105-летие Мельвиля

Oct 20, 2022 00:01


20 октября 1917 года в Париже, в семье эльзасских евреев Артура и Берты Грюмбахов, родился четвёртый ребёнок - мальчик, которого назвали Жан-Пьер. Артур Грюмбах занимался оптовой торговлей одежды. Жан-Пьер был совсем маленьким, когда папа, с ним на руках зашёл в кафе, где кроме всего прочего показывали кино. Любовь к этому чуду, поразившая маленького Жан-Пьера Грюмбаха с первого взгляда, была настолько сильной, что родители уже на шестой день его рождения подарили ему кинокамеру Pathé-Baby. Малыш тут же начал снимать всё подряд, и в первую очередь, папу с мамой, сестру, брата (одна из сестёр умерла к тому времени в шестилетнем возрасте).



Жан-Пьер Мельвиль представляет на французском телевидении свой фильм "Самурай" (1967)



В лицее Жан-Пьер учился, что называется, "через пень колоду", поскольку все его мысли, как правило, были поглощены очередным просмотренным фильмом, как правило, американским. В 16 лет, после просмотра фильма Фрэнка Ллойда "Кавалькада", который, как он как-то признался, он посмотрел 100 раз, Жан-Пьер заявил, что будет кинорежиссёром. Однако, сначала, по окончании лицея, он был призван в армию.



Ален Делон в фильме Жан-Пьера Мельвиля "Самурай". 1967. Рейтинг фильма - 8,030, 684-е место в Золотой Тысяче.

Только Грюмбах отслужил положенный срок во французской армии, как разразилась Вторая мировая война. Значительная часть Франции оказалась захваченной гитлеровскими войсками. Еврейскому юноше жизнь под нацистской оккупацией не светила ничего хорошего, и он уехал в Лондон, где в 1942 году примкнул к движению Сопротивления "Свободная Франция", организованному Шарлем де Голлем. Будучи участником Сопротивления, он взял себе позывной "Мельвиль", в честь любимейшего американского писателя Германа Мелвилла (" Билли Бадд"). Это имя Жан-Пьер сохранил и после окончания войны, уже как сценический псевдоним.



Симона Синьоре в фильме Жан-Пьера Мельвиля "Армия теней". 1969. Рейтинг фильма - 8,135, 557-е место в Золотой Тысяче.

С 1944 года в составе союзных войск Жан-Пьер Мельвиль принимал участие в высадке во Франции и освобождении родной страны от немецкой оккупации. По окончании войны Жан-Пьер Мельвиль пытался устроиться на работу на одну из парижских киностудий. Но отсутствие соответствующего образования и опыта работы не позволяли это сделать. Наличие навыков владения кинокамерой с 6-летнего возраста руководством киностудий в расчёт не принималось.



Ален Делон в фильме Жан-Пьера Мельвиля "Красный круг". 1970. Рейтинг фильма - 7,959, 779-е место в Золотой Тысяче.

Потерпев неудачу в трудоустройстве на киностудиях, в 1946 году Жан-Пьер Мельвиль на свои сбережения создал независимую продюсерскую компанию и снял свой первый профессиональный документальный фильм "24 часа из жизни клоуна" продолжительностью 18 минут. После этого несколько лет копил деньги на киноплёнку, чтобы в 1949 году снять свой первый полнометражный художественный кинофильм "Молчание моря". Эффект, произведённый этим камерным фильмом об ужасах Второй мировой войны, в котором снимались неизвестные актеры, и который снимала небольшая съемочная группа, российский кинокритик Михаил Трофименков характеризует такими словами: "Во французское кино он (Жан-Пьер Мельвиль - FG) вломился фильмом «Молчание моря» (1949) как диверсант и партизан, работающий вопреки всем и вся: бюрократическим правилам, профсоюзным регламентам, собственному неумению и общепринятым представлениям о том, как надо делать кино."



Молчание моря. 1949.

Всего за 23 года режиссёрской карьеры Жан-Пьер Мельвиль, а умер он от сердечного приступа в возрасте 55 лет в 1973 году, снял 13 полнометражных художественных фильмов. Многие кинокритики полагают, что первые фильмы Мельвиля, снятые в 50-х - начале 60-х годов на нищенские бюджеты и без соблюдения традиционных правил и стандартов, оказали сильнейшее влияние на режиссёров, сформировавших впоследствии течение, названное "французской новой волной". Поэтому Мельвиля иногда называют предтечей этого течения. Косвенным признанием этого обстоятельства служит то, что 28-летний Жан-Люк Годар, один из наиболее ярких представителей "новой волны", в 1960 году, будучи дебютантом в полнометражном кино, во время съемок фильма " На последнем дыхании" пригласил для консультаций именно Жан-Пьера Мельвиля. Но обстоятельства сложились таким образом, что Мельвилю пришлось не только консультировать, но и сыграть одну из эпизодических ролей, которая изначально предназначалась для Роберто Росселлини.



Жан-Пьер Мельвиль в фильме Жан-Люка Годара "На последнем дыхании". 1960.

Однако, наибольший успех у зрителя и, соответственно, кассовый успех принесли Мельвилю фильмы, созданные во второй половине его творческой карьеры, начиная примерно с 1966 года, когда он снял фильм "Второе дыхание". Критики отмечают, что эти фильмы были созданы под сильным влиянием американского кино, столь любимым Мельвилем с раннего детства.



Второе дыхание. 1966. Рейтинг фильма - 7,837, 958-е место в Золотой Тысяче.

Из 13 фильмов, снятых Жан-Пьером Мельвилем, 4 картины вошли в Золотую Тысячу. Благодаря этому показателю Жан-Пьер Мельвиль включен в список 100 самых великих режиссёров мирового кинематографа, составленный FilmGourmand'ом. В честь 105-летия со дня рождения великого французского режиссёра хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из лучших его фильмов, включённых в Золотую Тысячу.



Ив Монтан в фильме "Красный круг". 1970. Рейтинг фильма - 7,959, 779-е место в Золотой Тысяче.

Previous post Next post
Up