Герою 20 лет

Oct 24, 2022 20:20


24 октября 2002 года в Китае на экраны кинотеатров вышел фильм Чжана Имоу "Герой".





По словам одного из авторитетнейших российских кинокритиков, Сергея Кудрявцева,

"Чжан Имоу питал надежды на создание ... философского произведения конфуцианского толка, где речь бы шла о проблеме выбора между жизнью и смертью, о праве одного человека (убийцы) определять судьбу другого человека (императора)."

С этой целью Чжан Имоу использовал в качестве одного из главных действующих лиц своего киноповествования правителя царства Цинь по имени Ин Чжэн.



Напомню, что Ин Чжэн в 245 году до н.э. в возрасте 13 лет взошёл на престол царства Цинь. К моменту его воцарения Китай представлял собой совокупность 7 царств, в течении двухсот лет находившихся в состоянии жестокой и кровопролитной войны всех против всех. К своим 39 годам Ин Чжэн покорил одно за другим все остальные 6 царств и таким образом впервые в истории Китая создал централизованное государство под властью династии Цинь. Вместе с этим он принял титул Цинь Шихуанди, что означает "император-основоположник династии Цинь". Естественно, что покорения вышеупомянутых царств сопровождались немыслимой жестокостью, вследствие чего Цинь Шихуанди совершенно справедливо ожидал покушений на свою жизнь со стороны убийц, представляющих поверженные царства.



В начале 2003 года фильм Чжана Имоу "Герой" получил номинацию на американскую премию Золотой Глобус в категории Лучший фильм на иностранном языке. Однако, Голливудская ассоциация иностранной прессы отдала предпочтение фильму Педро Альмодовара "Поговори с ней". Компанию проигравших фильму Чжана Имоу, среди прочих, составила бразильская картина "Город Бога" режиссёров Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд. Чуть позже фильм "Герой" был номинирован на премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке. Но и Американские киноакадемики предпочли немецкую картину "Нигде в Африке" режиссёра Каролины Линк. Здесь фильму Чжана Имоу составил компанию финский фильм " Человек без прошлого" режиссёра Аки Каурисмяки. Наконец, в том же 2003 году фильм Чжана Имоу "Герой" был номинирован на Золотого Медведя Берлинского международного кинофестиваля. Но и жюри этого кинофестиваля под председательством канадского кинорежиссёра Атома Эгояна сочло более достойной высшей премии довольно среднюю британскую картину "В этом мире" режиссёра Майкла Уинтерботтома. Хотя среди номинантов на Золотого Медведя, помимо "Героя", были такие весьма достойные картины, как, например, "Гудбай, Ленин!" Вольфганга Беккера, "Часы" Стивена Долдри, "Жизнь Дэвида Гейла" Алана Паркера, "Сумрачный самурай" Ёдзи Ямады.



Любопытную оценку такому игнорированию фильма Чжана Имоу дала российский кинокритик (или критикесса?) Катя Тарханова:

"отсутствие призов в присутствии номинаций на "Оскар" и на режиссуру во время Берлинского фестиваля - это признание "Героя" слишком прекрасным для фестивалей, для "Оскара" и для нашей жизни вообще."



Подавляющее большинство профессиональных кинокритиков посвятили фильму Чжана Имоу "Герой" весьма хвалебные рецензии. Например, обозреватель влиятельной The Washington Post Стивен Хантер написал в своей рецензии:

"Это блестящий фильм, плавный, зрелищный, захватывающий дух и, по сути, неправильный. Но о неправильностях - чуть позже; в первую очередь - это более 90 минут бурной радости, старых киношных удовольствий."



Практически в каждой рецензии в качестве главного содержания картины отмечается постановка боёв боевых искусств и использование различных цветов. В связи с этим интересна оценка фильма, сделанная Роджером Эбертом, который поставил фильму 3,5 звезды из четырёх возможных:

«Герой» демонстрирует, как жанр боевых искусств выходит за рамки действия и насилия и переходит в поэзию, балет и философию. Жестокость здесь абсолютно мимолётная. Важен не способ смерти, а способ умирания: в обществе, которое придерживается дзэнского подхода к фехтованию и смерти, можно победить, проиграв. Существует древняя стратегия боевых искусств, в которой противник заманивается ближе, чтобы вывести его из равновесия, и уступает его выпадам, чтобы ввести его в заблуждение. Эта стратегия работает как со словами, так и с мечами. Можно даже победить противника, умерев - не в процессе его убийства, а как ход в более крупной игре."



Бюджет фильма составил 31 миллион долларов, и это сделало его самым дорогим китайским фильмом на момент выхода на экраны. При этом в стоимости картины не учитывается колоссальная поддержка, оказанная китайским государством. Например, солдат армии Цинь "играли" настоящие солдаты Народно-освободительной армии Китая. По некоторым оценкам, 18 тысяч человек были использованы в качестве массовки в фильме и, понятное дело, совершенно бесплатно.



Оценка фильма Чжана Имоу "Герой" рядовыми кинозрителями характеризуется следующими цифрами: сборы от проката почти в 6 раз превысили рекордный бюджет, составив 177 миллионов долларов. В том числе, 53 миллиона долларов было собрано в США, что поставило этот фильм на третье место по сборам среди всех иностранных фильмов, демонстрировавшихся в США. На момент выхода на американский экран фильм занимал первую строчку среди иностранных картин в американском прокате. В России фильм вышел на экраны кинотеатров в мае 2003 года и собрал чуть меньше 300 тысяч долларов. Зато, например, такой "киношедевр" как "Блондинка в законе - 2", вышедший на экраны в том же 2003 году, рейтинг которого на IMDB не дотянулся до 5, собрал в России более 1,3 миллиона долларов. В очередной раз задаюсь вопросом: чем объяснить такую диспропорцию, спецификой вкусов российской аудитории или целенаправленными действиями российских кинопрокатчиков?



Что касается зрительских рейтингов, выставленных пользователями IMDB и Кинопоиска, то 69% оценок приходится на 8, 9 и 10. С учетом этого показателя рейтинг фильма Чжана Имоу "Герой" по версии FilmGourmand'а составляет 8,303, благодаря чему он занимает 410-е место в Золотой Тысяче.



боевые искусства, история китая, шедевры мирового кино, китайское кино, кино

Previous post Next post
Up