел фильм "Займёмся любовью", снятый во многом по инициативе Монро. И этот фильм оказался, мягко говоря, весьма слабым. Опять же, во многом благодаря Монро. В американском киномире заговорили о начале заката карьеры актрисы. Кто же будет в таких условиях рисковать?
Но всему миру была явлена другая версия причины, почему Мэрилин Монро не попала в фильм Блейка Эдвардса. Якобы, её театральный педагог отговорил её от этой роли, поскольку женщине высоких нравственных качеств негоже сниматься в ролях легкомысленных особ (ха-ха-ха). В итоге, Монро вместо "Завтрака у Тиффани" снялась в фильме Джона Хьюстона "Неприкаянные".
Роль Холли Голайтли была предложена другой актрисе -
Ширли МакЛейн. Но она отказалась, поскольку в тот момент была занята на съемках фильма "Две любви". После её отказа предложение было сделано ещё нескольким актрисам, в том числе Ким Новак ("Головокружение"
Альфреда Хичкока), Джин Сиберг ("
На последнем дыхании" Жан-Люка Годара). Но и они отказались. И тогда роль Голайтли была предложена Одри Хепбёрн. Чем Капоте был очень недоволен. Возможно, его самолюбие задевало то обстоятельство, что гонорар для этой великой актрисы был установлен в размере 750 тысяч долларов (эквивалент нынешних примерно 7 миллионов долларов), в то время как за продажу прав на экранизацию повести сам Капоте получил только 650 тысяч долларов.
Гонорар за роль в фильме "Завтрак у Тиффани" сделал Одри Хепбёрн самой высокооплачиваемой актрисой на тот момент. Но это совершенно понятно, поскольку к моменту начала работы над фильмом она, в своём 31-летнем возрасте, уже была обладательницей Оскара и Золотого Глобуса ("
Римские каникулы") и премии Давид ди Донателло ("
История монахини"). К тому же, для участия в съемках ей пришлось прилететь в Нью-Йорк из Швейцарии, где она тремя месяцами ранее родила своего первенца - Шона.
Недовольство Одри Хепбёрн вызывала не только у Капоте, но и ещё у одного руководителя кинокомпании. Вернее, не сама Хепбёрн, а песня "Moon River" в её исполнении. Эту песню композитор Генри Манчини написал специально для Хепбёрн. Зная о не самых выдающихся вокальных данных актрисы, он не стал усложнять мелодию песни. И вот из-за этой самой простоты этот руководитель, чьё имя затерялось в анналах истории, настаивал на том, чтобы вырезать эту "глупую песенку", по его словам, из финальной версии фильма. На что Хепбёрн заявила: "Только через мой труп!". И оказалась абсолютно права, поскольку именно эта самая песня принесла фильму один из двух завоеванных Оскаров. Какими же тупыми, оказывается, бывают некоторые руководители.
Но и второй из двух завоёванных Оскаров, можно сказать, был заслугой Одри Хепбёрн. Получил его опять же Генри Манчини за саундтрек к фильму в целом. Причём, впоследствии композитор признавался, что именно Хепбёрн вдохновляла его на создание музыки к этому фильму.
Роль Холли Голайтли принесла Одри Хепбёрн ещё одну награду Итальянской киноакадемии - Давид ди Донателло. А вот в США за эту роль Хепбёрн получила только номинации - на премию Оскар и на Золотой Глобус. Своего Оскара Американская киноакадемия решила присудить
Софи Лорен - за роль в фильме "
Чочара". А в споре за Золотой Глобус Голливудская ассоциация иностранной прессы признала первенство Розалинд Рассел за роль в фильме "Величие одного".
Сама картина "Завтрак у Тиффани" и её режиссёр какого-либо серьёзного фестивального успеха не имели. Он весь достался только Генри Манчини и Одри Хепбёрн. Российский кинокритик Евгений Нефёдов
объясняет этот относительный неуспех фильма тем, что "Блейку Эдвардсу и кинодраматургу Джорджу Экселроду не удалось передать во всех нюансах тонкость и горькую иронию литературного оригинала". Впрочем, сам же критик и объясняет, почему не удалось: "Труману Капоте, автору первоисточника, не оставалось ничего, кроме как смириться с неизбежным искажением его, скажем так, смелых наблюдений над характерами действующих лиц, начиная с самой Голайтли, на страницах романа - однозначно отнесённой к женщинам лёгкого поведения, успевшей сделать аборт, склонной к бисексуальности, балующейся марихуаной и беспробудно пьющей. Кодекс Хейса подобной откровенности не дозволял!"
И хотя всего перечисленного Евгением Нефёдовым в фильме не было, советский кинозритель без всякого кодекса Хейса был лишён возможности смотреть этот фильм. По крайней мере, до начала перестроечных времён.
У рядовых кинозрителей, что 60 лет назад, что сегодня, фильм Блейка Эдвардса "Завтрак у Тиффани" пользуется неизменным успехом. Достаточно сказать, что при бюджете в 2,5 миллиона долларов картина собрала в прокате 14 миллионов долларов. 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.
С учетом сказанного рейтинг фильма Блейка Эдвардса "Завтрак у Тиффани" по
версии FilmGourmand'а составил 7,862, что позволило ему занять 909-е место в
Золотой Тысяче.