День рождения Моей прекрасной леди

Oct 21, 2022 15:45


21 октября 1964 года в Нью-Йорке прошла премьера фильма-мюзикла Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди".





За основу картины был взят бродвейский мюзикл, поставленный по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". Этот театральный мюзикл, шедший на сцене с 1956 года, выдержал 2717 представлений, каждое из которых  пользовалось неизменной бешеной популярностью. Кинокомпания "Warner Bros." заплатила за права на экранизацию авторам мюзикла Алану Джею Лернеру и Фредерику Лоу в феврале 1962 года рекордную по тем временам сумму в 5,5 млн. долларов (54,5 миллионов долларов нынешних). Этот рекорд держался до 1978 года. Ещё 17 миллионов долларов составил собственно бюджет картины. И этот бюджет стал самым большим для "Warner Bros." на тот момент.



Первоначально на роль режиссёра картины предполагался Винсент Миннелли (муж Джуди Гарлэнд и отец Лайзы Миннелли). Однако запрошенный им гонорар оказался неподъемным даже для рекордного бюджета. И тогда режиссёрский пульт был предложен режиссёру с более скромными запросами - Джорджу Кьюкору, отличавшемуся чрезвычайной организованностью и пунктуальностью. И этим свои чертам он не изменил и в этот раз, уложившись в строго отведённые на съемки 4 месяца - с августа по декабрь 1963 года.



В театральном мюзикле блистала Джули Эндрюс. Она предполагала, что роль Элизы в фильме также достанется ей, поскольку роль профессора Хиггинса была предложена её партнёру по театральной постановке Рексу Харрисону. Однако, продюсеры решили иначе. Продюсеры считали, что Джули Эндрюс не хватает киногеничности для воплощения образа Элизы Дулиттл на экране. Но по мнению главы "Warner Bros." Джека Л. Уорнера основным недостатком Эндрюс было отсутствие опыта работы в кино, и, как следствие, отсутствие необходимой для съемок в столь дорогом проекте популярности. Для себя Уорнер решил, что Эндрюс ни в коем случае не будет играть в фильме. Однако прямо об этом сказать актрисе не решались. Продюсеры просто предложили пройти кинопробы Джули Эндрюс и Одри Хепбёрн. Эндрюс поначалу закатила истерику, но потом, узнав, что её соперницей будет Хепбёрн, к которой она очень хорошо и с большим уважением относилась, успокоилась. И отказалась от участия в кинопробах. К тому же, в это же время она готовилась к съемкам в фильме "Мэри Поппинс".



Выбор в пользу Одри Хепбёрн, таким образом, был решён автоматически. И это решение чрезвычайно разозлило Рекса Харрисона. Причин этого негодования было несколько. Так, например, в одном из интервью он объяснил причину своей злости следующим образом: "Предполагается, что Элиза Дулиттл чувствует себя неловко в европейских бальных залах. Чёртова Одри ни дня в своей жизни не проводила вне европейских бальных залов». Кроме того, бросившего курить из-за болезни ног Рекса Харрисона буквально бесила привычка Одри Хепбёрн выкуривать по три пачки сигарет за день. К тому же, возраст 29-летней Джули Эндрюс был ближе к возрасту 21-летней Элизы Дулиттл, чем возраст 35-летней Одри Хепбёрн. Но всё-таки главная причина злости Харрисона заключалась в том, что Одри Хепбёрн был предложен гонорар в 1,1 миллиона долларов, в то время, как ему, который за эту роль получил чрезвычайно престижную театральную премию Тони, - только 200 тысяч долларов. Однако, открыто протестовать Рекс Харрисон не мог, поскольку знал, что продюсеры в качестве запасного варианта держат в уме Питера О'Тула, чрезвычайно популярного после оглушительного успеха фильма " Лоуренс Аравийский".



Но и решение продюсеров в пользу Одри Хепбёрн тоже не было окончательным. В качестве ещё одного запасного варианта рассматривалась 32-летняя Элизабет Тэйлор. Трудно сказать, знала ли об этом Одри Хепбёрн, но она считала своим слабым местом несовершенный вокал. А потому предприняла максимум усилий ради устранения этого недостатка. Она с успехом закончила курсы вокального мастерства и собиралась сама исполнять вокальные партии в фильме. Собственно говоря, то же самое ей ставили в задачу и сами продюсеры картины.



Однако, вскоре после начала съемок Джек Л. Уорнер решил "подкрепить" актерскую игру Хепбёрн вокальными данными певицы Марни Никсон. И это несмотря на то, что песня "Moon River", исполненная Одри Хепбёрн в фильме " Завтрак у Тиффани" двумя годами ранее, принесла картине один из двух завоёванных ею Оскаров. Одри не сразу узнала о том, что за неё петь будет другая актриса. Когда, уже ближе к концу съемок, ей сообщили об этом, она молча покинула съемочную площадку. Но на следующий день, как ни в чём не бывало, пришла на площадку, извинилась за своё "дурное поведение" и продолжила работу. Правда, позже Одри очень жалела, что согласилась на эту роль.



Эти сожаления во многом были продиктованы ещё и тем, что Одри, как это не покажется странным нам сегодня, осталась без американских кинонаград. В начале 1965 года фильм "Моя прекрасная леди" получил 5 номинаций на премию Золотой Глобус. В трёх из этих номинаций фильм победил, включая важнейшие: Лучший комедийный фильм или мюзикл и Лучший режиссёр, а также Лучший актёр комедии или мюзикла (Рекс Харрисон). А Одри осталась без награды. Золотой Глобус достался Джули Эндрюс за роль в фильме "Мэри Поппинс". Чуть позже фильм Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" получил 12 номинаций на премию Оскар (и победил в 8 из них). Целых 12 номинаций - но ни одной для Одри Хепбёрн! А Оскар за исполнение женской роли тогда достался всё той же Джули Эндрюс, опять же за роль в фильме "Мэри Поппинс". То есть, Одри не дали ни спеть в фильме, ни номинировали на премию Оскар. А, между тем, смею предположить, что мало кто из тех, кто видел этот шедевральный мюзикл Джорджа Кьюкора, усомнится в том, что в значительной степени успех картины обеспечен участием в ней несравненной Одри Хепбёрн.



Годом позже, в 1966 году, свою премию БАФТА фильму Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" присудили британские киноакадемики. И снова, Рекс Харрисон получил номинацию от Британской киноакадемии, а для Одри Хепбёрн даже номинации пожалели. Зато Джули Эндрюс получила аж две номинации.



Впрочем, "ошибки" американских и британских киноакадемиков в некоторой степени компенсировали итальянские киноакадемики, которые наградили Одри Хепбёрн премией Давид ди Донателло как Лучшую иностранную актрису. Они же, итальянские киноакадемики, наградили своей премией и фильм в целом.



Настоящий аристократизм духа продемонстрировала Одри Хепбёрн в очередной раз, когда Американская киноакадемия поручила ей, обойдённой номинациями на премию, вручить Оскара за Лучшую мужскую роль Рексу Харрисону. Актёр в своём выступлении посвятил свою награду "двум прекрасным леди": Одри Хепбёрн и Джули Эндрюс.



Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков посвятили фильму "Моя прекрасная леди" хвалебные рецензии. Однако, находились и такие, кто отпускал в адрес фильма весьма едкие замечания. Больше всего доставалось Одри Хепбёрн. За то, что она "пела не своим голосом". Как будто бы она была в этом виновата. Но подобные "шпильки" в адрес Актрисы отпускали в основном представители "жёлтой прессы", специализирующиеся на тиражировании слухов из жизни звёзд. Наиболее авторитетные же кинокритики более, чем благосклонно, отнеслись к фильму Джорджа Кьюкора и роли Одри Хепбёрн в нём. Так, известный своей придирчивостью и желчностью кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер в своей рецензии, опубликованной на следующий день после премьеры, отметил:

"...снят превосходный фильм по мотивам музыкального сценического шоу "Моя прекрасная леди" - фильм, который очаровательно передает богатые возможности знаменитой сценической постановки в свежей и плавной кинематографической форме. Самое счастливое во всем этом то, что Одри Хепберн великолепно оправдывает решение продюсера Джека Л. Уорнера поручить ей сыграть главную роль, которую Джули Эндрюс так очаровательно и популярно придумала на сцене. Учитывая все обстоятельства, именно великолепие мисс Хепберн в роли беспризорницы-кокни ... придает фильму дополнительный оттенок тонкой магии и индивидуальности...Другие элементы и ценности, которые так изысканно отражены в этом фильме, - это всего лишь искусная проработка и усиление сценического материала, достигаемые особой виртуозностью и уникальной гибкостью экрана."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звёздами из 4-х возможных и включивший его в свой список "Великих фильмов", в рецензии от 2006 года так отзывался об этом творении Кьюкора:

"«Моя прекрасная леди» - самый лучший и самый невероятный мюзикл, во время которого я не могу решить, что же мне доставляет большее удовольствие: когда персонажи разговаривают или когда поют. Песни содержательны и мелодичны. Какие-то из них романтичны, какие-то комичны, какие-то удивительно философичны, но при этом каждая из них замечательна."



Любопытна сравнительно недавняя оценка этого фильма, сделанная известным американским кинокритиком Джеймсом Берардинелли:

"Представьте себе романтическую комедию - и без наготы, без секса и даже без поцелуев. Даже никаких признаний в любви!... Может ли такой проект "родиться" на съемочной площадке в сегодняшнем климате? Почти наверняка нет - ни одна студия не смогла бы переосмыслить фильм без гарантий того, что элементы (нагота, секс, на худой конец - поцелуи) будут добавлены, чтобы оживить обстановку. К счастью, обстоятельства и ожидания были другими в 1964 году, когда "Моя прекрасная леди" вышла на экраны кинотеатров. Но и сегодня, более пяти десятилетий спустя, этот фильм остается фаворитом и как мюзикл, и как романтическая комедия."



Что касается оценки фильма Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" рядовыми кинозрителями, то кассовые сборы картины только за первый год её проката превысили 72 миллиона долларов, более, чем в три раза превысив совокупные колоссальные затраты на производство фильма. Современные кинозрители оценили фильм Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" не менее высоко, чем зрители середины 60-х годов. 66% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 19% пользователей поставили картине высшую оценку - 10. С учетом сказанного, рейтинг фильма Джорджа Кьюкора "Моя прекрасная леди" по версии FilmGourmand'а составил 9,487, благодаря чему он занял 86-е место в Золотой Тысяче.



одри хепберн, экранизация, американское кино, шедевры мирового кино, мюзикл, кино

Previous post Next post
Up