55-летие Самурая

Oct 25, 2022 22:54


25 октября 1967 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм Жан-Пьера Мельвиля "Самурай". Фильм поставлен по малоизвестному роману "Ронин" малоизвестной писательницы Джоан МакЛеод.





Задумав экранизировать роман МакЛеод и начав работать над сценарием по этому роману, Мельвиль не видел никого в главной роли, кроме Алена Делона. Под него и создавался сценарий. Возможно, именно это обстоятельство помогло Делону убедить Мельвиля взять на одну из главных ролей в этом фильме Натали Делон, в девичестве Бартелеми. 26-летняя на тот момент Натали Делон не имела ни малейшего опыта работы в кино. Но она в тот момент была женой Алена Делона, причём, как оказалось впоследствии, единственной его официальной женой. Именно из-за её беременности Делон в 1964 году расстался с Роми Шнайдер.



Фильм Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" по неизвестным мне причинам не выдвигался для участия в сколько-нибудь престижных кинофестивалях. Киноакадемии, включая Французскую, также обошли фильм своим вниманием. Более того, в период когда происходили съемки картины (19.06.1967 - 5.08. 1967), была подожжена киностудия Жан-Пьера Мельвиля, в которую он вложил немало средств. Обошлось без человеческих жертв, но одна жертва всё же была - канарейка, игравшая важную роль в фильме. Две недели ушло на восстановление условий для работы.



От кинокритиков по всему миру фильм получил исключительно благожелательные отзывы. Правда, вал хвалебных отзывов посыпался от кинокритиков только после того, как фильм вышел на американский экран. Причём, вышел с задержкой в 5 лет - в 1972 году. И под изменённым названием - "Крёстный сын". Считается, что это было сделано в маркетинговых целях, поскольку в том же году вышел фильм " Крёстный отец".



Кинообозреватель The New York Times Винсент Канби в своей рецензии отметил:

"в фильме есть классная деликатность и точность, которые обычно ассоциируются с чем-то не более философским, чем швейцарские часы. Однако Мелвилл - философ, а «Крёстный сын» - не только увлекательная мелодрама, но и притча."



Другой известный американский кинокритик, Джеймс Берардинелли, присудил фильму максимальные 4 звезды и так отозвался о фильме Мельвиля:

"Le Samourai близок к совершенству. Он сочетает в себе стильную режиссуру, продуманный сценарий, первоклассную постановку и всепоглощающую атмосферу в один из самых напряженных и захватывающих триллеров, когда-либо выходивших на экран. Пытаясь определить фильм с похожим воздействием, я цепляюсь за воздух - ничего похожего на него нет в анналах истории кино, даже с учетом работ Альфреда Хичкока. Однако просмотр «Самураев» делает очевидным, что такие режиссеры, как Квентин Тарантино и Брайан ДеПальма, хорошо знакомы с этой конкретной работой в фильмографии Жан-Пьера Мелвилла. Его влияние на их работу очевидно."



На самом деле, далеко не только упомянутые Джеймсом Берардинелли режиссёры оказались под влиянием "Самурая". В фильмографии Мартина Скорсезе, Фрэнсиса Форда Копполы, Джима Джармуша, Джона Ву, Джонни То, Дэвида Финчера, Бернардо Бертолуччи, Аки Каурисмяки, Такеши Китано, Жоржа Лотнера, Николаса Виндинга Рефна, Люка Бессона, Джоэла Коэна, Итана Коэна и других можно отметить фильмы, находящиеся под сильным влиянием "Самурая". А кумир многих миллионов Мадонна посвятила фильму Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" свою песню Beautiful Killer.



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт присудил фильму максимальные в его системе оценок 4 звезды, включил его в свой список "Великих фильмов" и в своей рецензии от 1997 года, перечислив целый ряд достоинств картины, отметил следующее:

"Фильм учит нас тому, что действие - враг саспенса, что действие снимает напряжение, а не создает его. Лучше в течение всего фильма дожидаться, пока что-то произойдет (при условии, что нас действительно волнует, произойдет ли это), чем смотреть фильм, в котором постоянно происходят вещи, которые нас не волнуют."



В советских кинотеатрах фильм Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" не демонстрировался. Зато в 1994 году был показан по российскому телевидению. В те годы на российском телевидении ещё можно было встретить качественную кинопродукцию иностранного производства.



Известный российский кинокритик Евгений Нефёдов, оценивший фильм Мельвиля 10 баллами по 10-балльной системе, в своей рецензии отметил:

"Мельвиль настаивает, что в харакири важна не форма совершения ритуала (вспарывание живота и последующее отсечение головы ассистентом), а особый психологический и эмоциональный настрой - безусловная готовность принятия в нужный момент смерти, придающей высший смысл предшествующему существованию здесь, на бренной земле."



Несмотря на то, что с момента выхода фильма Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" на экраны прошло более полувека, современный кинозритель оценивает его очень высоко. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили картине оценки от 8 до 10. С учётом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" по версии FilmGourmand'а составил 8,03, что позволило ему занять 684-е место в Золотой Тысяче.



ален делон, криминал, наёмный убийца, французское кино, шедевры мирового кино, кино

Previous post Next post
Up