На последнем дыхании

Mar 16, 2021 22:01


16 марта 1960 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм "На последнем дыхании", ставший первым полнометражным фильмом в кинорежиссёрской карьере Жан-Люка Годара.





В основу сюжета картины была положена газетная статья, которую прочитал Франсуа Трюффо, автор сценария картины. В статье рассказывалось о мелком воришке по имени Мишель Портейл и его американской подружке. В 1952 году Портейл украл машину, чтобы навестить свою больную мать в Гавре на севере Франции, но в итоге убил полицейского мотоциклиста.



28-летний Жан-Люк Годар, будучи дебютантом в полнометражном кино, пригласил для консультаций Жан-Пьера Мельвиля, который к тому времени слыл уже мэтром французского кино. Но обстоятельства сложились таким образом, что Мельвилю пришлось не только консультировать, но и сыграть одну из эпизодических ролей, которая изначально предназначалась для Роберто Росселлини.



По словам великого шансонье Шарля Азнавура, Франсуа Трюффо хотел, чтобы он, Азнавур, сыграл главную роль в фильме и организовал с этой целью встречу Годара и Азнавура. Но певец во время встречи отклонил это предложение и, в свою очередь, предложил кандидатуру Жан-Поля Бельмондо.



Что касается исполнительницы главной женской роли - Джин Сиберг, то Годар никогда не скрывал, что привлёк эту актрису в чисто коммерческих целях, поскольку незадолго до этого она приобрела большую популярность в Америке, сыграв в фильме "Здравствуй, грусть" Отто Преминджера. Чтобы создать комфортные условия для этой актрисы, Годар дал одну из эпизодических ролей в фильме её тогдашнему мужу, Франсуа Морёю.



Ещё одной причиной приглашения Джин Сиберг в картину была её готовность играть за весьма скромный гонорар. Хотя её гонорар примерно в 13,5 тысяч долларов стал самой значительной статьей бюджета картины. Для сравнения: годом раньше вышел фильм  "Танцуй со мной", в котором главную роль сыграла Брижит Бардо. Её гонорар составил 200 тысяч долларов.



Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо были уверены в провале картины. Но они ошиблись. Фильм имел успех буквально по всем показателям.



Во-первых, финансовый успех. Бюджет картины составил всего 400 тысяч французских франков, или 81,5 тысяч долларов (эквивалент нынешних 737 тысяч долларов). Но только в Северной Америке фильм собрал 363 тысячи долларов (Более 3,2 миллионов долларов сегодняшних). Трудно сказать, каков был кассовый сбор фильма у себя на родине: нет таких данных. Но известно, что в первый год демонстрации во французских кинотеатрах его посмотрели более 2,2 миллионов человек.



Во-вторых, безусловным успехом дебютанта можно считать присуждённого Жану-Люку Годару Серебряного Медведя Берлинского международного кинофестиваля. Фильм номинировался и на Золотого Медведя, но жюри под председательством американского комика Гарольда Ллойда отдало предпочтение испанской картине "Ласарильо из Тормеса". Кто-нибудь видел этот фильм? Поделитесь впечатлениями. Впрочем, компанию неудачников фильму Годара составил фильм " Пожнешь бурю" Стэнли Крамера. А российский кинокритик Сергей Кудрявцев, оценивший фильм максимально возможными 10-ю баллами, так прокомментировал этот казус:

"Но как бы извиняясь за подобную недооценку, уже на следующем западноберлинском киносмотре французскому режиссёру вручили «Золотого медведя» за менее значительную картину «Женщина есть женщина»."



В-третьих, подавляющее большинство кинокритиков дали фильму "На последнем дыхании" наивысшую оценку. Не только Сергей Кудрявцев оценил фильм по максимуму, но и Роджер Эберт, давший фильму максимальные 4 звезды и включивший его в свой список "Великих фильмов", назвал фильм Годара

"самым влиятельным кинодебютом со времён " Гражданина Кейна".



И, наконец, простые кинозрители высоко оценили фильм Годара, причем не только долларами и франками. Несмотря на сложность и экспериментальность фильма, 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10.



С учетом сказанного выше, рейтинг фильма по версии FilmGourmand'а составил 8,338, благодаря чему он занял 401-е место в Золотой Тысяче.



французская новая волна, классика мирового кино, французское кино, берлинский кинофестиваль, кино

Previous post Next post
Up