Зачем итальянцам заново крестить Андрея Рублева?

Dec 19, 2011 23:39






Итак, шедевр прп. Андрея Рублева († 1428) впервые за всю свою многовековую историю оказался тайно вывезен за границу, но мало кто знает, как же развивались события вокруг этого беспрецедентного в новейшей истории России музейного «обмена».

Первые шаги были предприняты еще весной 2010 г., когда глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда  по поручению митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) провел 27 февраля 2010 г. предварительную рекогносцировку в ходе своего визита в Третьяковку, после чего он объявил о «полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ», а заместитель Легойды Владимир Гурболиков (gurbolikov) даже признался, что «эти встречи вовсе не были чисто дипломатическими актами». Вслед за этим председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) вдруг выступил 9.03.2010 г. с развернутым интервью о задачах Патриаршего совета по культуре. Казалось бы, при чем здесь ОВЦС и культура России, когда есть тот же ОВЦО прот. Всеволода Чаплина, однако никто почему-то не обратил внимание на такое явное несоответствие …

21 мая 2010 г. завершилась поездка председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева), ближайшего помощника Патриарха Кирилла, в Италию. В ходе этой поездки его принял в своей официальной резиденции Великий магистр Ордена святого Иоанна Иерусалимского рыцарей Родоса и Мальты Мэтью Фестинг вместе с Великим командором Мальтийского ордена Жерардо Эрколани Фава Симонетти: http://expertmus.livejournal.com/73559.html Специально к поездке митрополита Илариона (Алфеева) были приурочены «Дни русской духовной культуры в Ватикане», кульминацией которых стал концерт из его произведений в исполнении его «пузаковского» хора за счет средств РПЦ, для чего на те же средства был арендован зал имени Павла VI по личной инициативе молодого митрополита, как подчеркнул Папа Римский Бенедикт XVI, почтивший своим присутствием сие мероприятие. Вот так, инициатива личная, а средства общецерковные, легко ли умеючи:-)

По возвращении митрополита Илариона (Алфеева) из Ватикана глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда неожиданно выступает с опровержением заявления Патриарха Кирилла в Брянске о скором возвращении «чудотворной Свенской иконой Божией Матери» из Третьяковки, где «она все еще в узах»: http://expertmus.livejournal.com/76871.html Очевидно, чтобы дезавуировать Первосвятительское слово потребовались весьма веские причины …

6 декабря 2010 г. председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) наносит визит в Государственную Третьяковскую галерею, где у него проходит встреча «за закрытыми дверями» с новым гендиректором Третьяковки Ириной Лебедевой. Вопрос о вывозе Рублева был решен. Уже 22 апреля 2011 г. архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори написал письмо управляющей Кристине Ачидини с просьбой прислать в Россию Распятие работы Джотто из церкви Всех Святых. Данное обращение Римско-Католической Церкви вызвало в Италии буквально взрыв страстей вокруг вывоза из страны этого уникального произведения «отца итальянского искусства», что в конечном итоге привело к замене подлинного произведения Джотто на две так называемых «джоттески», как именуются у искусствоведов работы круга Джотто и его мастерской: http://expertmus.livejournal.com/88376.html




Архиепископу Флоренции не помогли даже апелляции на авторитет «высших должностных лиц государства, в частности, Президента Республики Джорджо Наполитано и председателя Совета министров Италии», выступивших негласно в поддержку сей экуменической инициативы. Зато у российских партнеров данного «историко-художественного и богословского проекта» всё прошло без сучка и задоринки, т.е. втайне готовился вывоз национальных святынь, а публику просто-напросто обвели вокруг пальца оповестили через подконтрольные СМИ о состоявшемся факте вывоза Андрея Рублева в обмен на «джоттески»! Причем на таком примере сразу видно, насколько «независима» российская пресса в отличие от той же итальянской, где, конечно, такое чудовищное попрание общественного мнения не прошло бы незамеченным. А в России всех редакторов информ-агентств сразу построили по стойке «смирно», указав, что «проект организован по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева и президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано и проводится под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», как это особо отмечено на сайте ГТГ:-)

Нам в Музее имени Андрея Рублева подобные ссылки на нового патриарха уже, как говорится, «в печенках сидят», потому что прямо на заповедной музейной территории, на месте древнего кладбища, сын директора Геннадия Попова некий «нью-ресторатор» Фёдор Рындин незаконно построил свой частный кабак с кощунственным названием «Хлебный домъ в Андрониках», сославшись при этом на полученное им «благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла»: http://expertmus.livejournal.com/66306.html Вот так, оказывается, можно одной рукой благословлять и экуменические игрища вокруг икон Рублева, и бесовские пляски на вывороченных могилах, среди которых покоится всемирно известный иконописец Древней Руси …

Самое смешное, что итальянцы не на шутку перепугались, узнав о слабом ропоте, прокатившемся по ряду СМИ после обнародования в нашем музейном блоге фактов строго засекреченной от российской культурной общественности сделки. По словам издания «Ведомости» от 20.12.2011 (№240 (3006)), «поскольку предрассудков - религиозных, атеистических, искусствоведческих, политических, неофитских - в нашем обществе скопилось угрожающее количество, то выставка еще до открытия была подвергнута критике. Упертых православных возмущал факт вывоза за границу икон, которые не дают для богослужения на родине, а вечно встревоженную музейную общественность раздражал несветский антураж выставки». В ответ на это итальянские участники экуменического «проекта» тут же заявили, что в Италии никто и не настаивал на вывозе к ним именно Рублева, и вся эта затея целиком и полностью лежит на российской стороне. Косвенно их слова подтверждает и директрисса ГТГ Ирина Лебедева, по словам которой «Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению». Хороша ответственность - ничего не скажешь, даже ни слова о сохранности впервые вывозимого за границу шедевра самого Рублева:-(



Зато на все лады расхваливается место экспонирования православных святынь - принадлежащий Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви Баптистерий Сан-Джованни (см. фото), о котором в пресс-релизе ГТГ отмечено, что здесь «крестили Данте Алигьери, членов семьи Медичи и еще множество выдающихся жителей Италии»: «впервые за всю историю европейской цивилизации величайшие произведения русского средневековья будут демонстрироваться в одном из памятников, наиболее значимых для мировой и христианской культуры». Ну о похождениях развратной семейки Медичи, которые «произвели раскол в Церкви и привели Рим, Флоренцию и всю Европу на край пропасти», как сказано в аннотации к нашумевшему англо-американскому сериалу, у нас теперь даже многие домохозяйки знают, а вот что касается крещения, то не собираются же итальянцы крестить заново Андрея Рублева:-)

Тут следует пояснить, что в западном средневековье портрет нередко выступал своего рода «двойником», замещая живого человека, с чем на Руси впервые пришлось столкнуться в ходе подготовки женитьбы Ивана III на Софии (Зое) Палеолог, чей портрет был доставлен в Москву в ноябре 1469 г. Иваном Фрязиным и вызвал такое удивление, что летописец даже назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Тем не менее, пресс-служба Третьяковки на крупнейших российских телеканалах, освещающих экуменический «проект» в ГТГ, что называется, «на чистом глазу» продолжает уверять граждан России, что «с картинами Джотто - не только шедеврами мирового искусства, но и свидетелями исторических событий - в Италии расставаться не хотели. Договориться о том, чтобы на время вывезти иконы в Россию, удалось, лишь отправив во Флоренцию произведения не менее прославленного русского иконописца Андрея Рублёва. Только такой обмен итальянцы сочли приемлемым»: http://rublev-museum.livejournal.com/269001.html Видимо, здесь простой расчет на то, что иноСМИ у нас читает не так много людей, если даже Президент Дмитрий Медведев, не говоря уже о его подчиненных, не читает в своём твиттер-блоге ни одно из крупнейших зарубежных СМИ в отличие от других мировых лидеров!



Дальше «тень на плетень» становится еще больше, и вот уже куратор выставки из Третьяковки Андрей Воробьев касательно даты появления экуменического «проекта» называет, не моргнув глазом, август 2011 г.: «идея такого творческого обмена созрела только в августе. У нас было всего несколько месяцев, и финальная стадия была не более месяца. Конечно, без божественного вмешательства не обошлось». Как было на самом деле, можно прочитать выше, так от кого прячут концы в воду, от нас с вами?! Ладно бы еще для видимости соблюдали хоть какие-то приличия, а то у них десница не знает, что делает шуйца:-) В один и тот же день вслед за «дезой» пресс-службы ГТГ служба коммуникации ОВЦС сообщает, что 19 декабря 2011 г. митрополит Иларион (Алфеев) «принял участие в торжественной церемонии открытия в Государственной Третьяковской галерее экспозиции «Во Христе (In Christo)» (см. фото). И - куда уж без пиара любимого начальника! - тут же упоминается, что «частью этого масштабного проекта является изданный в Италии двуязычный каталог «Во Христе/In Christo. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией». Предисловия к нему написаны, в том числе, и главами двух государств. В богословском разделе каталога представлена статья митрополита Волоколамского Илариона «По образу и подобию. Богословие иконы в Православной Церкви». Хотелось бы надеяться, что уважаемым читателям не нужно разжевывать, какие реальные сроки заняла публикация в Италии такого издания. Тут даже участие Фонда Андрея Первозванного, который привёз Пояс Богородицы и увёз Рублева, таких супер-скоростей не обеспечит:-) И, конечно, жаль, что глава нашего государства нашел время написать предисловие к каталогу Treccani, но не удосужился выполнить свои прямые обязанности, издав соответствующий президентский указ, санкционирующий вывоз из России - впервые в истории- её святынь, как об этом совершенно справедливо заметил известный политолог Виталий Третьяков.



Вся эта история с тайным вывозом из России Андрея Рублева ради экуменических «проектов» весьма дурно пахнет, и очень прискорбно, что злосмрадие исходит из стен любимого «детища» патриарха Кирилла ОВЦС. Его молодой руководитель даже съездил для «прикрытия» на Афон, чтобы заручиться благословением афонских старцев, которые и помыслить не могли, что перед ними митрополит, вынашивающий экуменические планы! Теперь митрополит Иларион (Алфеев) намеревается «презентовать» 21 декабря в католическом баптистерии православные святыни, которые, как подчеркивается в заявлениях официальных представителей Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви, «впервые окажутся в Церкви, ведь у себя на Родине они заточены в музее» (sic!). Как пишет обозреватель Andrea Fagioli в статье «Rublëv-Giotto, l’arte del dialogo», опубликованной в рубрике «ECUMENISMO», в это день пройдет торжественная церемония «поклонения перед иконой Андрея Рублева» с участием митрополита Илариона (Алфеева) и в сопровождении Московского Синодального хора, уже прозванного в церковной ограде «алфеевским»…



Правда, инициаторам экуменического «проекта» с Рублевым действительно может помешать вмешательство Бога, которого они всуе помянули:-) Дело в том, что в настоящее время во Флоренции, где в баптистерии помещен рублевский шедевр, разворачиваются самые настоящие уличные битвы со взрывами и многотысячными акциями протеста против расовой дискриминации. Так, на центральной площади Флоренции накануне собралось больше 12,000 участников, которые заблокировали входы во все прилегающие базилики (см. фото)! А ведь многим еще памятны аналогичные протесты Лондоне, где в октябре 2011 г. из соображений безопасности был закрыт вход в собор Святого Павла, у которого демонстранты разбили палаточный лагерь, а канцлер собора преподобный Джайлс Фрейзер был даже вынужден подать в отставку …

UPD. Вниманию всех заинтересованных лиц: информация о том, что экуменический "проект" осуществляется "под покровительством патриарха Кирилла" или в ином варианте "a blessing from Patriarch Kirill" (TASS) приводится только в российских СМИ: http://english.ruvr.ru/2011/12/19/62519983.html

Ни одно итальянское издание не упоминает ни о каком благословении или покровительстве выставки со стороны патриарха Кирилла: http://www.treccani.it/enciclopedia/percorsi/arte_lingua_e_letteratura/icona.html/

http://www.adnkronos.com/IGN/News/Cultura/Arte-Giotto-vola-a-Mosca-e-Rublev-arriva-a-Firenze-mercoledi_312765861140.html

http://www.avvenire.it/Cultura/Pagine/giotto.aspx

Это и понятно, ведь по международному протоколу в таком случае необходимо было указать и на благословение понтифика!

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.




andrei rublev, досье, святыня, Андрей Рублев, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

Previous post Next post
Up