Контраст

Apr 25, 2019 16:04



Цвет - самое относительное визуальное средство в искусстве.
/Джозеф Альберс/

Мы почти никогда не видим цвета такими какие они есть на самом деле. Один и тот же цвет выглядит заметно по-разному в разном окружении. Это хорошо знакомо девушкам, которые знают, что одни цвета им идут, а другие нет.

Это так же стоит учитывать при подаче блюд, подбирая цвета таким образом, чтобы еда выглядела наиболее аппетитным и выгодным образом. Казалось бы это мелочь, которой можно пренебречь, но из таких мелочей и складывается качество.


[• Пример №1]
• Пример №1



Оранжевый цвет лосося имеет разный вид на тарелках и скатертях разного цвета. Особенно это заметно если убрать блики, тени и «залить» объекты сплошным цветом.



На голубой тарелке с синей скатертью оранжевый цвет лосося выглядит более светлым и насыщенным. А тот же самый цвет на оранжевой тарелке со светло желтой скатертью выглядит более темным и немного коричневым.

Чтобы убедится, что лосось на самом деле одного цвета, посмотрите картинку без фона:



Свежее и аппетитнее выглядит лосось на левой картинке. Но решение должно зависеть от эффекта, который вы хотите придать вашему блюду. Если вы хотите подчеркнуть эффект копчености, то больше подойдет правая картинка.

Этот оптический эффект возникает в результате одновременного контраста, когда каждый цвет отбрасывает на соседний «тень» дополнительного к себе цвета. Так дополнительный к голубому - красный, а к синему - желтый. Желтый + красный при оптическом смешении дают оранжевый, поэтому только усиливают естественный оранжевый цвет лосося на левой картинке.

Дополнительный же к оранжевому сине-голубой, а к светло-желтому - темно-синий. «Накладываясь» на оранжевый цвет лосося на правой картинке, они затемняют его, делают немного коричневым и смещают ближе к красному. Желтый цвет лимона тоже меняется соответствующим образом.

Чтобы понимать логику этого феномена, надо держать в уме правильный цветовой круг.



Для наглядности проделаем тот же эксперимент с фиолетовым пирожным. Еще раз убедимся насколько по-разному может выглядеть один и тот же цвет в разном окружении. В данном примере мне самому сложно поверить, что на левой и правой картинке один и тот же фиолетовый цвет, настолько разительное отличие, но, тем не менее, это так.



Я специально выбрал такое пестрое сочетание цветов, чтобы проиллюстрировать насколько сильной может быть эта цветовая иллюзия, поэтому как минимум о ней стоит знать, а лучше пользоваться в своих целях.





[• Пример №2]
• Пример №2



Вам никогда не казалось, что голливудские постеры в новом тысячелетии копируют друг друга, как плохо замаскированные клоны? Так вот: вам не казалось. Проблема даже не в использовании одних и тех же композиционных решений (хотя оно, конечно, налицо) - дело в цветовой гамме, которая ужалась до всего двух цветов - синего и оранжевого.

С дизайнерами все в порядке. Они просто внимательно изучили теории цвета и рассмотрели спектральные круги, использовавшиеся живописцами еще с XVII века.

О чем речь?

Комплиментарные цвета имеют интересное свойство: при использовании в тандеме они делают друг друга сильнее, ярче, выразительней. Достигается мощный художественный контраст, неявно апеллирующий к эмоциям аудитории.
Это «усиление», позволяющее добиться впечатляющего эффекта просто за счет умелого подбора красок, пришлось по вкусу художникам-импрессионистам. В 1888 году Клод Моне писал: «Цвета выигрывают за счет контраста больше, чем за счет своих природных свойств. Основные цвета выглядят ярче, когда они контрастируют со своими комплиментарными оппонентами». Охотно пользовались теорией цвета и Ренуар с Ван Гогом. У них эстафетную палочку перехватили графические дизайнеры. А позже - и создатели кино (неспроста, например, раскрасившие стекла анаглифных 3D-очков красным и зеленым).

Голливуду грех было бы не взять на вооружение теорию цвета - ведь за каждым кинопостером стоят большие деньги, вложенные в фильм. И, конечно, от постера ожидают, что он будет «продавать» кино, а для этого все средства хороши. Если для того, чтобы «зацепить» зрителя, нужен цветовой контраст, будет ему контраст.

Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали, то есть к сочетанию синего с оранжевым - почему гонку за лидерство выиграли именно эти цвета?

Ответ, как часто бывает, лежит на поверхности. Что мы видим в кино чаще всего? Чаще всего мы видим в кино людей. И если только они родом не из Африки, то у них, скорее всего, светлая кожа. Этот постоянный элемент диктует все остальное, поскольку на цветовом круге наиболее близкий к телесному цвету - оранжевый (и его оттенки). А уж если брать оранжевый, то его надо дополнять комплиментарным синим, иначе волшебство не случится.

Что делает синий фон, если поместить на него яркий оранжевый элемент? Происходит эстетический взрыв: в картинке сразу возникает напряжение, контраст создает некое настроение, сочетание цветов притягивает взгляд, сулит конфликт эмоций и… и к тому же, это просто красиво.

Синий и оранжевый оказались универсальны во многих отношениях. Это цвета льда и пламени, неба и земли, моря и суши, теплого естественного и холодного «футуристического» освещения и т.д. Синим можно стильно подсвечивать тьму, оранжевым красиво насыщаются эффектные взрывы.

Что в итоге: фантастика, фэнтези, хорроры и экшены буквально взрываются сочетаниями уже известных нам цветов.


[• Пример №3]
• Пример №3



Существуют различные штампы относительно цвета. Что, например, красный - это цвет опасности, а зеленый успокаивает и т.п., но это неоправданные упрощения. Символическое значение и эмоциональное восприятие цвета зависит от контекста. Одними и теми же оттенками красного цвета можно нарисовать сочное, аппетитное яблоко, а можно пятно крови. Естественно, что один и тот же красный цвет будет вызывать разные эмоции в этих двух ситуациях.

Рассмотрим лидеров президентской гонки. По стечению обстоятельств во второй тур вышли кандидаты, которые используют в своих кампаниях практически идеально подобранные дополнительные цвета. Дополнительным к зеленому является пурпурный цвет, а не красный как часто ошибочно считают. Отклонение от дополнительности состоит в том, что в кампании Порошенко используется несколько затемненный пурпурный цвет, а не чистый.



Дополнительные цвета с одной стороны являются максимально контрастными, противоположными, а с другой стороны они дополняют, уравновешивают, требуют возникновения друг друга. Символически это можно сформулировать, как единство и борьбу противоположностей.

Вряд ли политтехнологи специально так подбирали цвета, но в данном случае уместно сказать, что случайности не случайны. Дополнительные цвета требуют возникновения друг друга, как на психологическом, так и на физиологическом уровне и люди часто интуитивно стремятся к таким сочетаниям.
Это называется последовательным контрастом дополнительных цветов.



Что символически выражают эти цвета в контексте второго тура выборов?
Выбор команды Зеленского очевиден, кроме созвучности с фамилией они вкладывали в зеленый цвет такие понятия, как весна, перемены, неопытность, обновление. В соответствии с принципом дополнительности пурпурный цвет Порошенко принимает на себя все противоположные значения: осень, стабильность, опытность, старое. Вероятно, когда Порошенко предлагали этот цвет в него вкладывали иной смысл, возможно говорили, что пурпурный - это цвет римских императоров и является символом власти. Однако мы не в Древнем Риме и в противопоставлению зеленому цвету Зеленского он приобретает такие значения. Вышел бы во второй тут кто-то другой вместо Зеленского, был бы другой контекст и другие значения.



Тема противопоставления цветов используется в одном из роликов в поддержку Зеленского, где новые смыслы возникают за счет символики светофора. В этом контексте зеленый означает движение вперед, пурпурный - стояние на месте.

В недавней истории была еще одна эпичная битва двух дополнительных цветов. Оранжевого цвета Ющенко и сине-голубого цвета Януковича.



Определенную роль в этих противостояниях играет и количественные соотношения цвета. Считается, что чтобы дополнительные цвета уравновешивали друг друга их необходимо брать в определенных количественных соотношениях, потому что разные цвета обладают разной интенсивностью. Это проверяется таким способом: берется диск, раскручивается и смотрится при каком количественном соотношении получается более менее серый цвет.

Соотношение оранжевого к сине-голубому должно быть один к двум. Грубо говоря, на 4 билборда Ющенко должно быть 8 билбордов Януковича. Но даже если не прибегать к помощи дисков и просто вспомнить события тех дней, очевидно, что оранжевый гораздо сильнее въедался в сознание.



С Зеленским и Порошенко похожая ситуация. Количественные соотношения зеленого и пурпурного пять к семи. Но пурпурный Порошенко, как мы сказали раньше, не спектральный, кроме того с градиентом в сторону фиолетового. Так что и здесь соотношение должно быть близкое к один к двум в пользу зеленого цвета.

Безусловно цвет - это не основной фактор в решении за кого голосовать, однако видимо свою роль он также играет.


По материалам: © Почтар Олег


Сочетание.
Валёр - перевод с француского.
Ценность искусства.
Язык цветов.
Оптическая активность «живой» природы.
Психология цвета.
ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ.
… о композиции и Композиции.
Видеть благодаря движению.
О цветоформе.
Рисующие узлы.
Поймать неуловимое.
Умениее рисовать.

Культура, Язык

Previous post Next post
Up