Вся Италия гудит о вывозе Джотто, а в России молчат о Рублёве?

Nov 27, 2011 04:27

26 ноября 2011 г. во Флоренции состоялась презентация выставки «Во Христе / In Christo», на которой было объявлено об «обмене произведениями искусства и веры между Россией и Италией». Среди выступивших на презентации были архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори, президент области Тоскана Энрико России, секретарь Фонда религиоведения папы Иоанна XXIII Альберто Меллони и др. С 21 декабря 2011 по 19 марта 2012 гг. в баптистерии во Флоренции будут выставлены 3 бесценные древнерусские иконы из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве, которые, как особо подчеркивается в итальянской прессе, «до сих пор не возвращены Церкви в России после революции 1917 года». В то же время, с 19 декабря 2011 по 19 марта 2012 гг., в Москве будут впервые экспонироваться в Третьяковке 2 произведения мастерской Джотто - La Madonna di San Giorgio alla Costa (1290 или 1295?) и Полиптих церкви Санта Репарата (см. фото).



Giotto e bottega. Polittico di Santa Reparata. 96,5 х 241,5. 1305-1310 (1315?). Museo dell'Opera del Duomo.



Для справки: по мнению некоторых ученых, первой по времени работой мастерской Джотто является как раз Madonna di San Giorgio alla Costa, которая предшествовала росписям церкви Сан Франческо в Ассизи. Другие эксперты ставят эти работы в один хронологический ряд. Алтарь Санта Репарата был написан Джотто и его мастерской в ​​середине второй декады XIV в. во Флоренции. Напомним, что церковь Санта Репарата начал строить в 1296 г. Арнольфо ди Камбио, а 12 апреля 1334 г. Джотто приступил к завершению строительства этой церкви, где он был похоронен в январе 1337 г.




Как пишут итальянские издания, «отобранные 2 работы круга Джотто «Мадонна с младенцем» и Полиптих будут выставлены в знаменитом московском музее, за церковью Богоматери Всех скорбящих Радосте, которой владеет митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), руководитель внешних связей Русской Церкви». А в Италии, что особо отмечено в анонсах, иконы Рублева и Дионисия «будут показаны не в музее, а в церковном баптистерии Сан-Джованни во Флоренции»! Как ни странно, против данной инициативы выступили даже сторонники экуменизма, по мнению которых «любой час духовной и общественной жизни Тэзе или Бозе дарит плоды в 100 раз богаче, нежели смесь этой убийственной риторики, тщеславия и шороха митры и короны»…

В обмен на Джотто впервые из России в Италию привезут икону « Вознесение Господне» прп. Андрея Рублева († 1428) из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, а также «Распятие» Дионисия 1500 г., которое последний раз выставлялось в Метрополитэн в 2004 г., и Богоматерь Одигитрию псковской школы второй половины XIII в. (см. фото).






Распятие Господне. Дионисий. 85 х 52. 1500 г. Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. ГТГ. Инв. 29554.



Богоматерь Одигитрия. Псков. 130 х 102. Конец XIII - начало XIV вв. ГТГ. Инв. 28746. Икона происходит из церкви Николы от Кожи в Пскове. Была вывезена экспедицией ЦГРМ в 1926 г. В Третьяковку поступила в 1934 г.

По сообщению итальянского оргкомитета, вывезенные из России святыни проделают путь в тысячи километров по суше и по морю, прежде чем попасть в Италию: 5 декабря они будут отправлены из Москвы в балтийский Любек, а затем уже из Германии во Флоренцию. Работы мастерской Джотто будут отправлены из Италии более коротким путём на самолёте через Франкфурт в Москву. Причем на презентации президент области Тоскана Энрико России назвал обмен этими беспрецедентными выставками «самым важным культурным событием для Европы», а монсеньор Джузеппе Бетори, архиепископ Флоренции, указал на грядущую «встречу искусства и веры», подчеркнув, что «православные святыни из России впервые попадут в церковь именно в Италии после того, как они были заперты у себя на Родине в течение многих лет в музее».

Основной организатор выставки с итальянской стороны архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори известен у себя на родине как популяризатор нового перевода Библии на итальянский язык, на который ему удалось обратить внимание ряда научных и богословских институтов в России. Именно в данном контексте им и была сформулирована главная идея выставки: «Украсить год Италия / Россия обменом сакральных шедевров, чтобы подчеркнуть глубину и богатство нашей взаимосвязи, основанной на общем исповедании веры Никейского собора». Речь идёт VII Вселенском Соборе (Втором Никейском) 787 г., восстановившем своим оросом почитание икон и разрешившем ставить в церквах и домах иконы Спасителя, Богородицы, Ангелов и Святых. Таким образом, обмен работ круга Джотто на иконы Андрея Рублева и Дионисия, приурочен, по замыслу оргкомитета, к 1225 -летию Никейского собора! На это уже последовали резкие протесты ряда итальянских искусствоведов, которые категорически против того, чтобы использовать произведения Джотто как «дойную корову» и «ради пустой прихоти организаторов обогатить вывозом шедевров совершенно чуждую им страну» …

image Click to view




Архиепископ Флоренции монсеньор Джузеппе Бетори сообщил на презентации, что он отправится в Москву 18 декабря и на следующий день откроет выставку Джотто в Третьяковке. 20 декабря монсеньор Бетори вернётся в Италию в сопровождении … делегации Русской Православной Церкви, которая преподнесёт иконы Рублева и Дионисия как дар Флоренции?! Вернисаж в Москве специально запланирован организаторами на 19 декабря, когда в православном литургическом календаре празднуется память свт. Николая. А 21 декабря во Флоренции пройдет торжественная церемония «поклонения перед иконой Андрея Рублева» с участием руководства Московского Патриархата и в сопровождении Московского Синодального хора. Святыни из России пробудут в баптистерии во Флоренции до 19 марта, когда католическая Церковь отмечает праздник святого Иосифа. Как отмечают в оргкомитете, православные иконы добавят католическому Рождеству «обволакивающую атмосферу», а 6 января, в праздник Крещения, во Флоренции состоится парад 15 основных этнических групп: китайцев, филиппинцев, африканцев и др. в национальных костюмах, которые пройдут «как волхвы перед даром из России»…

Таким образом, о скандальном вывозе из России Рублева прекрасно осведомлено священноначалие РПЦ, которое знает и о запланированном участии православных святынь в экуменическом праздновании 1225 - летия Никейского собора! Разумеется, об этом ничего не было известно на момент подготовки редакционной статьи «Из России вывозят Андрея Рублева!» 16 ноября 2011 г., когда впервые Минкульт сообщил о «музейном взаимообмене Джотто на Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/86997.html

Да и помыслить подобное было просто невозможно, как показывают отклики верующих читателей, в т.ч. из Союза православных хоругвеносцев: «Церкви не возвращают ее же святыни, у Церкви никто не спрашивает согласия на их перемещение, и Церковь же виновата?». Теперь становится понятным то полное умолчание вокруг вывоза из России Рублева, которое продемонстрировали и Минкульт, и Третьяковка, и Синодальный информационный отдел и патриаршая пресс-служба:-) Точно такой же заговор молчания произошел в прошлом году вокруг тайного вывоза нынешней администрацией ЦМиАР редчайших икон, в т.ч. чудотворных, из собрания нашего Музея в частный американский музей, где они должны были пробыть до вынесения решения суда по иску хасидов об аресте российского имущества! Тогда Александр Авдеев даже сообщил во всеуслышание, что «ни одной российской выставки на территории США нет»: http://expertmus.livejournal.com/65767.html Кстати, на сайте Третьяковки наконец вывесили инфу о выставке Джотто, но нет ни слова о Рублеве, а только «в Италии будут показаны древнерусские иконы XIII-XVI веков из собрания Третьяковской галереи»: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3078/

Совсем как в былые совковые времена, когда один из героев пьесы Шварца «Дракон» объявляет населению: «Всё, что вам нужно, вы узнаете из коммюнике»:-) Бедная, бедная Россия! Ни слухом, ни духом не ведают твои граждане, что творится за их спиной, какие тайные планы вынашиваются, какими святынями торгуют …



То ли дело Италия, где так просто шила в мешке на утаишь:-) В связи с вывозом работ «отца итальянской живописи» там началась самая широкая общественная дискуссия сразу после выхода в свет статьи профессора Томазо Монтанари «Во Христе, обмен произведений искусства между Москвой и Флоренцией», опубликованной 1 сентября 2011 г. В этой нашумевшей статье шла речь о том, что еще 22 апреля 2011 г. архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори написал письмо управляющей Кристине Ачидини с просьбой прислать в Россию огромное (4,6 х 3,7 м) Распятие работы Джотто из церкви Всех Святых, которое в прошлом году было наконец представлено широкой публике после долгих лет реставрации с применением новейших методик лазерной расчистки (см. фото). По сведениям автора статьи, против этой просьбы духовенства была развернута широкомасштабная кампания с целью блокировать вывоз из страны этого уникального экспоната, инициаторы которой ссылались будто бы на их поддержку со стороны «высших должностных лиц государства, в частности, Президента Республики Джорджо Наполитано и председателя Совета министров Италии» (от ред. - ну чем не Россия?!). Их оппоненты возражали, что Президент Италии никогда не выходит за рамки чисто протокольных выступлений, а председатель Совета министров «вряд ли вообще знает, кто такой Джотто». Речь шла, разумеется, о Берлускони :-)




Как отмечают итальянские эксперты, в последнее время четко обозначилось стремление католической Церкви к приданию культурным мероприятиям конфессиональной направленности. В качестве примера приводится грандиозная выставка «Сила и немощь. Святые заступники Европы», о которой уже шла речь в нашем музейном блоге: http://expertmus.livejournal.com/51678.html Эта экспозиция, в открытии которой приняли участие председатель Совета министров Италии и госсекретарь Ватикана, была организована Комитетом святого Флориана епархии Удине в римском Палаццо Венеция при поддержке академического фонда Святого Георгия, отказавшегося в своё время спонсировать персональную выставку Мантеньи в Лувре. Весной 2010 г. показ Туринской Плащаницы сопровождался выставкой «Образ Иисуса Заступника», преследующей те же цели. Осенью нынешнего года в ходе апостольского визита Папы Бенедикта XVI в Германию музеи Ватикана дали исключительное разрешение вывезти всемирно известную работу Рафаэля «Мадонна Фолиньо», которая с 6 сентября 2011 по 8 января 2012 гг. экспонируется в Национальном Музеи Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen), рядом с «Сикстинской Мадонной» и 3 другими Мадоннами гигантов немецкой живописи (Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда и Лукаса Кранаха Старшего).

За многими подобными инициативами стоит, по мнению наблюдателей, посол Италии при Святом Престоле Антонио Занарди Ланди, который к 80-летию Латеранского конкордата добился передачи Церкви из музея Барджелло знаменитых рельефов бронзовых врат Флорентийского баптистерия работы Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески на конкурсе 1401 г. В июне 2009 г. посол Занарди Ланди точно также смог получить согласие на участие в чисто церковной презентации гигантской модели фонтана Четырех Рек Бернини, хранящейся в частной коллекции. Представляя в июне нынешнего года «Голову Медузы» XVII в. работы Джованни Лоренцо Бернини в Москве, синьор Ланди заметил, что «эта скульптура, среди многих, была выбрана осознанно - «Медуза» оставила след в истории русского искусства прошлого и современности, а также является излюбленным персонажем русских книг для детей и предметом вдохновения различных рок- и панк- групп» …

В этой связи целый ряд музейных специалистов в Италии выражает озабоченность наметившейся тенденцией «систематического использования Церковью художественного наследия, которое уходит из-под контроля государства». Не случайно 20 мая с.г. реставрационный совет выдал отрицательное заключение о возможности транспортировки Распятия Джотто в Россию. После публикации 3 сентября 2011 г. в «Corriere Fiorentino» статьи секретаря Фонда религиоведения папы Иоанна XXIII Альберто Меллони «Betori, il Battistero e le icone del dialogo» всплыли странные факты, что еще 27 июля администрация Флоренции дала разрешение на вывоз Распятия Джотто, на которое уже были заполнены даже накладные! В последнюю минуту их переписали, по словам автора статьи, на работы круга Джотто «Мадонна с младенцем» (Епархиальный Музей Церкви Санто-Стефано-аль-Понте) и Полиптих церкви Санта Репарата (Museo dell'Opera di Santa Maria del Fiore). Как заметил один из оппонентов Меллони: «Что может быть лучшим доказательством авантюрного характера данного музейного обмена, если организаторы так отбирают работы «отца итальянского искусства», как будто гадают на ромашке?».

Любопытно, что еще в сентябре 2011 г., когда вышла статья Альберто Меллони о вывозе 2-х работ круга Джотто, на эти произведения еще не было получено разрешения центральных органов Министерства по делам культурного наследия Италии. Более того, ведущие итальянские эксперты выступили с публичными заявлениями, что «было бы преступно отправлять отобранные шедевры в холодную Москву с её влажной зимой» и это станет нарушением 9 статьи Конституции Италии об охране исторического и художественного наследия нации. По их мнению, «итальянская католическая иерархия демонстрирует весьма нетрадиционный подход к использованию священное наследие прошлого». В частности, прозвучала критика последнего решения архиепископа Флоренции монсеньора Джузеппе Бетори ввести плату за вход не только в собор Санта-Мария дель Фьоре, но и в баптистерий Сан-Джованни, где планируется показывать привезенные из России иконы (некоторые даже высказывают упрёки в скрытой симонии).



P.S. Кстати говоря, патриарх Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, уже принимал участие в октябре 2005 г. в открытии выставки «Город Джотто принимает Дионисия» в Падуе, организованной при активном содействии местной католической епархии (см. фото) … Как раз по итогам проведения той выставки один из её организаторов, вице-президент «Ассоциации друзей России» Тэмил Антонио посетовал журналистам, что в Италии не все оценили должным образом показ Дионисия, решив, что к ним привезли «нечто похожее на сувениры для туристов», и добавил, что «Италии - стране искусства, как ни парадоксально звучит, трудно понять важность и качество культуры других народов». В том, что это вовсе не пустые слова, может убедиться каждый, посмотрев видео «Giotto-Rublev (экуменизм на марше)», где показано соединение в одном пространстве часовни Святого Семейства (Верона) копии рублевской «Троицы», которую сделала Анна-Лиза Джаннерини, с копиями фресок Джотто в Капелле Скровеньи. No comment!

Кстати, шизофреник Нерсесян, который всё грозился обвязаться гранатами и броситься под грузовик, если из Третьяковки будут вывозить Рублёва («Троицу»), отбыл, куда бы вы думали … в Италию:-) Напомним, что незадолго до своей преждевременной кончины Председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков публично заявил, что таких клинических типов, как сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян, нельзя подпускать к древнерусским иконам даже на пушечный выстрел: http://expertmus.livejournal.com/31738.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Музей имени Андрея Рублева, "Живоначальная Троица" Андрея Рублева, святыня, Андрей Рублев, расследование, andrei rublev, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), иконопись

Previous post Next post
Up