После дня, проведенного в Милане, мы отправились дальше. По пути в Венецию у нас была запланирована остановка в Вероне. Перемещаться железной дорогой по Италии достаточно удобно: скоростные поезда ходят быстро, вокзалы находятся практически в центре городов, а если заказывать билеты заранее, то можно сильно сэкономить. У нас поездка вышла почти вдвое дешевле, чем если бы мы брали билеты непосредственно перед посадкой на поезд. В данном случае повезло со скидками в честь юбилея итальянских железных дорог.
Путь от Милана до Вероны занимает чуть больше часа, и примерно столько же нужно, чтобы оттуда добраться до Венеции. Даже без чудес героизма ввиде раннего подъема, выходило где-то 7 часов на осмотр города.
Для детей поезд еще был развлечением. Переезды короткие и в окно было на что посмотреть: виноградники, оливковые рощи, а ближе к Вероне стали видны Доломитовые Альпы и проглянуло озеро Гарда. На вокзале Вероны мы закинули багаж в камеру хранения и отправились в город.
На подходе к центру города нам встретился несколько озадачивающий памятник: морской якорь в окружении дельфинов. Памятуя, что до ближайшего моря около 100 км, задумываешься об увиденном. С другой стороны Пиза тоже непосредственно к морю не выходит, что не мешало ей быть одной из четырех итальянских морских республик в средние века.
Напротив якоря находится памятник жертвам гражданской войны, но если бы не надпись, об этом вряд ли получилось догадаться.
По традиции в центр города вошли через Новые ворота (что-то итальянцев кризис с названиями для городских ворот). Зубцы на стенах и башнях показались подозрительно знакомыми. Собственно, почему бы им такими не быть, если Московский кремль строили итальянские зодчие.
Сразу за городскими воротами находится главная достопримечательность Вероны - амфитеатр Arena di Verona. Это наиболее сохранившийся к настоящему времени древнеримский амфитеатр, там даже значительная часть мраморной отделки уцелела.
Внутри типичный Коллизей, собственно они все и строились по типовому плану.
Поскольку амфитеатр сохранился в почти неизменном виде, его и используют почти по прямому назначению.
Нет не для битв гладиаторов. Сейчас, благодаря исключительной акустике, там устраивают оперные и концертные постановки. В конце-концов, это тоже зрелища, и за год их посещают до 600 тысяч зрителей.
От площади Арены мы слегка углубились в переулки, чтобы перекусить. На площади тоже можно поесть, но там и народу много, и цены не отличаются гуманизмом. А тут всего 30 метров в сторону и все радикально меняется. Масштаб цен приятно потрясает. Кстати, предельно простой способ оценить во сколько обойдется обед в итальянском заведении - смотреть на то, сколько стоят следующие позиции: пиццы Маргарита и Капричеза, лазанья и кьянти. Это есть практически всегда и везде, и независимо от того, что собираетесь брать, цены будут пропорциональны стоимости блюд по указанным позициям. В данном случае капричеза и лазанья укладывались в 7-8 евро, кьянти стоило - 9. Но там были еще и веронские вина: вальполичелла, бардолино и соаве по 7 евро за бутылку. Вальполичеллу мы и заказали, ну и еще еды на 40 евро, чтобы пообедать и заодно компенсировать пропущенный в предыдущий день ужин. За обед на четверых это очень дешево.
Про итальянские вина я еще напишу
отдельно - это слишком обширная тема, а сейчас небольшое отступление про разновидности мест общепита в Италии. Заведения, где можно поесть, не ограничиваются относительно понятными нам названиями: restorante, pizzeria и taverna, еще можно встретить такие вывески как: trattoria, osteria, rosticceria, tavola calda, birreria и enoteca. Итак:
Restorante - ресторан, он и в Италии ресторан, тут нечего объяснять. По уровню цен они могут быть практически любыми.
Тaverna - по сути тот же ресторан, просто исторически так назывались места, где можно поесть, в сельской местности.
Trattoria и Osteria - на данный момент практически одно и то же. По ассортименту блюд и уровню обслуживания ближе к ресторанам, но ориентированы на местных, а не на туристов. Кухня, как правило, местная, цены ниже. Исторически траттории больше ориентированы на еду, остерии на выпивку. То есть, говоря нашим языком, первое - это закусочная, второе - рюмочная. Хотя, в последнее время граница между ними размыта до неразличимости.
Pizzeria - ну это понятно что. Общее правило: на юге Италии пицца, как правило, вкуснее, чем на севере.
Tavola Calda - дословно "горячий стол". Дешевые заведения с самообслуживанием, где можно выбрать горячие блюда.
Rosticceria - заведения, специализирующиеся на жаренных и запеченных продуктах и маленьких пиццах. Обычно работают только на вынос.
Birreria - по сути паб. В туристических местах обычно так и называется. Имеется большой выбор пива (из итальянского очень приличное Nastro Azzurro), из еды: сандвичи, пицца, салаты. По ценам все обычно вполне вменяемо.
Enoteca - винотека. Если есть желание попробовать разнообразные итальянские вина, то вам туда.
Детского меню практически нигде нет, это вам не Россия. Макароны или рис, в которые по вашей просьбе ничего не положили, как правило, посчитают как полное блюдо. Детей там, конечно, любят, но на счете это никак не отражается.
С новыми силами двинулись дальше. Следующим пунктом, куда мы направлялись, был дом Джульетты. Но до этого и без него было на что посмотреть. Даже обычные улочки радовали глаз своеобразием.
Просто магазинчик. Его хозяин с большой любовью расставлял этих свинок перед витриной, пока мы проходили мимо.
Вот мы и дошли до дома Джульетты. Первое, что бросилось в глаза - стена расписанная влюбленными. Ну натурально "Цой жив!", если кто застал ту стену на Арбате. По висящим на стене телефонам можно сделать "звонок" Джульетте.
Но большинство развлекается другими способами: навешивает очередной замок на решетку, ...
... лепит сердечко из жвачки или пополняет коллекцию граффити на стене, ...
... но главное развлечение - это подобраться к статуе Джульетты и подержаться за ее груди. Тогда в жизни неожиданно и бесповоротно настанет счастье. Проделывают этот ритуал и мужчины и женщины. Итог: статуе уже несколько раз проводили операцию по наращиванию груди.
А это заветный балкон. Туда тоже можно забраться и изобразить известную сцену.
Верона - город велосипедов. Во многих других итальянских городах так бы были выстроены мотороллеры. Иногда можно встретить вот такое "гламурное" чудо.
На площади Эрбе (это фактически центр Вероны) среди толпы туристов прячется памятник Берто Барбарани.
Сама площадь Эрбе (Piazza delle Erbe) с очень живописными домами и рынком.
В центре площади фонтан, который венчает античная статуя (IV века), называемая мадонной Вероны. Позади нее колонна с крылатым львом - символом Венецианской республики, а позже и всей области Венето.
Узкие улочки выводят к Адидже - реке, на берегах которой расположена Верона.
По дороге можно заглянуть в дворец Коммуны или дворец Разума (Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione) и подняться по лестнице Разума.
Рядом с Дворцом коммуны находится памятник Данте. После изгнания из Флоренции тот некоторое время жил в Вероне.
Буквально по соседству находится Дворец правосудия, куда тоже можно заглянуть.
А еще чуть дальше по пути к реке, находится гробница Скалигеров (правителей Вероны в XIII-XIV веках).
С набережной Адидже открывается великолепный вид на замок Святого Петра на другом берегу. Очень хотелось полюбоваться этим видом, сидя в кафешке на набережной, но увы, стихийное бедствие под названием сиеста перечеркнуло эти планы.
Подошло время возвращаться обратно к вокзалу. По дороге взглянули на мост Скалигеров, с характерными "кремлевскими" зубцами.
Прошли около Ворот Борсари. Это фрагмент старой античной стены Вероны, сложенной из блоков, добытых в каменоломнях Вальполичелы. Там, оказывается, не только отличное вино делают!
На обратном пути, выходя через Новые ворота, с внутренней стороны мы обнаружили бюст человека, который сделал самую большую рекламу Вероне.
На вокзале нас ждало два традиционных итальянских развлечения. Первое: понять на сколько опоздает поезд, второе: угадать с какой стороны у него начинается нумерация вагонов. На сей раз при времени в пути - один час поезд примерно на столько же и опоздал, а вагоны нумеровались обратным образом нежели у поезда, на котором мы приехали, причем это тот же самый маршрут.
Последнее особенно "радует", когда у поезда стоянка пять минуты, а у тебя куча багажа и коляска. Но загрузились благополучно. Через час уже высаживались в Местре - районе Венеции на материковой части.
Заселились в гостиницу и закинули вещи в номер. Сил и времени еще хватило, чтобы дойти до центра города, чтобы поужинать, благо это было рядом. Кстати, в данном случае это была Birreria с вывеской Pub с хорошим английским элем (при такой альтернативе, вы уж извините, но даже отличное итальянское пиво я брать не буду) и роскошными сандвичами в меню. На обратном пути умудрились свернуть не в ту сторону, но навигатор спас от ненужного блуждания по ночному городу.
Часть 1. Подготовка и отъезд,
Часть 2. Милан,
Часть 3. Верона,
Часть 4. Венеция. Лагуна,
Часть 5. Венеция. Большой канал,
Часть 6. Венеция. Прогулка по городу,
Часть 7. Падуя,
Часть 8. На Юг!,
Часть 9. Минори и Майори,
Часть 10. Амальфи,
Часть 11. Равелло,
Часть 12. Помпеи,
Часть 13. Возвращение.